Натиг Ширинов: если есть ритм, есть жизнь

Заслуженный артист Азербайджана, большой знаток народной музыки, мастер игры на азербайджанском национальном музыкальном инструменте нагаре Натиг Ширинов известен, как инноватор.

Он экспериментирует с размерами и тактами и дает концерты по всему миру. Н.Ширинов является первым ритм-композитором Азербайджана. Он, вместе со своим музыкальным коллективом, — ритм-группой «Натиг» получил мировое признание и завоевал множество наград.

Мне неоднократно приходилось наблюдать за живым исполнением ритм-группы, и я всегда поражалась виртуозной игре и новаторству музыкантов под руководством Ширинова. А в интервью Day.Az мастер удивил еще и большими теоретическими познаниями в этой области.

Я с детства трудился, и именно благодаря своему труду я достиг всего, что имею сегодня. Я пережил советскую власть, 20 Января, карабахскую войну. А сегодня я вижу людей, которые постоянно жалуются на жизнь, винят в этом всех и вся, и я их совсем не понимаю. На что жаловаться? Сегодня мы живем в очень спокойной, стабильной и развитой стране. Невозможно сравнить, как мы жили еще тридцать лет назад и как живем в независимом Азербайджане. Да, в первые годы независимости были трудности, но после прихода к власти Общенационального лидера Гейдара Алиева, жизнь сразу же изменилась в лучшую сторону. И именно в этот период началось мое становление как музыканта. А сегодня Президент Ильхам Алиев и Первый вице-президент Мехрибан Алиева поддерживают деятелей культуры, создают нам все возможности для творческого роста и представления своего мастерства в мире.

Люди должны ценить то, что имеют. Сегодня мы можем отправиться в любую точку мира, можем начать свое дело, купить то, что хотим. Я видел ужасные дни. Помню, 20 января 1990 года мы прятались под автомобилями, чтобы в нас не попали пули. Сколько моих родственников погибло в этот день… А когда началась карабахская война, сколько у нас было беженцев, в этой войне мы потеряли много людей. И руководство нашей страны в этой ситуации смогло решить проблему беженцев.

Сегодня у нас есть всего одна проблема — Карабах, и она решится в скором времени без войны. Очень легко вернуть наши земли силой, но руководство страны думает о жизнях людей и хочет разрешить проблему дипломатическим путем.

С самого начала своего творчества я видел поддержку со стороны государства. Благодаря этой поддержке азербайджанская нагара звучала на всех важных международных мероприятиях. В 2003 году в Баку был проведен первый Кубок мира по художественной гимнастике, и мы, тогда еще молодая группа из 4 человек, выступили на церемонии открытия. Мы выступали на церемониях открытия «Евровидения» в Баку, первых Европейских игр, Исламиады. За последние 10 лет я дал более ста концертов у нас в стране и за рубежом, выступал на благотворительных концертах.

Ритм имеют все музыкальные жанры, как и сама жизнь. Я всегда говорю — если есть ритм, есть жизнь. Понятие ритм-композитор в Азербайджан привнес я. Потому что до этого были великие композиторы, которые привнесли в нашу музыку очень много нового, да, можно сказать, основали нашу музыку, но я пишу произведения только из ритмов. Ритм — это законченная мысль, состоящая лишь из ударов. Между ритмами звучит метроном — точный ориентир темпа при исполнении произведения. Я даже делаю оркестровку ритмов.

Мне нравится экспериментировать, извлекать новые звуки из нагары, изобретать новые ритмы. Я экспериментирую с музыкальным инструментом, создаю новые типы нагары, но ее внешность остается неизменной, так как это то, что осталось нам от предков.

Экспериментируя с постановкой рук, я стал привносить новые ритмы. Есть размеры ритмов, о которых у нас, к сожалению, мало что знает. У нас было мало ритмов, все думали, их 4-5, а я доказал, что в Азербайджане 17 ритмов. Я написал более 256 ритм-композиций, и все они сейчас популярны.

 Еще одно нововведение — это озвучивание ритмов. Этому я научился у индусов. У них самый широкий диапазон ритмов, их у них 360. Каждый ритм имеет свое наименование. У каждого народа есть свои сложные ритмы, но по их многообразию с Индией не сравнится никто. Даже метрономы у нас имеют темп от 30 до 250 BPM (двадцать пять нот в минуту), а у индусов — до 664. И вот, выучившись у индусов, я стал озвучивать азербайджанские ритмы.

Признаться, часто думаю о том, как хорошо было бы пожить во времена Узеира Гаджибейли. Тогда наша музыка была бы еще разнообразнее, так как я поменял бы размеры ритмов. Услышав мои ритмы, иностранцы сразу же начинают интересоваться нашей музыкой.

Я создал бас-нагару, потом стал экспериментировать и сделал нагару со светом. Кстати, все думают, что я сделал светящуюся нагару только для внешнего эффекта, но это не так. Я добавил свет потому, что кожа от тепла лампы сжимается и меняется ее звук (смеется). Потом я создал нагару диаметром 1 метр, а недавно сделал самую большую нагару в мире — диаметром 2 метра.

Идея создать ритм-группу у меня появилась в 1997 году. В этом же году родился мой сын Умуд, поэтому группу первоначально назвал его именем. Но тогда в Турции уже была группа с таким названием, и чтобы нас не путали и не обвиняли в плагиате, мы переименовали свою группу. Изначально нас было 5 музыкантов, и я работал в основном со студентами. Опытные музыканты не могли играть со мной — я создавал новые ритмы, а им это казалось нелогичным. Сегодня в составе группы 25 музыкантов. Кстати, мой сын Умуд пошел по моим стопам и выступает со мной в ритм-группе. Сейчас он студент, как и я экспериментирует с исполнением на нагаре.

Я выступал во многих странах мира, был призером конкурса в Корее в 2011 году, а на джазовом фестивале в Монтре я, кроме концертов, давал еще и мастер-класс. И сегодня я получаю много приглашений выступать за рубежом. Фонд Гейдара Алиева организовывает замечательные мероприятия и приглашает также нашу группу.

В Баку я открыл школу ритма, где сегодня преподают мои бывшие студенты. У нас почти 100 учеников, и я очень хочу, чтобы школа расширялась и действовала уже на государственном уровне.

Сегодня часто вижу, что многие стараются подражать мне. Это, конечно же приятно, но, с другой стороны, хочется, чтобы молодые музыканты не подражали другим, а были собой, старались сделать что-то свое. У нас есть все условия для развития. Государство поддерживает музыкантов, деятелей культуры и нам остается только действовать.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.