Наиле Аскер о фестивале «Деде Коркут» и письменном памятнике тюрков — эпосе «Китаби Деде Коркуд»

Начиная с 1995 года в Турции, в городе Байбурте, проходит Международный фестиваль культуры и искусства «Деде Коркут», в котором в течение недели участвуют представители всего тюркского мира.

В этом году Азербайджан на мероприятии представляла доктор философии по филологии, доцент, автор книги «Kitabi-Dədə Qorqud. Biblioqrafik göstərici»  Наиле Аскер. В разговоре с корреспондентом Atalar.ru  она рассказала о фестивале и поделилась о нем своими впечатлениями.
Также  Н.Аскер отметила важность эпоса «Китаби Деде Коркуд», который является летописью огузских племен и  отражает нормы их жизни. Этот ценный памятник отражает в себе наследие героизма, смелости, верности предков и их  правила управления государством, бытом, также ведения войн. «200 лет тому назад, после обнаружения рукописи «Китаби Деде Коркуд» в дрезденской библиотеке и его исследования тюрки узнали много нового о своей истории. С тех пор этот памятник не теряет своей актуальности, является объектом исследования мировых и тюркских ученых.
Язык, история, география эпоса «Китаби Деде Коркуд», мифологические стороны делает его редким образцом мирового фольклора и письменным памятником тюрков. Кто знает, сколько еще таких древних дастанов пропали в стихийных бедствиях, войнах, разгромах, не были обнаружены, исследованы или же ждут своего исследования», отметила Н.Аскер.
Н.Аскер не сомневается, что в дастане «Китаби Деде Коркуд», есть пока еще не исследованные исторические моменты. «Тюрки не писали свою доблестную историю, эта история скрывается в дастанах. Хотя «Китаби Деде Коркуд» не книга по истории, однако очень важный источник, который отражает исторические факты  в сюжете романа»,  говорит Н.Аскер.
Касаясь Международного фестиваля культуры и искусства «Деде Коркут», Н.Аскер отметила, что это мероприятие является праздником культуры, искусства и науки. «Мероприятие в этом году началось с посещения гробницы в селе Масат. Местное население верит, что именно там находится могила Деде Коркуда. Исследования, записки путешественников средних веков, гробницы, которые с уважением хранят народы, дает основание говорить, что в четырех местах есть предполагаемые могилы Деде Коркуда. Это — Байбурд, Мосул, Сырдарья и Дербенд, где исторически жили азербайджанские тюрки. Известный немецкий философ и дипломат Адам Олеари в 1638 году будучи в Дербенде от местных тюрков услышал о дастане Деде Коркуд. Он написал что, именно здесь могила Газан хана, его жены Барлы хатун и даже Деде Коркуда.
В середине XVII века путешественник Овлия Челеби,  побывавший в Шемахе, в своих записках писал, что могила Деде Коркуда в Дербенде и местное население с уважением относится к нему, даже преклоняются перед ним. Кроме этого, есть мнение что, могила Бамсы Бейрека (местное население называет его Бек Борек) в Байбурде и в ходе программы мы посетили эту предполагаемую могилу.
В географии восточного Черноморья есть много следов, связанных с Деде Коркудом. В бое «Qanlı Qoca oğlu Qanturalı» Гантуралы женится на дочери главы Трабузона (Трабзон). В бое «Bəkil oğlı Əmran» глава Трабузона отправляет Газан хану подарок. В бое «Qam Börənin oğlu Bamsı Beyrək» Бамсы Бейрек 16 лет был пленником в крепости Байбурд.
События, описанные в боях «Китаби Деде Коркуда», происходят в северном и южном Азербайджане, который охватывает большую часть Южного Кавказа и северо-восточное Анадолу. Герои Деде Коркуда проживали и имели влияние на территориях между Каспием и Черным морем. То, что Деде Коркуд был связан с этими землями, события происходили именно здесь, нашли свое подтверждение в исследованиях ученых и путешественников, говорит Н.Аскер.
По словам Н.Аскер в рамках программы фестиваля его участники побывали в различных культурных мероприятиях – музеях, выставках, галереях живописи и рукоделия, на концертах национальных танцев и песен. Также состоялись вечера поэзии и конкурс рисунков на тему дастана Деде Коркуд, традиционные спортивные состязания, скачки, выставка национальной кухни, прогулки. Также на фестиваль, где участвовали историки, ученые-фольклористы, исследователи «Китаби Деде Коркуда» был приглашен владетель третьей рукописи дастана «Китаби Деде Коркуд», книжный коллекционер Вали Мухаммед Ходжа. Там же прошла презентация рукописи, которую он долгое время искал и называет третьей рукописью «Китаби Деде Коркуда». «Выступивший на презентации Мухаммед Ходжа  рассказал о поисках и находке этого экземпляра, языке и стиле произведения, трудностях поиска, с какими проблемами столкнулся после находки рукописи, спорах вокруг его содержания и т.д. Однако сомнения и споры о ценности и оригинальности произведения остались позади, и произведение нашло свою истинную цену. После этого выступил глава муниципалитета Байбурда и отблагодарил Вели Мухаммед Ходжу.
На третий день фестиваля начал свою работу симпозиум «Место Деде Коркуда в тюркском мире». Симпозиум прошел под председательством профессора Мусы Йылдыза. На этом научном собрании были представлены ученые из всего тюркского мира. В симпозиуме, проходящем в Центре культуры Шаир Захни, участвовали ученые из Гагаузии Тудор Занет, из Узбекистана – Имдад Авшар, из Киргизии – профессор Ибрагим Абдувалиев, из Туркмении – профессор Ангули Нурмеммет, из Ирана – Авазуллах Сафари Кашкули, Турцию представляли профессор Ниджати Демир и профессор Гамди Гюлеч, которые рассказали о различных сторонах общей ценности тюркского мира – эпосе «Китаби Деде Коркуд».
Я рассказала о библиографии, посвященной эпосу и истории его издания. Обсуждения ученых привели к важным научных результатам», отметила Н.Аскер.
Подготовила Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий