Насиман Ягублу: Творчество и деятельность публициста, востоковеда, государственного деятеля и тюрколога Ахмед бека Агаоглу необходимо тщательно исследовать

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения одного из видных представителей общественной мысли Азербайджана, талантливого публициста и исследователя, известного правоведа и востоковеда, государственного деятеля и тюрколога Ахмед бека Агаоглу (Ахмед бек Мирза Гасан оглу Агаев).

Всесторонняя деятельность вдохновителя идей азербайджанского патриотизма в начале XX века А.Агаоглу по сей день не изучена на должном уровне.
Доктор исторических наук, профессор БГУ Насиман Ягублу в разговоре с корреспондентом ATAlar.Ru  с сожалением отметил, что наследие Ахмедбека Агаоглу очень мало изучено и нуждается в широком, серьезном изучении.
Н.Ягублу считает, что, в первую очередь, слабо изучена жизнь А.Агаоглу во Франции, где он получил юридическое образование в Университете Сорбонна Парижа и выступал с многочисленными статьями во французской прессе. К сожалению, об этом периоде его жизни очень мало написано.
Также у А.Агаоглу вышло немало статей в азербайджанской прессе, в  газетах, издаваемых в Баку и Тбилиси. «В Тбилиси на русском языке издавалась газета «Кавказ» и у Ахмед бека Агаоглу там были очень ценные статьи. Эти  статьи тоже надо изучить. Начиная с 1893-1894 годов, А.Агаоглу сотрудничал с газетой «Каспий». Его статьи в этой газете немного исследованы, но этого недостаточно. По нашим расчетам, в газете «Каспий»,  начиная с 1893 года до 1904-05 гг., он написал 512 статей. Также его статьи были опубликованы в газетах «Иршад», «Терегги», в русскоязычной газете «Прогресс», и они не собраны, не изучены», отметил Н.Ягублу.
Наряду с журналисткой деятельностью в Азербайджане, Ахмед Агаоглу жил и активно занимался общественно-политической деятельностью и в Турции, где его дважды избирали депутатом парламента — Великого национального собрания. Этому периоду его деятельности тоже не уделено должного внимания и которое нуждается в серьезном изучении.
По словам Н.Ягублу, деятельность А.Агаоглу в Турции после 1920-1921 годов, особенно после  ссылки на Мальту требует особого внимания. «В Турции А.Агаоглу создал агентство «Анадолу». Также выступал со статьями в газетах «Хакимиет-и-миллие», «Ахын». У него были близкие отношения с М.К.Ататюрком. Он внес огромный вклад в создание Турецкой Республики, превращение его в европейскую страну, и этот период его деятельности очень мало изучен», —  отметил ученый-историк.
Педагогическая деятельность А.Агаоглу, преподававшего право в университете, также осталась без внимания. После окончания юридического факультета Сарбонского университета он преподавал французский язык в реальной гимназии в Шуше.
Мало изучен период создания им организации «Дифаи», а также его активная деятельность во главе этой организации, направленная  на благо своей нации.
Н.Ягублу считает, что важно исследовать наследие видного политического и общественного деятеля и донести его до нового поколения. С другой стороны, должно быть изучено систематическое разнообразие его статей. «У А.Агаоглу есть статьи в защиту мусульманских и тюркских ценностей. Например, в то время в Европе было распространено отрицательное мнение Шекспира о пророке Мухаммеде. А.Агаоглу написал прекрасные статьи об исламской религии, опроверг это мнение. Также у него есть статьи, где он отвечал авторам, искажающим  тюркскую, исламскую культуру. А.Агаоглу был одним из первых, кто в европейской прессе защищал тюркские,  мусульманские ценности. Это тоже должно быть изучено как отдельная тема. Надо изучить статьи А.Агаоглу,  где он анализирует ошибочные мнения об исламе, мусульманстве в Европе и дает европейским читателям верную информацию. У А.Агаоглу есть серьезные статьи о свободе женщин. Он затрагивал вопрос свободы и прав женщин, писал о свободе женщин в исламе, в тюркском мире. Все эти статьи очень серьезные, и их следует исследовать, изучать как отдельную тему.
 У А.Агаоглу есть произведение «В стране свободных людей» (“Sərbəst insanlar ölkəsində”). Там он изъясняет, что такое патриотизм, национализм, культура. У него есть очень ценные мысли о прессе. Все это надо изучить, исследовать. Он писал повести, которые надо собрать и издать. Им опубликованы статьи, посвященные классикам литературы и литературоведению. Например, он писал о Карамзине, разделил русскую литературу на периоды, написал об этом серьезные статьи. У А.Агаоглу очень богатое наследие, связанное с М.Ф.Ахундовым и с другими известными людьми. Он сам писал, что, если собрать все написанные им статьи от Баку до Стамбула, то дороги не хватит. Это говорит о том, насколько у него богатое наследие.
С 17 декабря 1905 года до 1908 года газета «Иршад» издавалась под его редакторством. В каждом номере была статья А.Агаоглу. Если собрать их вместе, это где-то 500-600 статей. Также были статьи в газетах «Ахын», «Хакимиет-и-миллие», «Кавказ». Всего их приблизительно две-три тысячи. Однако из них очень малое количество издано в наше время. А.Агаоглу —  многосторонняя личность. Какую бы сферу деятельности ни затрагивал он, мы видим его величие, его многогранную личность», —  отметил Н.Ягублу.
А.Агаоглу был одним из создателей АДР, осуществил серьезные работы в период создания республики. По словам ученого, А.Агаоглу прибыл в Баку вместе с Нуру Паша и был его советником.  В тот период были сильны разногласия между сторонниками создания демократической республики: одни выступали за ее независимость, другие видели единственный путь спасения Азербайджана в объединении с Турцией (İlhaqçılar). Сторонники объединения с Турцией утверждали, что для создания независимого Азербайджана нет достаточных сил. Другая группа во главе с М.Э.Расулзаде утверждала, что Азербайджан может и должен создать независимое государство. А.Агаоглу сыграл огромную роль в принятии решения в этом вопросе. Он вел переговоры с Нуру Паша и поддержал группу сторонников независимого Азербайджана. После приобретения независимости был избран депутатом в парламент Азербайджана из Зангезура. В парламенте Азербайджана он отличился яркими выступлениями.
В 1919 году А.Агаоглу в составе азербайджанской делегации был отправлен во Францию для участия в Парижской мирной конференции.  К сожалению, армяне донесли англичанам, что А.Агаоглу пишет статьи против англичан. Агаоглу был арестован в Стамбуле и сослан на Мальту. А.Агаоглу не смог поехать во Францию, и этим был нанесен серьезный удар по азербайджанской делегации. Во Франции у него были серьезные связи. Он сыграл бы огромную роль в признании Азербайджана странами мира. К сожалению, Азербайджан был лишен этой возможности», говорит Н.Ягублу.
А.Агаоглу известен также своими националистическими идеями. По мнению Н.Ягублу, Агаоглу не был националистом, к этому его вынудили события того периода.
«М.А. Расулзаде писал, что А.Агаоглу принес либерализм, западное мышление, европейское движение в тюркскую жизнь. В этом смысле он не был националистом. Он поддерживал либеральные ценности. Националистом его сделали события того периода, геноцид армян против азербайджанцев, безоружных людей. Он вынужден был создать организацию «Дифаи»,  выступить с позиции националистов, чтобы спасти свой народ. Это был вынужденный шаг. То есть целью его национализма  было спасение народа. Он не ставил один народ против другого», отметил Н.Ягублу.
Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий