Истоки имеющего более чем столетнюю историю “карабахского кризиса” уходят своими корнями в еще более далекое прошлое. Он начался с заселением армян на территории Южного Кавказа. В конце XVIII – начале XIX вв. Российская империя, стремясь расширить свои владения, взяла курс на присоединение азербайджанских ханств.
Когда Карабахское ханство вошло в состав России (1806), русское правительство исходило из того, что здесь преобладает мусульманское население, и что местная элита (политическая, социальная, хозяйственная) и далее будет представлена азербайджанцами.
Так, русский кавказовед,работник Министерства финансов Н.Шавров, в частности, отмечал: “Местное татаро-азербайджанское оседлое население издревле селилось вдоль берегов Куры и Аракса и у Талышских гор”.
В свою очередь, в “Актах Кавказской археографической комиссии” Карабах также считался “мусульманской территорией”. Всего же в главе 18 второго тома документации “Закавказские мусульманские владения” было указано 13 таких владений (среди них – Карабах, Эривань, Баку).
В списке, предоставленном русским министром внутренних дел О.Кузовлевым 18 июля 1811 года, отмечалось:
“В подвластном Карабахе насчитывается до 12,000 семейств, из них до 2500 армянских семейств, а остальные татары мусульманского вероисповедения” (тогдашнее обозначение азербайджанцев – авт.). Однако из 2500 семей, которые в этом списке обозначены как армянские, по мнению ряда историков, большинство следует считать “албанскими”.
На территориях с чужим по религии и культуре населением, часто ведущим себя “недружественно”, не было гарантий устойчивости новых границ. В этой ситуации постепенно вызрел план переселения христианского населения из Персии, Османской империи и других регионов Малой Азии (Ливан и др.) на вновь приобретенные территории Закавказья.
Благоприятные условия для реализации проекта создал при этом связанный с процессами колонизации отток части местного населения из бывших ханств Северного Азербайджана. Показателен “побег” последнего карабахского хана в Персию, когда вместе с ханом бежало и значительное число коренных жителей, что привело к заметному обезлюдению этой земли.
Миссия полномочного министра в Персии Александра Грибоедова особенно показательна и в плане изменения этнической карты Южного Кавказа. Связанные с деятельностью миссии документы являют собой свидетельство “пришлости” большинства армян в Закавказье.
Так, в подготовленном А.Грибоедовым документе “План создания русско-закавказской компании” он писал о положении “армян, вновь прибывших из-за Аракса в Россию. Эта массовая эмиграция обусловлена, правда, Туркманчайским договором, но не могла быть предусмотрена при подписании его… Она последовала в первые четыре месяца после заключения мира; к их приему ничего не было подготовлено и не могло быть подготовлено”.
Таким образом, в этом документе речь идет об армянах, как этносе-мигранте в азербайджанском Закавказье. Заметки А.Грибоедова по поводу недостатков переселения армян в азербайджанское Закавказье освещены в работе Е.Зимбаевой. Отметим, что даже армянские авторы подтверждают, что, согласно Туркманчайскому договору, из Персии прибыло не менее 45000 армян, но полагают, что из них в Карабах попало лишь 400 семей.
Трудно объяснить то, как 400 семей, о которых говорят авторы, могли основать в Карабахе множество армянских сел.
В свою очередь, Авик Исаакян (директор Института литературы. – Ред.) пишет:“1828-1829 гг. ознаменовались массовым переездом армянских семей из Персии в Эриванскую, Нахичеванскую, Карабахскую области в Ширакскую низменность, в бассейн озера Севан. Со временем число переселенцев перевалило первоначально обозначенное… и стало значительно больше”.
Завершение русско-турецкой войны усилило приток в регион армянских переселенцев. Согласно некоторым трактовкам, Андрианопольский договор (14.9.1829) глубоко разочаровал армянский народ, и примерно 90000 армян вместе с возвращавшейся русской армией перешли в Россию.
Приведем данные известного специалиста: “… с 1828 по 1830 годы в Закавказье жили более 40000 персидских, более 84000 турецких армян на лучших государственных землях в губернаторствах Елизаветпольского и Ереванского, в которых армянского населения было весьма мало”.
В исследовании Симона Пайасляна “The History of Armenia. From the Origins to the present” автор упоминает переселение армян в следующих словах: “Параграф 13 договора (Андрианопольского договора – авт.) предусматривал свободный обмен населением. Массовая миграция армян в Россию сначала (октябрь 1829 года) коснулась 7668 семей, позднее прибыли еще 14047 семей”.
В целом, мы считаем оправданной оценку: “… до русского завоевания армяне здесь составляли ровно 20% всего населения, а мусульмане – 80%; после завоевания было переселено 57000 армян. Уже в 1828 году армяне составляли почти половину населения”.
