Представляем вашему вниманию доклад Азера Сафарова «Развитие союзнических отношений с Российской Федерацией — путь к полному и окончательному решению Карабахского конфликта» 20-ой научно-практической конференции “Карабах вчера, сегодня и завтра”, посвященной Азербайджано-армянской войне, возникшей в результате территориальных претензий Армении к Азербайджану и ее прямой агрессии. Конференция, проводилась по инициативе Организации
Освобождения Карабаха в городе Баку 26 мая 2021 года
Убедительная победа во Второй Карабахской войне
(Великая отечественная война, 44 дневная война и т.д.) позволила Президенту Азербайджана И.Г. Алиеву утверждать, что Карабахская проблема решена. По его мнению, эта
проблема решена военно-политическим путем, поскольку
уничтожена военная машина агрессора, оккупированные
территории освобождены, международно-признанные границы
Азербайджанской Республики восстановлены, четыре
резолюции Совета Безопасности ООН, требующие
немедленного и безоговорочного вывода вооруженных сил
Армении из оккупированных территорий, выполнены. Созданы
условия для восстановления власти Азербайджанского
государства в зоне компактного проживания армянской общины
Карабаха, восстановлении хозяйственных связей этого региона с
экономикой всего Азербайджана. Открытие границ Армении,
создание новых транспортных коммуникаций региона с
участием Армении, включение этой республики в
международную транспортно-логистическую систему на
маршрутах «Восток-Запад» и «Север-Юг» позволит усилить
мирный процесс в регионе и добиться прочного и
долгосрочного мира.
Все это дало основания Президенту И.Г. Алиеву
говорить о решении Карабахской проблемы в принципе, и мы
полностью с ним можем согласиться.
Вместе с тем, с учетом исторического опыта армяно-азербайджанских отношений, сложных процессов,
происходящих в армянском обществе после поражения в войне,
усилившейся пропаганды реваншизма со стороны карабахского
клана, дашнакского фашизма и других деструктивных сил, а
также неоднозначной позиции российских властей к этому
вопросу в совокупности с попытками западных держав
противостоять усилению роли России и Турции на Кавказе,
использовать реваншистские силы Армении для достижения
своих целей и многое другое позволяет нам утверждать, что
говорить о полном и окончательном решении Карабахской
проблемы преждевременно.
Что мы подразумеваем под понятием «полное и
окончательное решение Карабахской проблемы»? В содержание
этого понятия мы предлагаем включить следующие
составляющие:
а) восстановление власти Азербайджанского государства в
районах компактного проживания армянского населения и
вывод российских миротворческих сил из этой зоны;
б) восстановление исторических границ Карабахского региона
(Карабахское генерал-губернаторство АДР, Карабахское
ханство и т.д.) с включением Зангезурской области,
искусственно расчленившей азербайджанские земли и
отделившей Нахичевань от основной части Азербайджана;
в) очищение Армении от фашистской идеологии и установление
международно-правового запрета на любые проявление
фашистской идеологии в этой стране;
г) добиваться таких качественных изменений в российско-азербайджанских отношениях, чтобы это гарантированно
исключило поддержку Армении в какой-либо форме со стороны
Российской Федерации.
Предложенный подход предполагает проведение
определённой сдерживающей политики по отношению к
армянам в Азербайджане, в Армении, в мире и в тоже время
всесторонней стимулирующей и притягательной политики по
отношению к Российской Федерации.
Поясню вначале первую часть данного утверждения.
Дело в том, что для установления власти Азербайджана в
районах компактного проживания армянского населения
потребуется немало времени и усилий как со стороны
центральных властей Азербайджана, так и со стороны
миротворческих сил России. На мой взгляд, самым простым и
эффективным решением этой проблемы было бы переселение
армянского населения из этого региона в другие районы
Азербайджана и, пожелавших этого людей, даже в другие
страны, например, в Армению или Россию. В этот проект могли
бы внести свой вклад азербайджанские и армянские общества
России, организовав обмен домами и квартирами армянских
жителей Карабаха с азербайджанскими жителями России. До
тех пор, пока в этом регионе будет компактно жить армянское
население, риски возрождения сепаратизма, террористической
деятельности и попытки разжигания новой войны будут
существовать.
Мне, как уроженцу Карабаха, думается, что люди,
поднявшиеся под лозунгами «миацум» на вооруженную борьбу
за отделение Карабаха от Азербайджана, учувствовавшие в
актах геноцида азербайджанцев в Ходжалы, Малыбейли,
Мешэли, Керкиджахане, Агдабане и других населенных пунктах
Карабаха, превратившие в руины наши некогда цветущие
города и деревни, полностью потеряли моральное право жить в
Карабахе!
С другой стороны, нахождение Российского военного
контингента в этом районе, населенного армянами на
относительно длительный период тоже создает риски
суверенитету Азербайджанской Республики. С учетом опыта
исторических последствий российского присутствия на Кавказе,
постоянно поддерживающих армян и использующих их против
коренного населения этого региона, а также с учетом все
усиливающейся роли армянской лобби во властных структурах
России, эти риски будут только возрастать.
Следует также отметить, что в историко-географическом
плане к Западному Азербайджану относились Эриванская,
Карская, Эрзурумская области и другие земли. Зангезур и Гекча
всегда относились к Карабаху. Как известно, после
установления советской власти в Азербайджане, решениями
партийных органов большевиков Зангезур был оторван от
Карабаха и передан Армении в качестве подачки дашнакам для
ускорения советизации Армении. Эти решения партийных
органов без учета воли народа, без какого-либо юридического
обоснования и в нарушение прежнего статуса этих земель, были
незаконным актом, и сейчас пришло время поднять вопрос о
возвращении этих земель законным наследникам. Этот вопрос
может быть предметом официальных переговоров между
Азербайджанской Республикой, как правопреемника АДР и
Российской Федерацией как правопреемника СССР и РСФСР.
