В год празднования 150-летия просветителя, писателя-сатирика, представителя критического реализма в азербайджанской литературе Мирзы Джалила Мамедкулузаде разразилась полемика по поводу политических и общественных взглядов писателя.
Критики Дж.Мамедкулузаде считают неприемлемым его отношение к АДР, а также обвиняют в чрезмерном неуважении к своему народу. Исследователь жизни и творчества жены Мирзы Джалила Гамиды ханум Джаваншир писатель-публицист Мехрибан Везир в интервью ATAlar.Ruвнесла ясность в эти моменты.
— Наряду с организацией и проведением юбилейных мероприятий в честь 150-летия писателя Джалила Мамедкулузаде мы также видим и нападки на него, попытки переоценки его творчества и личности. Подобная дискредитация в какой-то мере осуществляется и в отношении Насими. С чем это связано?
— Я не назвала бы такие обсуждения «дискредитацией». Если общество говорит о своих писателях, вносит в повестку дня обсуждение их произведений, в любом случае, независимо от того, кто какое мнение высказывает — это положительный момент, это, я бы даже сказала, пропаганда литературного наследия. Общество не обязано хором все одобрять, главное — знать, узнавать. Самое худшее — не упоминание указанных имен. Если через сто или пятьсот лет после смерти писатель становится поводом для споров и обсуждений, значит, он все еще живет.
— Вы являетесь исследователем творчества Гамиды ханум Джаваншир, перевели ее воспоминания. Эта книга привлекает интересными моментами из жизни и творчества Мирзы Джалила. Можете подробно затронуть их?
— В этой книге «Воспоминания» Гамида ханум рассказывает о жизни трех личностей: своем отце Ахмед беке Джаваншире, себе и Мирзе Джалиле. Писатель Гамида ханум, будучи является большим мастером описания. Она — экстраординарный реалист. В высшей степени была хладнокровной в написании материала. Прекрасно могла обходить эмоции в описании, оставаться нейтральной. В первую очередь скажу, что каждый, кто читает «Воспоминания», относится к Мирзе Джалилу с пониманием и уважением.
Понимание и уважение! Они очень важны. И это разные явления. Конечно, Мирза не ангел, он человек, у него были свои слабости и сильные черты, свойственные каждому. Гамида ханум пишет: «Мирза Джалил даже воду пил осторожно, был скептиком и осторожным человеком. В жаркие летние дни мы с детьми спали на веранде, а он спал дома, даже окна закрывал. Был очень боязливым человеком. Однако, когда брал в руки перо, превращался в чудовище». Это очень интересное наблюдение и беспристрастное заключение. Это важные сведения для изучения Мирзы Джалила. Проблемы с нравственностью Мирзы, его женолюбие она описывает с точки зрения нейтрального наблюдателя. Этот нейтралитет — не свойственная черта азербайджанской женщины, которая пишет о своем муже. Гамида ханум по природе была очень авангардной личностью. В «Воспоминаниях» есть много описаний, которые так ярко знакомят со сложными сторонами жизни и творчества Мирзы Джалила. Одним из интересных для меня черт является описание образа Мирзы Джалила как отца. Мирза безумно любил детей, особенно старшего сына Мидхата. Глубоко чувствуется его дрожащая от любви душа, это слабое место.
В заключение скажу, что Мирзу Джалила надо заново изучать, исследовать. Советский режим, превратив его произведения в идеологическое орудие, очернил реальный образ писателя. Мирза Джалил более привлекателен, таким, каким именно был в реальности, а не таким, каким был представлен обществу.
— Когда в Азербайджане установилась советская власть, великий писатель эмигрировал в Иран и начал выпускать там журнал «Молла Насреддин». В чем была причина?
— Скажем, 27 апреля 1920 года большевики, советская власть победила. Сразу на следующий день начались репрессии, налеты на дома известных мусаватистов. И это с каждым днем обретало массовый характер. Озлобленные таким поворотом событий офицеры –мусаватисты в мае подняли в Гяндже бунт. Большевики жестоко подавили этот бунт, перебили десятки тысяч людей и, сжигая села, направились в сторону Карабаха. В то время Мирза Джалил был в Карабахе, в местечке Кехризли. Когда началось повальное бегство недовольных советской властью людей, он оставался там, так как дружил с Нариманом Наримановым, был сторонником большевиков, поэтому считал, «почему я должен бежать». Однако его брат, иранский революционер Мирза Алекбер уверил его в том, что представители советской власти «ни на кого не смотрят, никого не слушают, выметают села как метель, детей нанизывают на копья, женщин, стариков жестоко уничтожают», и насильно, посадив телегу, увез его в Персию.
