В ожидании премьеры оперы молодого композитора Пикя Ахундовой
В рамках международного музыкального фестиваля Узеира Гаджибейли в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета имени М.Ф.Ахундзаде состоится премьера оперы «Мехсети», музыка которой принадлежит молодому композитору Пикя Ахундовой.
Премьера оперы — событие неординарное и волнующее, тем более если в центре стоит образ такой свободолюбивой и талантливой поэтессы XII века, как Мехсети Гянджеви, на много веков вперед опередившей своим творчеством время, в котором она жила и творила.
После очередной репетиции мы встретились с автором оперы, членом Союза композиторов Азербайджана, преподавателем Бакинской музыкальной академии имени У.Гаджибейли Пикя Ахундовой и попросили рассказать о том, как родилась идея создания этой оперы и деталях ее подготовки к премьере.
— Прежде всего хотела бы поздравить с предстоящей премьерой вашей оперы. Для молодого композитора это большая честь, гордость и радость увидеть на сцене воплощение своего творческого труда…
— Благодарю вас. Я считаю себя очень везучей в том плане, что моя опера будет показана в ходе проведения традиционного Международного музыкального фестиваля У.Гаджибейли. Будучи ученицей знаменитого Арифа Меликова, я очень надеялась, что он успеет увидеть постановку оперы, написание которой мой учитель благословил. Ностальгические нотки усугубляются еще и тем, что приближается день его рождения, и на душе у меня грустно оттого, что в столь радостные для меня дни моего Учителя нет рядом… В нашем классе была негласная традиция в узком кругу отмечать дни рождения Ариф муаллима, хотя он всячески противился этому, но эти чаепития проходили очень тепло и плодотворно. Безусловно, все наши успехи непосредственно связаны с именем нашего Учителя, и мы всю жизнь будем чувствовать горечь утраты, и вспоминать его с любовью и благодарностью…
— Как он относился к своим студентам и их композиторскому творчеству?
— Самая главная его черта заключалась в том, что он никогда нас не хвалил и не выделял кого-либо, ко всем относился одинаково внимательно, не делал различий между студентами, стимулировал и мотивировал их на более успешное творчество. При всем при этом я всегда ощущала его теплое отношение к себе, со мной он занимался больше обычного времени, но был строг и бескомпромиссен, прямо говорил о наших неудачах, воодушевлял, чтобы мы работали над своими ошибками, убеждал нас в том, что ожидает более высоких результатов.
— То есть его недовольство слабой работой таило в себе позитив, направленный на перспективу, развитие и выявление внутреннего потенциала студента, который он видел, не так ли?
— Совершенно верно. Я очень рано, еще в студенчестве, начала заниматься педагогикой в музыкальных школах имени Бюль-Бюля и А.Шароева, и на вступительных экзаменах мои ученики, подававшие на композиторское отделение БМА, показывали хорошие результаты. Ариф муаллим на их примере видел, что я придерживаюсь его линии и творческих принципов. Он говорил об этом вслух, правда, в моем отсутствии, но это очень меня воодушевляло, тем более, не говоря мне ни слова, он взял меня педагогом на свою кафедру. Это, конечно же, очень ответственно и почетно, и уже шесть лет я работаю на кафедре композиции БМА, и всегда буду стараться оправдать доверие Учителя, который приходил на все мои концерты, даже если плохо себя чувствовал — и в снег, и в дождь…
— Вы помните свое первое произведение?
