У театров, как и у людей, свои биографии, истории, судьбы. Немало человеческих жизней, романтических и трагических историй промелькнуло на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна.
От них сохранились воспоминания, газетные вырезки и пожелтевшие фото.
Согласно поверьям, призраки тех, кого когда-то обожествляли бакинцы, и кого давно с нами нет – незримо продолжают свой путь, репетируя по ночам со своими режиссерами, несыгранные когда-то роли. И может быть, среди них тот, кому театр обязан своим рождением…
Родившийся в Баку Владимир Швейцер – драматург, киносценарист, завлит московского театра «Летучая мышь» и театральный режиссер. Когда «Летучая мышь» распалась в Тифлисе, он без раздумий вернулся в родной Баку и, заручившись поддержкой нескольких друзей, отправился к начальнику КавРОСТа С.Я.Багдатьеву с идеей создания театра миниатюр, театра пролетарской агитки. Предложение было принято: в многонациональном и многоконфессиональном городе на пересечении Востока и Запада революционная агитка была как нельзя кстати.
27 сентября 1920 года вышел приказ АзЦентропечати и АзКавРОСТа о создании нового советского театра. Владимиру Швейцеру было поручено подыскать помещение и сформировать труппу в самые сжатые сроки. 20 декабря 1920 года новый театр впервые распахнул двери перед бакинским зрителем.
Государственный Свободный сатир-агиттеатр был открыт по ул.Ольгинской (позже – Джапаридзе, Мамеда Эмина Расулзаде) в помещении бывшего пассажа Тагиева, который власти использовали под кинотеатр «Интернационал» (позднее кинотеатр «Азербайджан»).
Общее и идейное управление театром возлагалось на КавРОСТ, художественное и административное – на дирекцию, состоявшую из четырех человек. Литературную часть возглавила Н.Городецкая, административную – Н.Орешков, главный режиссер – В.Швейцер, секретарем дирекции был назначен администратор Ф.Александров.
Репертуар театра формировался по принципу «Летучей мыши», а также бакинских театров «Момус», «Улыбок» и др., существовавших до советизации Азербайджана. Среди многочисленных талантов создателя «Сатир-Агита» была способность окружать себя людьми, нужными театру, — это были профессионалы кабаретного жанра, стиля миниатюры. Новый театр был сформирован из оставшихся в Баку сотрудников «Летучей мыши», бакинских и московских литераторов, артистов, художников театра «Момус».
Коллектив театра в сезоне 1920-1921 гг. насчитывал всего 93 человека, из них 30 актеров. Многие из тех, кто работал в БакКавРОСТа, были приверженцами самых острых, революционных направлений и тенденций в изобразительном искусстве – кубизма, супрематизма, футуризма и т.д.
К 1923 году театр миниатюр, выполнявший функции политической агитки, закономерно исчерпал себя. Стало абсолютно очевидным и для руководителей театра, и для городских властей, что Сатир-Агит необходимо преобразовать в театр больших форм, театр для нового поколения советских людей. И в октябре 1923 г. театр был пере-именован в Бакинский рабочий театр.
Бакинский Рабочий Театр
Когда вопрос о преобразовании Сатир-Агита встал всерьез, директория театра задумалась о новом названии. Поначалу предполагалось назвать именем рабочего Петра Монтина, одного из первых революционеров и друзей искусства. Но в конечном итоге театр получил указанное название. Создать такой театр к началу нового сезона 1923-1924 гг. президиум Баксовета поручил БОНО, а тот поручил В.Швейцеру, назначенному ответственным руководителем Рабочего театра, объехать главные театральные города – Москву, Одессу, Киев, Ростов-на Дону и др. с целью сформировать труппу из высокопрофессиональных, популярных артистов на первые роли. На вторые и третьи роли пригласили артистов из расформированных бакинских театров и учеников драматического техникума БОНО.
Поскольку помещение для нового театра пока найдено не было, то коллектив в течение сезона 1923-1924 гг. продолжал работать на Ольгинской, 4. Открыли новый сезон 25 октября 1923 года спектаклем по пьесе С.Минина «Город в кольце». В течение первого сезона театр снискал среди бакинцев широкую и устойчивую популярность, полностью оправдав своё название – рабочий.
Это послужило основанием для решения Наркомпроса (лето 1924 г.) о ликвидации театра, занимавшего помещение кинотеатра «Микадо» по улице 9 Января (позднее Гоголя), дом 7/9 с тем, чтобы БРТ получил новое помещение, где и сцена, и зал были гораздо больше.
