Надир Исрафилов: ожидания от образования намного выше его реальных возможностей

15 сентября в Азербайджане начинается очередной учебный год. Система образования в стране является одной из самых обсуждаемых и критикуемых сфер. Эксперт по образованию Надир Исрафилов в интервью Atalar.ru затронул проблемы образования, при этом отметил и положительные изменения в этой сфере.

Н.Исрафилов считает, что критика образования естественна, так как это приоритетная сфера, и никто не может остаться равнодушным к его нынешнему состоянию и к будущему.
«В сфере образования, как и в других сферах, есть определенные проблемы и это в основном связано с последствиями переходного периода. Несмотря на то, что прошло немало времени, в стране наряду с теми, кто поддерживает европейское образование, есть и сторонники советской системы образования. Как все и другие сферы образование постоянно обновляется и усовершенствуется. Ставятся новые задачи, выдвигаются предложения, условия. Ради справедливости надо отметить, что ожидания от образования намного выше реальных возможностей его развития. Однако со временем взгляды на образование, отношение к нему изменяется», — отмечает эксперт.
 По словам эксперта, в распоряжении президента от 24 октября 2013 года «О государственной стратегии развития образования в Азербайджанской Республике» отчетливо отражается нынешнее состояние образования и его стратегические цели. «Одной из основных проблем в управлении образования является отсутствие четкого определения функции управления и контроля. В учреждениях образования роль управления ограничена, у них финансовой независимости. Наряду с этим в учреждениях образования руководители не несут серьезной ответственности за результаты. Финансирование учебных заведений не зависит от уровня образования, которое они дают и не направлено на качество. Другими словами, анализ нынешней ситуации показывает, что отсутствие стимулирующей системы зарплаты, неэффективность управления на уровне учреждений образования, слабая инфраструктура подготовки учителей является фактором влияния на авторитет учителей. С другой стороны, состав выпускников вузов не соответствует спросу экономики. Только 1,2 процентов студентов получают образование по специальностям сельского хозяйства. Это количество надо значительно увеличить. Особенно в регионах надо увеличить возможность получения высшего образования»,  считает Н.Исрафилов.
Также, по мнению эксперта, важно развить институциональные основы системы образования, инфраструктуру и человеческие ресурсы. Наряду с этим создать систему карьерного развития и деятельности преподавателей,  для улучшения уровня образования заново создать систему управления образования, повысить авторитет преподавателей.
«Одним из направлений «Государственной стратегии» является финансирование образования в соответствии со стандартами ведущий мировых систем образования. Это направление предусматривает усовершенствование финансирования образования при использовании различных источников, создания фонда развития образования. После принятия стратегии для реализации поставленных целей были осуществлены некоторые работы. Была создана инфраструктура, обновились форма и содержание образования, применяются современные технологии. Для молодых специалистов предусмотрены стимулирующие меры. За последние 5 лет построено больше 600 школ, в отдаленных селах применены практики мобильных школ, 90 процентов 5-летних детей привлечены к дошкольному образованию. Напечатано 322 учебников и методических пособий. Однако еще достаточно работы предстоит проделать», отметил эксперт.
Подготовила Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.