Мы же, люди, потерявшие свои наследственные земли в
Зангезуре, дома и имущество в Карабахе, наверно должны
судиться с Республикой Армения за восстановление своих
имущественных прав.
Еще одна возможность присоединения Зангезура
появилась после второй Карабахской войны. С учетом
ограниченных финансовых возможностей современной
Армении, Зангезур можно потребовать в счет оплаты
контрибуции за учиненные разрушения в Карабахе и
прилежащих территориях за годы армянской оккупации,
которую непременно нужно будет добиваться в международных
судебных инстанциях.
Эти и другие судебные акты над военными
преступниками, над идеологами фашизма в Армении в
комплексе должны быть направлены на уничтожение
агрессивной сущности несостоявшейся армянской
государственности, ликвидации самой возможности
агрессивных действий по отношению к соседним странам. Мы
твердо уверены – пока не ликвидированы все причины и
условия армянских претензий к соседним народам и странам, а
также сама почва армянского фашизма, говорить о полном и
окончательном решении Карабахской проблемы
преждевременно.
Да, можно согласиться на право армянского народа иметь свое
государственное образование и на решение основателей АДР
уступить город Эриван армянам, для учреждения своего
государства и своей столицы. Но, никак нельзя смириться с
сохранением в этой стране в виде господствующей
политической идеологии оголтелый фашизм. Эта идеология,
отравляя души армян, зомбируя их, создает широкую
социальную базу для отрядов террористов, варварских
разрушительных орд, готовых напасть на соседей и опустошить
их земли, политиканов, готовых разжечь огонь региональных и
глобальных войн. Решением этой проблемы может стать запрет
международных судебных инстанций на любые проявления
фашистской идеологии и право иметь армию для Армении на
основе совместного иска Азербайджана, Грузии, Турции и
России. Поддержав такую инициативу, Россия могла бы
облегчить горькие последствия водворения на Кавказ племени
хаев. Это переселение, проведенное Россией, Л.Н.Толстой в
свое время охарактеризовал как: «нож, воткнутый в спину
народов Кавказа со стороны Российской империи». Может быть,
пришло время залечить эту рану?!
Главным условием полного и окончательного решения
Карабахской проблемы является достижение качественно
нового уровня отношений между Российской Федерацией и
Азербайджанской Республикой, исключающего дальнейшее
использование армян, как средства давления на Азербайджан со
стороны Российского государства и позволяющего армянам
поэтапно захватывать азербайджанские земли, подвергать
геноциду азербайджанское население за спиной русского
солдата, начиная со времён их водворения на Кавказ Российской
империей. Эта архисложная задача, которая предполагает
изменение траектории, механизмов, инструментария всей
кавказской политики России и которую я характеризую как
старо-имперскую и проармянскую политику. Суть этой политики
выражается в постоянном давлении России на государственные
образования Кавказского региона, используя звериную силу
армянского национализма, как важного инструмента
достижения своих целей в регионе и одновременным
удовлетворением агрессивных потребностей приезжих армян за
счет коренных народов, порою жертвуя стратегическими
интересами самой России. Этому способствует, несомненно, из
года в год усиливающееся влияние всесильного армянского
лобби России. Однако главной причиной является сила инерции
самой этой политики, инерции политического сознания в
России, не умение государственных мужей адекватно оценивать
существенные изменения, происходящие в мире, в регионе, в
самой России. Не умение творчески подойти к возникшим
проблемам, легкость применения старых, проверенных, хотя и
малоэффективных шаблонов в изменившихся условиях сегодня
является главной проблемой во внешней политике ведущих
держав мира, в том числе и России. Поэтому, чтобы добиться
существенной корректировки кавказской политики России в
свою пользу, азербайджанская внешняя политика должна
оставаться стабильной и прозрачной, а азербайджанской
дипломатии нужно будет проявить чудеса изобретательности с
учетом следующих моментов:
а) внимательнейшим образом изучать и учитывать, как
государственные интересы РФ, так и отдельных групп, а также
лидеров политической элиты России;
б) выдвигать такие предложения для формирования и развития
союзнических отношений с РФ, чтобы было невозможно
отказаться от этих предложений;
в) выдвигая очень выгодные предложения Российской стороне,
одновременно показывать наличие альтернативных вариантов и
их возможных последствий.
Президент РФ В.В.Путин, проявив максимум
реалистичности и конструктивности в переговорах с
Президентом И.Г.Алиевым и Президентом Р.Т.Эрдоганом по
решению региональных проблем и придерживаясь принципа
нейтралитета во время второй Карабахской войны,
продемонстрировал пример нового подхода к кавказской
политике России и показал возможность дальнейших
улучшений российско-азербайджанских отношений. Нам всем
надо воспользоваться этой возможностью и приложить все
усилия к такому улучшению отношений Азербайджана и
братской Турции с Российской Федерацией, чтобы для нее (РФ)
стало бессмысленным содержание агрессивного сателлита,
который уже сегодня является непосильным грузом для
российской казны.
Одним из направлений и средств усиления российскоазербайджанских отношений может выступить содействие
консолидации и использование потенциала азербайджанской
общины России. Для этого нужно будет добиваться
определенных изменений во внутренней политике РФ и
полностью перестроить диаспоральную политику
Азербайджана, переподчинив эту политику удовлетворению
национальных интересов азербайджанского государства и
исключить ее использование в качестве инструмента
политических интересов отдельных чиновников Азербайджана.
Азер Сафаров
Количество просмотров: 702