Помещение кинотеатра «Микадо» при Азербайджанской Демократической Республике занимал частный театр «Пель-Мель», а до этого – бывшая антреприза А.Полонского под названием «Государственная русская драма», которая, пережив пожар в арендованном помещении Тагиевского театра, перебралась в помещение национализированного новой властью кинотеатра и объединилась с остатками находившейся там труппы слившихся театра С.Воронова «Улыбок» и театра Народно-солдатского собрания.
Этот коллектив и стал называться Государственным театром русской драмы. На баланс БРТ были переданы все имеющиеся декорации и костюмы. Сцену перестроили под современные требования.
В состав БРТ вошла часть труппы расформированного театра, в том числе артисты Николай Агуров (Волков), Наум Шафир (Соколов), Наталья Снежина, Алексей Злобин (Полонский), Леонид Гевитт, режиссер Александр Иванов. Режиссер Э.Лойтер, сменивший Д.Гутмана в этом сезоне, продолжал его новаторские начинания в поисках современной формы. Он привнес свои новаторские приёмы: использование кинокадров в с пектакле, световых реклам, лозунгов, сатирических интермедий. В следующем сезоне 1925-1926 гг. театр отказался от экспериментовсо сценическим пространством; в планшет сцены был врезан вращающийся круг.
В сезоне 1926-1927 в рамках проекта «художественно-театральной экспансии» приехали «мейерхольдовцы» – режиссер В.Ф.Фёдоров, актер С.Майоров и художник Илья Шлепянов. Главным режиссером стал Василий Фёдоров. Постановочная работа проходила в направлениях эклектизма и условного (конструктивного) реализма, сохранявшихся до сезона 1931-1932 гг.
Сезон открылся постановкой В.Фёдорова и И.Шлепянова пьесы «Рычи, Китай», которую до этого он поставил в театре В.Мейерхольда. С.Майоров пробует себя в качестве режиссера-лаборанта, а актерский состав по-полнили М.Жаров и Ф.Раневская. В 1927 г. на базе БРТ были созданы«Малый рабочий театр» и Театр рабочей молодежи.
Главным режиссером и Малого, и Большого, и ТРАМ был Василий Фёдоров. Из них Малый просуществовал всего один сезон, поставив 5 спектаклей: «Штиль», «Мать», «Мятеж», «Золото» и «Недоросль». Летом в театре был проведен первый капитальный ремонт, построены дополнительные помещения, ложи, фойе. С 1 января 1930 г. театр перешел на непрерывную рабочую неделю.
В октябре 1930 г. при БРТ была открыта театральная мастерская с целевой установкой подготовки профессиональных кадров для БРТ, со сроком обучения 2 года. Кроме того, актеры Андрей Стешин и Роман Ромин создали при БРТ музей. 20 декабря того же года театру исполнилось 10 лет. В связи с этим ЦИК и Совнарком АзССР приняли постановление наградить БРТ орденом «Трудового красного знамени» и присвоить театру имя революции 1905 года.
Кроме того, 3 апреля 1931 г. вышло постановление Совнаркома, по которому труппа БРТ перестала быть сезонной и приобрела статус постоянно действующей (круглогодичной) стационарной труппы, работающей 9-10 месяцев в год; в театре устанавливалось единоначалие и вся власть и ответственность возлагались на директора.
В постановлении говорилось также о необходимости постройки нового здания для театра. К сезону 1931-1932 гг. актерский состав уменьшился с 75 до 54 человек. В частности, М.Жаров и Ф.Г.Раневская перешли в московский Камерный театр. Главным режиссером и художественным руководителем стал Сергей Майоров.
Государственный Краснознаменный Театр Русской Драмы
24 января 1937 г. в газете «Бакинский рабочий» было опубликовано постановление Совета народных комиссаров АзССР о переименовании Бакинского краснознаменного рабочего театра имени революции 1905 года в Азербайджанский государственный краснознаменный театр русской драмы. Театр обрел статус республиканского значения. Лозунг деятелей советского театра – «Назад к Островскому» был обусловлен прежде всего отсутствием высокохудожественной советской драматургии. Поэтому в репертуаре театра этого периода появились пьесы не только А.Н.Островского, но и М.Горького, и Л.Толстого.