— Это был романс на слова М.П.Вагифа «Hayıf ki, yoxdur» («Жаль, что нет»), и к сочинительству меня сподвигла мама, которая начала заниматься со мной музыкой, когда мне было 3-4 года, и заметила мои импровизации. А романс я написала еще в школе по заданию педагога по литературе, поручившей нам написать музыку к стихам Вагифа. Так все и началось, с легкой руки и благословения легендарного Тофика Гулиева я поверила в себя и ступила на стезю композиторства. Мои произведения на государственных мероприятиях исполняли известные вокалисты, певцы и инструменталисты. В консерваторию поступала с требуемыми программой 12 прелюдами и большим числом дополнительных сочинений. Школу имени Бюль-Бюля завершила на трех факультетах — фортепианном, композиторском и теоретическом, консерваторию — на двух — фортепианном и композиторском. Я безумно благодарна своим педагогам в школе и консерватории за то, что они дали мне сильную и всестороннюю образовательную базу и правильное направление профессионального развития. Бакалавриат был закончен 1-й симфонией, и, будучи пианисткой, я всегда много исполняла, слушала и мечтала написать фортепианный концерт, но Ариф муаллим упорно удерживал меня от этого, считая, что мне еще нужно лучше изучить оркестр и особенности написания партий для всех инструментов. Он считал, что все силы я направлю на партию фортепиано, а оркестр останется в тени, именно поэтому сначала была создана симфония как чисто оркестровое произведение. Но даже в магистратуре он не позволил написать фортепианный концерт, говоря, что все еще рано. Так я написала 2-ю симфонию, которая была исполнена в 2013 году в Азербайджанской филармонии Государственным симфоническим оркестром им.У.Гаджибейли под руководством народного артиста Фахреддина Керимова по случаю Дня молодежи. И только в аспирантуре Ариф муаллим дал мне «зеленый свет», и при написании фортепианного концерта я поняла, как он был тысячу раз прав. Надо отметить и то, что наш Учитель никогда не вмешивался в творческий процесс сочинительства своих студентов, он советовал, делал замечания, направлял, бывало, что мы днями работали над одной конкретной музыкальной фразой, доводя ее до логически правильного результата. Он старался максимально сохранить индивидуальные способности своих студентов, и только в аспирантуре предоставил мне полную свободу творчества.
— Где исполнялись ваши сочинения, вы уже не раз проводили авторские концерты?
— Свой фортепианный концерт с оркестром я исполнила в 2011 году на Габалинском фестивале под руководством профессора Ф.Керимова, а годом позже — с тем же замечательным оркестром под руководством народного артиста дирижера Рауфа Абдуллаева. Не далее как в марте этого года в Турции в Концертном салоне Джемаля Рашит Рея, в котором присутствовало более тысячи человек, была исполнена моя «Оратория» на слова религиозно-философской гасиды М.Физули, посвященной воде. Это сочинение для симфонического оркестра, хора и солиста было заказано мне турецкой стороной. Должна отметить, что в Турции безумно любят поэзию Физули, по ней ведутся глубокие исследования, издаются книги. В концерте участвовали дирижер Ренгим Гекмен с симфоническим оркестром президентства страны, хор, три солиста из турецкого театра оперы и балета — сопрано, тенор и ханенде — наша Забита Алыева. В концерте также принимал участие азербайджано-турецкий ансамбль народных инструментов, а солисткой на фортепиано выступила наша знаменитая соотечественница, пианистка Туту Айдыноглу, которая, кстати, была главным посредником наших переговоров и налаживания творческих связей с турецкой стороной. Премьера прошла с большим успехом, зал продолжительной овацией приветствовал это сочинение. В этом также проявилась безграничная любовь турок к Физули и высокая оценка творчества человека, написавшего музыку к его бессмертным стихам. Что касается авторских концертов, скажем, в 2017 году был концерт в филармонии, состоящий из моих песен и сольных фортепианных номеров. Последние годы работаю над научной диссертацией, связанной с азербайджанскими мугамами, по неизученной теме переходов от мугамов к мугамам. Из-за неожиданной работы над ораторией и оперой диссертацию пришлось на время отложить, хотя эти два жанра очень близки, и оратория послужила для меня неким трамплином к написанию (тоже неожиданному) оперы.
— Как шла работа над оперой? Почему она была неожиданной для вас?
— Оперу я написала за несколько месяцев. Однако мое знакомство с творчеством Мехсети началось в 2013 году, когда по распоряжению Президента Ильхама Алиева в стране отмечалось 900-летие со дня рождения выдающейся азербайджанской поэтессы. В рамках подготовки к этому юбилею готовился диск из произведений, написанных на ее слова, и со стороны Фонда Гейдара Алиева мне поступило предложение написать песню или романс. Это было очень волнительно и обязывало ко многому. С программой, состоящей из 10 моих песен и романсов, которые вошли в диск, мы выступили в нескольких городах Франции. Их исполняли народные артисты Азер Зейналов, Айгюн Байрамова, Назакет Теймурова, Алим Гасымов, Гюллю Мурадова и др. Две песни из десяти исполнял наш уважаемый вокалист, руководитель телеканала «Mədəniyyət» заслуженный артист Рамиль Гасымов. Он же является автором идеи написания этой оперы и ее вдохновителем. Возможно потому, что я являюсь продолжателем школы Г.Гараева и его ученика Арифа Меликова, балетная музыка мне ближе оперной, ведь все мы выросли на музыке балетов «Семь красавиц» и «Легенда о любви». Но в процессе написания оперы я поняла, что она мне роднее, чем балет, и, анализируя этот момент, пришла к выводу, что в композиторство я пришла через вокальную музыку и работу с поэтическими текстами.