Эти данные существенно отличаются от тех, которые приводил Н.Шавров относительно азербайджанского Эриванского ханства. Для сравнения можно привести данные из энциклопедического словаря Брокгауза – Эфрона: “В Елизаветполе (Гянджа), столице одноименной губернии к 1911 году подавляющее большинство жителей – 45,000 от общего числа жителей (59,000) составляли азербайджанцы. От общего населения губернаторства азербайджанцы составляли 61%, армяне 33%”.
Поток армян-переселенцев и просто переезжавших в регион в XIX столетии неуклонно рос. После каждой войны России с Османской империей появлялись новые волны переселенцев. Это происходило после Крымской войны 1853-1856 гг., после войны 1876-1878 гг. Позднее еще примерно 300,000 армян искали убежища на российском Кавказе.
В начале 1916 года еще 30,000 армян бежало в Александрополь (Гюмри). Массовый исход армян в азербайджанское Закавказье, в известной мере организованный русским правительством, привел и к еще одному последствию, которое вряд ли кто-то мог предвидеть. В регионе началась быстрая “арменизация” кавказских албанцев-христиан, их непосредственных потомков – удин. К этому времени они были лишены церковной автономии, самостоятельности.
1 марта 1836 года император Николай I подписал “Определение”, согласно которому албанский католикат (патриархат Гандзасар) был распущен, а вместо него были учреждены две епархии, отданные в подчинение армянскому католикату. В дальнейшем все албанцы в России числились “армянами”.
В вышедшей в 1916 году книге Ишаханьяна говорится: “Армяне, живущие в Горном Карабахе, являются частью потомками древних албанцев, частью беженцами из Турции и Ирана, нашедшими на азербайджанской земле убежище от преследований”. Обращаясь к современной литературе, в том числе западной, а также к массовому историческому сознанию, следует признать, что о многих документах отдельных государств и международных организаций, дающих представление о действительных масштабах переселения и миграции, широкой общественности мало что известно.
В некоторых исследованиях и справочной литературе, касающихся Армении, переселение вообще не упоминается или указывается лишь на часть этого процесса. Так, в неплохом справочнике Handbuchder Geschichte Russlands. Bd.2. 1613-1856 упоминается переселение армян лишь на территорию бывших азербайджанских ханств Эривань и Нахичевань. Множество карт в Historical Atlasof Armenia, в AtlashistoriquedeL`Arme`nie… 2001, Paris” и иных изданиях страдают тем же недостатком: в них или нет азербайджанских ханств, или не указано на массовое переселение армян в Россию. В некоторых работах не проводится различий между географическими, топографическими, историческими и политическими терминами.
Так, географический и исторический термин “Восточная Армения” употребляется в смысле реально существующего государственного образования. И получается, что Россия завоевала не реально существовавшие азербайджанские ханства, а “Восточную Армению”. В качестве примера можно привести статью В.Ходжабекяна “Население и самодеятельные в Восточной Армении (XIX – начало XX века)”.
Автор пишет: “В Восточной Армении, где господствовала Персия, в первые десятилетия XIX начался процесс присоединения к России. В результате русско-персидской войны (началась в 1804 году, в 1813 году был заключен Гюлистанский мирный договор, в соответствии с которым северные районы Армении, Гугарскаяашхар (земля -авт.) – Пумбак, Лори, Шамшадин, как и юго-восточные районы – Карабах, Гардманская ашхар (земля -авт.) вместе с городом Гандзак (Гянджа. – Авт.), Казах, северная часть Товисского и западная часть Шамхорского районов, позднее переименованные в Елизаветполь, Зангезур … Мегри, Шорягьял …”.
Таким образом, у автора “исчезли” азербайджанские ханства. Но в договорах между Российской империей, Османской империей, Персией говорится о переходе к России территорий именно этих ханств, так как никаких иных административно-государственных образований в этих местах не существовало.
К наиболее важным положениям статьи отнесем также вывод о необходимости различать стихийную миграцию и планомерное переселение. Нам было важно, указывая действительное количество прибывших армян, различать организованных переселенцев и стихийно прибывших в Россию армян: первые – были Россией приглашены, зарегистрированы, получали помощь, вторые прибывали “самостийно” и надлежащего учета их не было, хотя их число было сравнимо с числом первых.
Следует также обратить внимание на существенные различия в содержании описаний переселения, в зависимости от времени и исторических обстоятельств их публикации. В этой связи напомним, что менялось представление о переселении и у самих армян.
В частности, если в 1978 году 150-летие переселения в Нагорный Карабах было отмечено сооружением и торжественным открытием памятника в селении Адгара (Агдере – ред.), то после начала конфликта вокруг принадлежности Нагорного Карабаха, на который стала претендовать Армения, в конце 1980-х годов надпись о переселении с памятника исчезла.
Раушенбек АБСАТТАРОВ, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая, член-корреспондент Академии наук Казахстана
Иоганн РАУ, профессор Научного форума по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена)
Из статьи “Переселение армян в азербайджанские ханства в XIX – начале XX вв.: к истории вопроса”.
Количество просмотров: 2 928