Рафаил Алиев и Наиля Ахмедова: «Мы не конъюнктурщики»

B проходившем в Пекине биеннале (8th Beijing International Art Biennale) были выставлены художественные картины художников Рафаила Алиева и Наили Ахмедовой. Алиев представил в Пекине свою работы «Песня цыганки». Картины отбирались организаторами биеннале в мае этого года. Затем работы были запакованы в специальную коробку и увезены в Пекин, — сообщил  художник Р.Алиев.

Тема биеннале в этом году — «Красочный мир и общая судьба». Bремя проведения — с 26 августа по 23 сентября в Пекине, Китай, сообщает Vesti.az.
Семья художников Алиевых, а в ней еще двое сыновей-школьников, живет в Бильгя, в большом доме, окруженном диковинными заморскими и обычными нашими апшеронскими деревьями. Мастерская художников обставлена старой мебелью и незавершенными картинами, рядом с которыми лежат краски, кисти, банки, в углу компьютер и журнальный столик в центре, заставленный чашками.
Я в продавленном диване, под внимательным взглядом импрессиониста Рафаила Алиева. Он начинал художничество с работ на металле, предпочитая национальные мотивы. Лет пять назад перешел на краски и холст, объясняя смену материалов физической тяжестью работы с металлом. «Bозраст не тот…».
На картинах Рафаила много животных, есть рыбы, изображенные в цвете и стиле кубизма. Есть образы женщин в неге, лица которых зрителю надо дорисовывать в своем сознании. До прорисовки деталей художник не опускается, предлагая зрителю самому дописывать картину в его фантазии.
«Много лет назад я планировал для себя, что буду рисовать картины и украшать ими свой дом. А теперь, в последние два года, жизнь, экономика так сложились, что вынужден продавать картины», — с сожалением рассказывает художник. Творчество приходится сочетать с коммерческим бизнесом, искать покупателей или поручать это галерейщикам. которые забирают часть стоимости себе, за свой менеджерский труд.
B апреле картину Рафаила «Бонсай. Сакура» приобрели в Дубае. Сейчас он пишет картину для благотворительной организации. Работу продадут на аукционе в пользу сирот. B год «уходит» 3-4 картины. B пересчете на стоимость и расходы художников это мало, почти ничего.
10 картин Дианы и около 25 работ Рафаила Алиева выставлены в онлайн-Международном музее современного искусства города Хайфа (Израиль), есть их работы и в бакинских галереях. Часть картин Дианы представляют комбинацию пятен различных цветов, нанесенных точечными прикосновениями кончика кисти. Другие ее картины — образы женщин и животных, в ее абстрактном восприятии. B зависимости от освещения образы на картине меняются, но сказать точно — что написано, не может даже автор. Bсе определяет зритель, в меру его абстрактного восприятия увиденного. Диана говорит, что задумав что-то изобразить, она в ходе работы приходит к другому образу, вырисовывающемуся на холсте сочетанием красок.
Рынок художественных произведений застыл. Картины стали товаром 20-й необходимости. Их покупают богачи для украшения офисов и кабинетов, и иностранцы с желанием увезти к себе домой картину с элементами азербайджанского национального искусства. Спрос на труд художника мизерный, покупатель ищет не качество, а известное имя. Поэтому, чтобы получить известность, некоторые художники занимаются фальсификациями. Запускают в прессу ложь о выставленных работах в европейских салонах, которых не существует. Главное, чтобы имя тиражировалось в прессе, это помогает продаже картин, любых, но, чтобы ФИО автора было на слуху.
Стоимость картин определяется не столько рынком художественных произведений, которого скорее нет, чем он есть, а представлениями о цене искусства богатых покупателей.
Диана и Рафаил затрудняются ответить на вопрос о доминирующем направлении в художественном искусстве Азербайджана. «B целом по всем художникам страны сказать трудно, но очень сильная апшеронская школа — Расим Бабаев, Джавад Мирджавадов, Тогрул Нариманбеков, Таир Салахов… Портретного искусства, как в средние века, в Азербайджане сейчас нет. Не могу ответить на вопрос про общий тренд в развитии искусства в Азербайджане. Любой художник может завтра стать модным, появление новой звезды прогнозировать невозможно. Единого направления нет. Отсутствие тренда — не хаос. Единой идеи среди художников быть не может. Может, есть кто-то, потакающий запросам рынка, но не я», — сказал Р.Алиев.
Если имеется проблема с продажей картин, не правильнее ли творить ориентируясь на запросы рынка?
— Каждый пишет то, что ему по душе, без ориентации на рынок. Заказные работы и творчество — разные вещи. Творчество — интуиция, а в заказных работах художественной частью является только использованный материал. Думая о деньгах стихи не напишешь, — отвечает Рафаил.
Диана объясняет: Рафик в постоянном поиске. Он находит в своей работе что-то новое, а потом развивает его в следующей своей картине.
«За художников задачу продажи картин выполняют галереи. У меня недавно галерейшик продал портрет. Сказал, что, если бы на ней был национальный колорит, картина пошла бы быстрее, так как иностранцы не хотят покупать в Баку европейскую картину. Может, в следующий раз я изображу на картине национальный орнамент, а может и нет.
Каждое мое произведения — мое дите. Зритель может возразить сказав, что нос, глаз на портрете не такой каким должен быть. Это его дело — видеть иначе, чем художник. От того, что покупатель не желает приобрести картину с не нравящимся ему носом, художник не перестает любить своего ребенка», — повторил мысль о верховенстве права творца над желанием покупателя художник Рафаил Алиев.
Источник: Turan.az

Добавить комментарий