Нравственные поиски героев, их душевные страдания, попытки определения своего места в жизни становятся предметом творческих исканий театра на долгие годы. Июль 1941 года театр должен был провести на гастролях в Ленинграде, куда уже были отправлены декорации, костюмы и реквизит для спектаклей «Вагиф», «Гаджи Кара», «В степях Украины», «Золото», «Кремлевские куранты», «Сентиментальный вальс», «Любовь Яровая», «Свадьба Кречинского», «Мачеха». Начавшаяся Великая Отечественная война разрушила эти планы. Из труппы в 47 человек была сформирована концертная бригада в составе 35 человек. Актрисы Вера Ширье и Ксения Бабичева выезжали в составе бригады ЦК на линию фронта.
Состав труппы по-прежнему формировался с учетом необходимых амплуа. 20 февраля 1944 г. при театре открылась студия, в которой обучались 5 мужчин и 9 женщин. Руководителем был назначен Алексей Львович Грипич, а завучем – Леонид Эдуардович Гевитт. Среди выпускников студии были Рахиль Гинзбург, Ирина Васищева и Анатолий Фалькович, ставшие гордостью и славой азербайджанского театрального искусства. В это время здание театра требовало ремонта.
Творческие связи выдающегося азербайджанского поэта, драматурга, переводчика, ученого, критика Самеда Вургуна с театром Русской драмы, на сцене которой в 1956 году была осуществлена постановка его поэтической драмы «Вагиф», получили символическое выражение в решении правительства о присвоенном театру его имени. В 1956 году театр был переименован, но для многих поколений бакинских зрителей он так и остался – «Русской драмой».
С 11 июня 1956 года театр Русской Драмы стал именоваться Азербайджанским государственным русским драматическим театром имени Самеда Вургуна. Этот период и первая половина 60-х связана с именем и творчеством народного артиста, Лауреата Госпремии Магеррама Ашумова.
1962-1964-е годы ознаменовались генеральной реконструкцией здания театра. Труппа играла спектакли на площадках театров оперы и балета, музыкальной комедии. Зрительный зал был перестроен: исчезли ложи, бельэтаж, ложи бенуар. Ходатайствовать об этом администрацию театра подвигли постоянные нарекания зрителей на неудобное расположение мест за колоннами и ложами бенуар.
Начиналась эпоха советского конструктивизма, и помещение зрительного зала было оформлено в соответствующем духе: строго, просто, без вычурных излишеств. От предыдущего интерьера остался амфитеатр и две ложи по обеим сторонам зала у самой сцены. Таким зал «Русской драмы» предстал перед современными зрителями.
Перестройка, объявленная в стране в 1985 году, не особенно сказалась на репертуарной линии театра, который продолжал собирать аншлаги и радовать зрителя успешными работами популярных актеров и режиссеров. Во второй половине 80-х годов в труппу перешли из Азербайджанского драматического театра им. М.Азизбекова народные артисты республики Мелик Дадашев и Фуад Поладов. В 1990 году М.Дадашев был назначен директором и художественным руководителем «Русской драмы». Как актер он прославился здесь работами в спектаклях Джаннет Селимовой «В хрустальном дворце», «Закат», «День казни».
1991-й год, ознаменовавшийся крушением СССР и провозглашением государственной независимости Азербайджана, выдался кризисным для театрального искусства, как и культуры в целом. Отток зрителей, наметившийся в этот период, продолжался еще несколько лет.
В ноябре директором театра был избран Адалят Магсад оглы Велиев, который уже работал здесь заместителем директора с 1985-го по 1987 год. Не боясь трудностей и хорошо владея ситуацией, новый директор сумел в короткие сроки наладить трудовую дисциплину, выровнить репертуарную линию театра, возродив его к новой жизни в сложнейшую эпоху перемен.
При А.Велиеве, который находился на посту до февраля 1993 года, в театре начался отток профессиональных кадров, возникли большие затруднения с получением современной драматургии, а зритель, попавший в жернова социально-экономических проблем, утратил интерес к театральному искусству. Надо было применять пиар-приемы, которые бы вернули интерес публики к театру.
Велиев начал с того, что отправил популярных артистов театра в школы и институты, в госпитали и военные части. Он понимал: для того, чтобы обеспечить театру будущее, надо работать с потенциальным зрителем. Затем организовал круглые столы с представителями средств массовой информации. А.Велиев вернул в театр популярных артистов Веру Ширье, Анатолия Фальковича, Сергея Якушева, устроил бесплатные просмотры для пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной и карабахской войн.
