Слово «ашыг» на азербайджанском языке означает «влюбленный». Но, если говорить об ашыгах в менее романтическом ключе, ашыгом называют того, кто поет, декламирует стихи, рассказывает дастаны (сказания), играет на струнном сазе (главном музыкальном инструменте ашыгов), и даже танцует.
Ашыги — мастера этого искусства известны не только как исполнители, но и как авторы — создатели ашыгских стихов и песен. Современные ашыги в своих стихах и песнях, чаще всего, воспевают земную любовь и красоту женщины, однако средневековые азербайджанские ашыги, подобно европейским трубадурам, пели о божественной любви и о Прекрасной Даме как недостижимом идеале.
Искусство ашыгов берет свое начало в конце 15-начале 16 века, тогда как его культурные истоки на несколько веков древнее и восходят к искусству тюркских озанов и к мистическим обрядам ранних тюркских дервишей, называвших себя ашыгами, «возлюбившими Истину».
Искусство ашыгов очень популярно в Азербайджане и за его пределами, там, где азербайджанцы компактно проживают. Всюду, где азербайджанцы исторически проживали (на Южном Кавказе, в Дагестане, на северо-западе Ирана), возникали очаги и центры ашыгской культуры, каждый со своими местными культурными традициями, художественными школами и выдающимися представителями. При всех локальных предпочтениях и различиях в исполнительском стиле, все азербайджанские ашыгские школы, за исключением ашыгов из Ширвана, имеют, в целом, общий для них музыкальный репертуар. Музыкальный стиль ширванских ашыгов заметно отличается от ашыгского стиля всех других регионов: он представляет необычное сочетание мугама (другого важнейшего жанра азербайджанской традиционной музыки) и собственно ашыгских мелодий. Кроме того, в музыкальных ансамблях ширванских ашыгов, в отличие от других региональных ашыгских стилей, непременно присутствуют ударные музыкальные инструменты, такие, как нагара (род барабана) и гоша нагара (два небольших барабана).
Ансамбль «Азербайджанские ашыги» в своем музыкальном репертуаре и исполнительском стиле сочетает традиции как ширванских (восточных), так и западных ашыгских школ, что придает их концертным программам определенную новизну.
Солист ансамбля, ширванский ашыг Али Гулиев очень популярен в Азербайджане и имеет немалый опыт концертных выступлений за рубежом. Он выступал на международных фестивалях в Ираке, Турции, Франции, Хорватии, США, Германии, России, а также на многих ашыгских фестивалях в Азербайджане.
Ашыг Самира Алиева, солистка ансамбля — заслуженная артистка Азербайджана — является одной из самых известных среди молодого поколения азербайджанских ашыгов-женщин. Она много выступает в Азербайджане и за его пределами. Самира Алиева преподает в Азербайджанском государственном университете культуры и искусств.
Инструментальный состав ансамбля представлен Парвизом Мирзаевым (деревянный духовой инструмент балабан), Асимом Гулиевым (нагара) и Джейхуном Теймуровым (гоша-нагара).
С творчеством ашыгов можно познакомится на концертах «Живая традиция» 11 октября в Литовской национальной филармонии, «Уникальные традиции» 13 октября в костёле св. Катрины, а также на других концертах фестиваля.
Программа на сайте www.arinuska.lt