«Не могу долго жить без Баку и бакинцев», — признавался русский поэт Сергей Есенин друзьям. В Азербайджане он был несколько раз, но особенно на жизнь и творчество поэта повлияло райское местечко в 40 километрах от Баку – поселок Мардакяны. С этим курортом на Апшеронском полуострове связано самое продолжительное и, увы, последнее пребывание Есенина на азербайджанской земле.
Первое посещение Есенина города Баку состоялось в августе 1920-го. Приехал он вместе со своими друзьями Анатолием Мариенгофом и Григорием Колобовым. Именно здесь, в Баку, Есенин завершил знаковую для него поэму «Сорокоуст».
В 1924 году в Москве Есенин знакомится с Петром Чагиным — главным редактором газеты «Бакинский рабочий», рассказывает адежда Моисеева, долгое время проработавшая в Бакинском бюро путешествий и экскурсий. Чагин приглашает Есенина в Баку, тот с удовольствием соглашается.
Есенин приезжает в Баку в сентябре 1924-го. Чагин знакомит поэта с партийными деятелями, поэтами, писателями Азербайджана, возит его по городу. Баку его покорил. Вот лишь одно из стихотворений.
Нефть на воде —
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари прекрасней звезд в Баку.
(Стансы, 1924)
С этого времени приезды Есенина в Баку становятся частыми. По воспоминаниям современников, Есенину нравилось ходить по старым кварталам города, пишет «Комсомольская правда». Это был период познавания восточной культуры и новых знакомств. Есенина везде узнавали и старались приветить.
После того как распался брак Сергея Есенина с Айседорой Дункан, тягостного путешествия поэта по городам Европы и Америки, душной «Москвы кабацкой», бакинская действительность помогла поэту вновь обрести себя — и в жизни, и в творчестве. Хоть и ненадолго.
Газета «Бакинский рабочий» обратила Есенина в своего активного сотрудника. Поэт с удовольствием выполнял заказы и просьбы редакции. Есенин не только сделался своим человеком в газете, но и помогал молодым поэтам: правил их стихи, давал ценные советы. На страницах этой газеты было опубликовано около 60 стихотворений Есенина. Он не пропускал ни одного заседания членов литературного кружка «Бакинского рабочего» и не раз выступал на них со своими новыми стихами.
Но Есенин всерьез «заболел» Персией (Иран). Его новой страстью стало желание попасть туда через Азербайджан. Поклониться могилам великих поэтов Востока превратилось в цель жизни Есенина, он мечтал побывать в стране Фирдоуси, Хайяма, Саади, Хафиза.
Но политическое руководство в лице первого секретаря Азербайджана Сергея Кирова запретило эту поездку под предлогом опасения за жизнь поэта. Зная вспыльчивый характер Есенина, и помня участь Грибоедова, которого убили на персидской земле в 1829 году, Киров побоялся отпускать Есенина в страну с суровыми догмами ислама. Петр Чагин так пишет об этом: «Киров […] обратился ко мне после есенинского чтения стихов из цикла «Персидские мотивы» с укоризной:
— Почему ты до сих пор не создал Есенину иллюзию Персии в Баку?Смотри, как написал, как будто был в Персии. В Персию мы не пустили его, учитывая опасности, какие его могут подстеречь, и боясь за его жизнь. Но ведь тебе же поручили создать ему иллюзию Персии в Баку. Так создай! Чего не хватит — довообразит. Он же поэт, да какой!».
В конце мая 1925-го Есенин возвращается в Москву. В письме сестре Екатерине он пишет: «Случилось многое, что полностью переменяет мою жизнь. Я женюсь на Софье Андреевне Толстой (внучке Льва Николаевича Толстого)». И в июле этого же года Есенин снова приезжает в Баку – уже с женой. Здесь они провели медовый месяц. Этот «азербайджанский вояж» для Есенина стал последним.
Но Есенин по-прежнему грезил о Персии. И, по легенде, якобы для поэта властями Азербайджана был разыгран «спектакль». Поздним вечером его несколько часов возили по Каспийскому морю, затем высадили у берегов поселка Мардакяны в 40 км от Баку. Увидев женщин в чадре, Есенин поверил, что, наконец, он в Персии – его мечта сбылась!
Есенина поселили в одной из лучших бывших ханских дач нефтепромышленника Муртузы Мухтарова — с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными изысками. Поэтому «иллюзией Персии» поэт остался доволен.
У места, где поселился Есенин, – удивительная история. Нефтяной магнат Муртуза Мухтаров был одним из первых, кто заложил абшеронский сад в Мардакянах. Это произошло примерно в 1880-м году, отмечает блогер azixantrop. По словам заслуженного строителя Азербайджана Эмиля Ахундова, тысячи кубометров плодороднейшего чернозема привезли сюда на баржах по морю, а затем доставили к месту на арбах и верблюдах. Чтобы обеспечить сад, бассейны и фонтаны водой, в пяти местах прорыли колодцы глубиной в сорок метров, соорудили специальные хранилища. Каждый амбар для хранения воды имел 5 метров в ширину и 10 – в длину. Сюда же подвели мощные насосы.
Здесь, в Мардакянах, Есенин завершил свой знаменитый цикл «Персидские мотивы», написал много прекрасных стихов. «Я знаю, что он очень любил эту дачу, — рассказала в одном из интервью сотрудник дома-музея Сергея Есенина Назакет Ибадова. — Здесь была такая тишина… Были растения, которых Есенин никогда не видел — например, инжир. Он видел, как по территории бегали джейраны. Здесь жили лебеди, павлины. Есенин гулял, отдыхал, писал.Когда жара становилась совсем нестерпимой, спускался в специально вырытый еще при Мухтарове колодец для отдыха (его глубина — 22,5, а ширина — 6,5 метров)».
3 сентября 1925 года Есенин с женой выехали в Москву из Баку. Уезжая, поэт пишет стихотворение «Прощай, Баку!».
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе.
И чувствую сильней простое слово: друг.
Очень скоро, в ночь с 27 на 28 декабря в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин кончает жизнь самоубийством…
Сейчас на месте дачи Муртузы Мухтарова располагается Мардакянский дендрарий (основан в 1924 году). Здесь собрано более двух тысяч растений из Африки, Австралии, США, Японии, Китая и других стран. Территория дендрария составляет 12 га. Именно здесь в небольшом трехкомнатном павильоне располагается дом-музей Сергея Есенина.
В память о пребывании Есенина в Мардакянах был открыт памятник-барельеф.