Памяти Расима Оджагова. Эссе Фахраддина Манафова: Мысли об Учителе, или Ничего лишнего…

Народный артист Азербайджана Фахраддин Манафов представил эссе в память о видном кинорежиссере и операторе, лауреате Государственных премий СССР и Азербайджана, кавалере ордена «Шохрат», народном артисте Расиме Оджагове (22 ноября 1933 — 11 июля 2006).

Расим Оджагов…Какие — то из замыслов он успел воплотить, а какие – то унёс с собой. Увы, человеку отпущено мало времени.
Физики фундаменталисты во всём мире к концу 20-го века прониклись предчувствием озарения по поводу единой теории мироздания. Одна за другой лавинообразно появились «теория относительности», «квантовая теория», «теория множественности пространственно- временных измерений», «теория струн», «чёрных дыр», и ещё, и ещё, и ёщё.
И у учёных на всей планете почти одновременно защекотало в желудке и перехватило дух от предвосхищения. Вот она, наконец! Вот- вот будет найдена формула, по которой всё возникло и существует, единая формула бытия!!!
Но не тут-то было. Никак не соединялись воедино эти восхитительные теории мироздания. Последний гвоздь вбили математики. Доказали, что наукой объять всё сущее невозможно.
И тогда на помощь человеческому разуму пришел великий Стивен Уильям Хокинг. С присущей ему гениальной прозорливостью он понял и объявил человечеству, что единая формула всего сущего — «великий замысел».
А теперь оглянитесь вокруг. Разве он не прекрасен этот великий замысел?
Одиннадцатое июля- день, когда мой великий учитель Расим Оджагов, оставив нам щедрость своих воплощённых замыслов, одним из которых, простите, хочу считать себя, ушёл, согласно «великому замыслу», забрав всё не сотворенное.
Я прикоснулся к космологии лишь слегка, насколько смог без специального образования, и, как многие гуманитарии, при посредничестве замечательной передачи Моргана Фримана.
Но вот какая штука получается.
Зачарованный наукой о вселенных, я окончательно утвердился в своей многолетней давности догадке: «Ничто не имеет значения. Разве что, только Мысль».
Об этом говорили и говорят мыслители, просветители, философы в прошлом и сейчас, но я сформулировал это для себя сам.
Что остаётся от человека на земле? Его мысли, его замыслы, воплощенные в здании, в водопроводе, в рецепте пирога, в шедеврах живописи, зафиксированные в книгах в виде научных и художественных трактатов.
И художественные фильмы, ставшие школой киноискусства.
Таковы фильмы моего учителя, Расима Миркасимовича Оджагова.
Тогда, в том процессе, когда учитель делал фильмы и лепил из меня актера кино, я ощутил интуицией нечто очень неординарное в его творческих и жизненных принципах. Он ничего не декларировал, не навязывал нам какие – либо философские выкладки. Я только успевал то и дело удивиться непонятному, необычному в том, как он работает и живет. Нераскодированные детали его поведения, его бытия падали мне в подсознание и со временем сложились в догадку: «ничто не имеет значения, только мысль.»
И уже много позже мне стало понятно, почему главный герой фильма, балованный сын состоятельных родителей весь фильм ходит в одном и том же костюме и рубашке и никто этого не замечает. Стало понятно, почему Расим Миркасимович был абсолютно равнодушен к материальным благам, привилегиям. Стал понятен его принцип минимализма в котором учитель создавал фильм. Ничего лишнего, украшательского, притянутого. Никакой фальши в тексте, сценографии кадра, актерской игре. Все актеры, что снялись в его фильмах, помнят его знаменитую фразу:-«проще, проще, ещё проще».
Ничего лишнего. Только то, что работает на мысль.
Мысль о том, что без любви человек умирает. Простая и вечная.
О том, что остаться живым на войне не значит с этой войны вернуться. С войны не возвращаются.
Мысль, что нельзя ставить свою судьбу в зависимость от того, что скажут соседи.
И о том, что будучи ответственным за близких, мужчина несёт эту ответственность до конца, даже ценою жертвенности.
И, что человек глубоко и преданно погруженный в науку, в исследование, как правило, не способен защищать себя от обывательской подлости. Видимо, защитить такого чудика – есть миссия его близких и друзей.
Каждый фильм — мысль. Наверное, в этом и есть секрет вечной неизбывной притягательности Оджаговских фильмов.
Допускаю, возможно я сформулировал эти мысли не совсем так, как думал учитель, возможно, кто-то поймёт их по другому, но неизменна суть:
Каждый фильм – мысль.
Мысль, мысль и только мысль имеет значение. Всё остальное несущественно.
«Великий замысел».
А ведь написано: — «вначале было слово». Но нам, продвинутым, через науку оно как-то убедительнее.
У меня было это счастье – сняться в фильмах Великого Оджагова — «только этого мало…»
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
…А что если невоплощенные мысли, ушедшие с учителем в общее энергетическое поле, однажды пройдут через «базон Хиггса», названый физиками «частицей бога» за способность замедлить энергию, мысль, слово и превратить его или её в материю, в мысль воплощенную.
И тогда замыслы моего учителя, снизойдут к нам в виде озарений, творческих поисков, вдохновения новых режиссеров, и под новыми именами материализуются новые фильмы Расима Оджагова согласно «великому замыслу».

Добавить комментарий