Результаты безрезультатного сочинского саммита

31 октября состоялась встреча российского Президента В. Путина с президентами Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром Армении Н. Пашиняном.
Ряд уверенных заявлений армянского лидера, накануне встречи, вселяли надежду, что лидеры в Сочи смогут прийти какому-то консенсусу.
Однако имперский климат, царивший на российском медиапространстве, высокомерные высказывания российских политологов армянского происхождения и их коллег по цеху по российским центральным каналам не могли не сказаться на нежелание лидеров «российских провинций» (так назвал один российский сайт независимые дружественные страны) собрать уж готовые пазлы в результативное заявление. Да и искусственно накачиваемые напряжения среди армянского населения нагорной части Карабаха против завершения противостояния на Южном Кавказе накануне встречи показывало куда ведут нити.
Складывается впечатление, что российские идеологи заведомо нагоняли негативный климат накануне встречи, чтобы уже практически готовое решение много-десятилетнего конфликта не сформировалось в конечный результат.
Я и ранее писал, что идеология конструирования политических отношений с соседними странами по модели «человека с ружьем» не позволяет России выйти на цивилизованные формы сотрудничества с бывшими странами Союза. Вечное напоминание принципа «старшего брата», «первого среди равных» вызывает обратную реакцию. Деструктивные силы в Москве могут быть довольны, что карабахский процесс провис в нерешенном состоянии. Но мне представляется, что эти силы оказали медвежью услугу Кремлю – еще больше развернули «российские провинции» в сторону Запада. Да и устроенное представление с пресс-конференцией, на которой журналисты с явным желанием продемонстрировать, что карабахский вопрос малозначимое явление на международной политической арене, оставил осадок на результатах встречи. Не думаю, что в ближайшее время у лидеров этих стран появится желание ехать в Москву для выяснения отношений между собой. Этот московский саммит вытравил их на Запад.
Пражский саммит подготовил практически все нужные пазлы, чтобы соединить их воедино.
Это понимание мирного договора, квинтэссенция которого составляет взаимное признание территориальной целостности и суверенитета, в рамках Соглашения по СНГ от 8 декабря 1991 года, это необходимые для делимитации и демаркации карты республик с указанием границ, имеющиеся в каждой республике в соответствующих комитетах геодезии и картографии. Москве оставалось вложить пазлы с конструкциями взаимодействия армянской и азербайджанской общин в нагорной части Карабаха, а также определиться моделью функционирования маршрутов между Арменией и нагорной частью Карабаха и западными районами Азербайджана и Нахичеванью.
Но это не было сделано.
Но все равно есть результат и этой безрезультатной встречи.
1. Нагорно-Карабахский конфликт решен два года тому назад. Никто не возразил против этого тезиса Президента Азербайджана И. Алиева.
2. Никто не возразил против тезиса армянского лидера Н. Пашиняна, что «все без исключения государства считают Карабах частью Азербайджана».
3. Никто не возразил против тезиса армянского лидера Н. Пашиняна «самой главной задачей является установление мира между Азербайджаном и Арменией и не зацикливаться на «Арцахе». Тем более, никто в мире не признает Нагорный Карабах вне Азербайджана».
4. Армения согласилась на контроль маршрута между Западными районами Азербайджана и Нахичеванью российскими погранвойсками.
Все было готово. Не хватало только одного, о чем говорил Пашинян накануне.
«Но есть важное обстоятельство: в подобных конфликтах никогда мир не устанавливался, если не было гаранта договоренностей о мире. Это могут быть сверхдержавы, которые помогают нам достичь мира и гарантируют реализацию договоренностей», — пояснил он.
Лидеры стран приехали в Москву с уже практическим решением с надеждой получить гаранта этой договоренности. Но …. Москва послала их на Запад.
Поэтому Пашинян умалчивал, кого он видит в виде гаранта. Очевидно, что Пашинян не только Россию видит в этом амплуа. В противном случае этот вопрос и не возникал бы. Сейчас у него руки развязаны. Он может подписать этот документ в любой европейской столице.
Что касается Азербайджана, то Президент И. Алиев всегда заявлял, что готов на любой площадке вести переговоры с целью достижения долгожданного мира и спокойствия.
Почему-то в российском политологическом сообществе, проживая в прошлом, считают, что только наличие конфликта может быть основанием для присутствия на Южном Кавказе.
Вся трагедия заключается и в том, что насажденное западнокатолическим союзом, вредное ущербное для России, антитурецкое настроение, усиливаемое российским политологическим сообществом армянского происхождения, почти 300 лет доминирует в умах российского политического пространства.
Подписанная 22 февраля 2022 года Московская Декларация между Азербайджаном и Россией, нарастающий торговый оборот с расширяющимся экономическим сотрудничеством, культурные связи, личные теплые отношения между лидерами двух стран, азербайджанские транспортные маршруты, превращенные в дорогу жизни для России – разве все это не являются гарантом честного, откровенного отношения.
Плохо, что определенные силы, одни в силу своей генетической тюркофобии, другие от страха потерять «манны небесные» от армянских «спонсоров» (Бог кормил Моисея и его соплеменников 40 лет!) деформируют российскую политику, разрушают важное, окаймляющее Россию, пространство. Запад разрушает западное пространство, тюркофобы, помогая Западу — южнокавказское, а для центрально-среднеазиатского пространства охотников много найдется.
Кямран Рустамов
Источник: dzen.ru

Добавить комментарий