Народный артист Азербайджана, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Слава», профессор, выдающийся тарист Рамиз Гулиев на днях отметил свое 70-летие. В связи с этой знаменательной датой Day.Az побеседовал с народным артистом о его творческом пути, планах и мечтах.
Азербайджан сейчас стремительно развивается. Развивается и наша культура. Если лет 40 назад концерты наших музыкантов за рубежом в год были 2-3 раза, то теперь уже много лет выступления проходят намного чаше. Тар не утихает, потому что он звучит не только у нас, но и за рубежом. Мы исполняем увертюры из итальянских опер на таре. Представляете, тар заговорил на итальянском, это самое высокое наше достижение — наш музыкальный инструмент может найти путь к сердцу каждого. Мы можем играть и мугам, и классическую музыку на одном инструменте.
На многочисленных музыкальных конкурсах в Азербайджане я замечаю насколько развились наши национальные музыкальные инструменты, и меня переполняет гордость. Азербайджан оберегает свои национальные инструменты, оберегает свое прошлое и у нашей страны есть большие надежды на будущее. Я могу с твердостью сказать, что если бы со стороны государства не было внимания к культуре, то эти репертуары не были бы на таком высоком уровне. В какой еще стране есть столько фестивалей и столько культурных центров? У нас развита и композиторская, и исполнительская, и научно-теоретическая школы. Все это благодаря правильной культурной политике, проводимой Президентом Ильхамом Алиевым, а также активной деятельности в этом направлении Первого вице-президента Мехрибан Алиевой, которые успешно продолжают дело, начатое Общенациональным лидером Гейдаром Алиевым.
Очень многое для культурной жизни, для культурного развития делает Фонд Гейдара Алиева во главе с Мехрибан Алиевой. В 2012 году мир узнал о том, что азербайджанскому тару нет равных, когда этот инструмент вошел в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это случилось именно благодаря Мехрибан ханум.
У меня есть мечты. И самая большая мечта, это сыграть на своем таре в Агдаме, в родном доме, как когда-то в детстве. Я пронес тар через всю свою жизнь. Я родился в Агдаме и с музыкой познакомился именно там. В детстве на праздниках и свадьбах я часто слышал этот инструмент, его звучание очень привлекало мое внимание. Я спрашивал у родителей, что это такое? А потом обратил внимание, что у нас дома на стене висит такой же инструмент. Мне было лет шесть, когда я попросил отца дать мне этот тар. Но он запретил мне к нему прикасаться, так как инструмент принадлежал моему дяде, который потерял руку на Великой отечественной войне, и после него на этом таре никто не играл.
Я помню, как подошел к маме и спросил, как сделать так, чтобы можно было взять этот тар и сыграть на нем. Она посоветовала мне попросить самого дядю об этом, когда он приедет к нам в гости. И вот, когда дядя приехал, я подошел к нему и спросил, указав на тар: «А чей это тар?». Он сказал: «Твой». Мы вместе сняли тар со стены, и он объяснил, как настраивают струны — с одной рукой ему было невозможно сделать это самому. И вот я начал играть, не зная нот, просто на слух проводил по струнам пальцами и играл для себя. Моя любовь к тару была на столько велика, что я даже засыпал в обнимку с инструментом и с нетерпением ждал утра, чтобы снова играть на нем. Я пошел в музыкальную школу №1 в Агдаме и там же в последствии преподавал.
Каждый год и каждое десятилетие я отчитываюсь перед собой. Это привычка со школьных лет. И, может быть, тот факт, что каждые несколько лет мы проходили через научную комиссию, тоже на это повлиял. Получение ученых степеней, написание учебных программ и так далее — это все перед моими глазами. Когда я так отчитываюсь перед собой, пусть это не покажется вам похвалой, но я думаю, что сделал очень много. Каждому приятно произнести слова «впервые», и я горд тем, что могу применить это слово к большинству своих успехов.
Я преподаю с 1962 года, и мои студенты, это самое дорогое, что есть у меня. Я воспитал много талантливых исполнителей в Бакинской музыкальной академии и за рубежом, которые сегодня народные и заслуженные артисты, они достойно продолжают мое дело. В 1991 году, когда я стал заведующим кафедрой, я поставил перед собой цель привести мугам в высшее учебное заведение. Это было сложно, но с помощью руководства БМА нам это удалось. И я написал первые учебники, методические пособия и т. д.
Я опубликовал до 30 произведений для тара с симфоническим, камерным оркестрами, с ансамблем народных инструментов, с фортепиано, с трио и так далее. Я опубликовал более десятка учебников и репертуаров, которые в данный момент используются во всех музыкальных образовательных учреждениях. Я был первым таристом, выступившим в таких странах, как Италия, Австрия, Франция, США, Россия и так далее. Я выступил в более чем 70 странах. Это результат труда наших великих музыкантов, наших преподавателей, и я продолжаю их дело.
СПРАВКА: Рамиз Эйюб оглу Гулиев родился 30 апреля 1947 года. В 1964 году, окончив музыкальное училище, поступил в Азербайджанскую Государственную Консерваторию имени Узеира Гаджибейли, которую в 1969 окончил с отличием. Выступление Рамиза Гулиева восторженно принимали в Нидерландах, Швейцарии, Германии, Японии, США, Канаде, Дании, Франции, Австрии, Израиле, Англии, Турции, Молдове, Польше, Афганистане, Сирии, Пакистане, Алжире, Тунисе, Индии, Иране, Ираке и Гвинее-Бисау. В 1988 году Гулиев был удостоен звания народного артиста Азербайджана. Он был удостоен многих премий и наград, среди них — международная премия «Хумай» (1993), «Тусиаб» (1998), «Симург» (2001,2004), Премия Международного музыкального фестиваля «Фаджр» (Иран) — «Золотая лира» (2006).
Рамиз Гулиев выступал со многими известными оркестрами, в числе которых Венский государственный камерный оркестр, «Wiener Consilium Musicum» (Австрия), парижский оркестр «Лямуре» (Франция), симфонический оркестр «Дунай» (Венгрия), Государственный камерный оркестр имени Богдана Вархала (Словакия), Филармонические оркестры (Люблин, Подлязия и Кошалин / Польша), «La Strimpellata» (Швейцария), симфонический оркестр «Trondheim» (Норвегия), оркестр государственной капеллы Анкары (Турция) и другие.
В 2013 году итальянская компания «Felmay» под эгидой ЮНЕСКО выпустила музыкальный альбом Р. Гулиева под названием «Диалоги с таром». В мае 2007 года в соответствии с указом Президента Азербайджанской Республики за вклад в музыкальное искусство страны Рамиз Гулиев был удостоен высшей награды страны — ордена «Шохрет», а в 2014 году — Государственной премии Азербайджана.
Франгиз Агаларова
Источник: http://news.day.az