— А кто автор либретто?
— Поскольку опера посвящена поэтессе, текст арий основан на рубайате Мехсети. Идея Рамиля муаллима заключалась в том, чтобы и автор музыки оперы, и автор либретто, и режиссер оперы, и художник, и балетмейстер были женщины.
— Опера воспевает величие, силу духа и талант азербайджанской женщины — гениально!
— Автор либретто — талантливый мастер пера Лейла Гадирзаде, либретто построено на глубоком изучении творчества поэтессы, ее биографии и роли в обществе. Ведь Мехсети была всесторонне развитая личность, женщина сильных страстей и воли, независимая и преданная своим принципам и земле, на которой родилась.
— Мехсети в эпоху глубокого средневековья и ортодоксального ислама осмелилась открыто говорить о своей любви и отстаивать свое право на выбор. Творчество этой мусульманской женщины по многим показателям можно назвать воистину дерзким для того времени, когда даже на Западе женщины не могли заявить о себе и открыто говорить о своих самых сокровенных и затаенных чувствах…
— Совершенно верно. В либретто нашли отражение эпизоды из жизни Мехсети, ее неповиновение султану, гордость и достоинство, страдания, постигшие ее. Рубаи Мехсети необыкновенно современны и близки человеку XXI века. Во время написания оперы я осознала насколько велика ответственность при создании сценического произведения. Поверьте, при написании музыкального портрета каждого героя я забывала о себе, целиком и полностью растворяясь и погружаясь в водоворот происходящих в опере событий. Я невольно жила этими образами, перевоплощаясь, подобно актерам, в них, проживала их жизнь, испытывала их эмоции и переживания. Это происходило настолько глубоко, что возвращаться в современную реальность мне было нелегко, для этого требовалось определенное время, потому что я использовала каждую свободную минуту дома или на работе, днем или ночью до утра, не выпуская партитуру из рук. Благодаря высокой отдаче я смогла завершить оперу в столь короткий срок.
— Вы принимаете участие во всех репетициях? Как происходил выбор солистов?
— Мы начали работать еще в конце прошлого сезона. Выбор солистов производил телеканал «Mədəniyyət», Рамиль Гасымов тоже участвует в опере. Кроме него и Инары Бабаевой, в спектакле заняты Талех Яхъяев, Фахмин Шахйар, Ильгар Меджлумов, Фахри Казым Ниджат.
— Кто автор декораций и костюмов XII века, кому принадлежит режиссура спектакля?
— Художник-постановщик Фарид Наджафов, художник по костюмам — известный модельер Фахрия Халафова. Декораций как таковых нет, их заменят современные технологические новшества, впервые применяемые на азербайджанской оперной сцене. Балетмейстер-постановщик — народная артистка Тарана Мурадова, а режиссер постановки — наша замечательная вокалистка Инара Бабаева, которая имеет второе образование режиссера, и опера «Мехсети» является ее четвертой режиссерской работой.
Постановка оперы — огромный шанс для творческих людей. Поскольку спектакль является проектом телеканала «Mədəniyyət» всю организаторскую работу телеканал взял на себя, за что я приношу им свою искреннюю признательность. Эта моя первая работа в оперном жанре, но советы и поддержка Рамиля Гасымова придавали мне силы и уверенность в своих силах. Многие уважаемые люди поверили в мои способности и доверили эту ответственную работу, поэтому я всеми силами стараюсь оправдать их ожидания.
— Отрадно, что новая опера на азербайджанской сцене связана с именем выдающейся поэтессы средневековья из древней Гянджи, а написала ее азербайджанский композитор с таким редким именем Пикя. Мы надеемся, что премьера вашей оперы пройдет самым успешным образом.
Источник: kaspiy.az
Количество просмотров: 2 760