Велиев был убежден, что эта связующая нить между сценой и залом не должна прерваться, как и не должна прерваться связь с маленькими бакинцами, которым выпало жить в переломное время. В тяжелых условиях острую нехватку драматургического материала приходилось компенсировать собственными силами. Так появилась первая сказка, написанная Владимиром Неверовым – «Приключения Листалика в стране сказок». Всего с ноября 1991-го по февраль 1993 года под руководством Адалята Велиева было поставлено 17 спектаклей, в том числе и детских. Это были комедии, мелодрамы, драмы, трагедии, сказки.
В марте 1993 года директором «Русской драмы» был назначен М.Ибрагимов, главным режиссером – А.Шаровский. Продолжив многое из начинаний А.Велиева, новое руководство столкнулось с новыми трудностями. В этот период начался бум видео и шоу-представлений, интерес к театру резко упал. Требовалось придумать такую форму общения со зрителем, которая смогла бы отвлечь его от американских боевиков, мыльных опер, мистических триллеров.
Так появились «Апофигеи» и театральные пародии на мыльные оперы, которые оказались вполне конкурентоспособными. В результате театр выстоял и смог вернуть своего зрителя. Но потребовалось много лет, чтобы публика, увлеченная комедийным жанром, заинтересовалась трагедией и драмой.
В репертуарной афише появляются «Лебединая песня» А.Чехова, «Август выполняет свой долг» Б.Шоу, «Недосягаемая» С.Моэма, «Красавец-мужчина» А.Н.Островского, «Кин IV» Г.Горина, «Мой любимый сумасшедший» Эльчина, а позже – «Визирь Ленкоранского ханства» М.Ф.Ахундова, «Бурла Хатун» Н.Хазри, «Неф тяной бум улыбается всем» М.Ибрагимбекова, «Король Лир» У.Шекспира, «Трамвай Желание» Т.Уильямса, «Чайка» А.П.Чехова, «Пeтля» Р.Ибрагимбекова. 19 ноября 2006 года после премьеры спектакля А.Шаровского «Фархад и Ширин» по пьесе С.Вургуна театр в соответствии с указом президента республики «О капитально-восстановительных работах во всех театральных сооружениях» временно переехал в другое помещение.
Здание театра, выстроенное на рубеже XIX и XX веков, нуждалось в серьёзной реконструкции: крыша, перекрытия, служебные помещения, техническое оснащение сцены требовали обновления. 1 декабря здание театра по ул.Хагани, 7 закрылось на капитальный ремонт. Вплоть до 26 мая 2008 года коллектив играл спектакли в близлежащем здании Дома культуры каспийских моряков.
26 мая 2008 года состоялось торжественное открытие «Русской драмы» после капитального ремонта с участием президента республики Ильхама Алиева и его супруги Мехрибан Алиевой.
В июне с труппой РДТ был объединен русский сектор Бакинского театра юного зрителя, и состав труппы увеличился до 60 человек. 25 июня директором театра был назначен Адалет Гаджиев.
В 2009 году в рамках указа президента страны «О развитии театрального искусства на 2009-2019 гг.» и международных постановочных проектов при активной поддержке Министерства культуры и туризма было усовершенствовано техническое оснащение сцены театра, проведены тренинговые мастер-классы ведущих специалистов России и Грузии по световому художественному оформлению спектакля.
Первый год после капитального ремонта ушел на овладение новыми технологиями сценического оборудования, освещения и звуковой аппаратуры. Поэтому при поддержке Министерства культуры и туризма при театре в сезон 2009-2010 гг. были созданы студийные мастер-классы по технике речи, гриму, сценическому движению, вокалу, драманализу.
В начале сентября 2010 года коллектив принял участие в международном театральном фестивале «Театр. Чехов. Ялта» в Украине со спектаклем по пьесе М.Задорнова «Хочу купить мужа» («Последняя попытка»). На этом фестивале экспертной группой театральных критиков Украины и России Александр Шаровский был признан лучшим интерпретатором комедийного жанра.
В этот период руководство театра главное внимание уделяло наряду с совершенствованием технической оснащенности повышению уровня сценического мастерства молодых актеров и расширению зрительской аудитории. Не забывали в театре и о планах творческих гастрольно-фестивальных контактов с театрами России и Грузии.
Валентина Резникова
Количество просмотров: 5 423