Большевики, сжигая на своем пути населенные пункты, дошли до берегов Араза. Гамида ханум и те, кто ее сопровождал во время бегства, перешли на другую сторону реки Араз, разместились в Тебризе. Мирза должен был работать, печатать журнал: вынуждали и финансовые, и духовные потребности. После ряда трудностей в Тебризе начал издаваться журнал «Молла Насреддин», ставший очень популярным в обществе. Даже торговцы тебризского рынка стали заядлыми читателями этого журнала.
— Существует мнение, что Дж.Мамедкулузаде являлся идеологическим противником АДР. Насколько оно обосновано?
— Это ложное мнение, выдумка советской идеологии. Мирза Джалил в тот период, когда в стране установилась Азербайджанская Демократическая Республика, был очень счастлив этим обстоятельством. Кто мог тронуть писателя во время АДР? Родственники, окружение Гамиды ханум были известными сторонниками республики. У нее были доверенные лица при правительстве. Министр обороны республики, близкий родственник Гамиды ханум Мехмандаров по приезду в Карабах встречался с ней.
У Мирзы Джалила было двойственное положение в обществе. Он был из тех писателей, кого притесняли в царский период. В обществе у него было много врагов, и тех, кто им восхищался. Он жил под давлением штрафов царского правительства, под угрозами и преследованием духовного сословия, которое он так яростно критиковал в своих произведениях.
В Карабахе, Баку, Тбилиси он жил под страхом расправы над ним. Люди, которых задевал Мирза Джалил, реально преследовали его, но, тем не менее, хоть и со страхом, но он опять брал в руки перо и продолжал безжалостно и жестко критиковать людей самых разных сословий на страницах своего журнала. Никакая угроза не останавливала его. Ему нужна была свободная среда для творчества. Большевики в то время твердили о свободной прессе.
Как я отметила, Мирза вынужден был бежать в Тебриз из-за погромов, учиненных большевиками. В дальнейшем, после настоятельных телеграмм Нариманова он вернулся на родину, принимал участие в становлении советской власти, в пропагандистских акциях нового режима. В Азербайджане, как и во всей стране, продолжалась борьба с инакомыслием, преследования по политическим мотивам, проводились аресты неугодных власти людей, эта сложная ситуация, конечно же, затронула, в том числе Мирзу Джалила и его детей. Хотя, отмечу, не было никакого серьезного конфликта писателя с новой властью. Некоторые утверждения по данному поводу — это выдумки советского времени. Некоторые исследователи считают, что Мирза Джалил занимал активную позицию политического деятеля, выступал против АДР и т.д.
Во-первых, он не занимался политикой, не имел политического влияния, у него вообще не было таких амбиций, как у Нариманова. Он не вступал ни в какие противоречия с новой властью.
Во-вторых, нигде не говорится о политической ориентации Мирзы Джалила. Я бы даже сказала, что на самом деле у него не было приверженности к каким-либо политическим течениям. Он был всего лишь критиком. При любом режиме он хотел оставаться критиком.
— Также говорится о том, что Дж.Мамедкулизаде в своих произведениях пренебрежительно относился к азербайджанцам и проявлял симпатию к армянам. Отражает ли такое мнение реальность?
— Мирза Джалил был прав в том, что в тот исторический период армянских детей в количественном плане, получавших хорошее образование, было намного больше, чем азербайджанских. На самом деле было так. Однако Мирза Джалил не знал сути самого вопроса и отчего это происходит, то есть каковы причины такого положения. Но этот вопрос популярно осветил и обобщил в своих работах Ахмед бек Агаоглу (общественно-политического деятель, журналист, член Парламента АДР — примеч.ред). Выпусник Сарбонны Агаоглу знал истинные причины такого положения дел. Он отмечал, что эта тенденция по поднятию образовательного уровня армян, обучению их детей, продвижению по службе, присваиванию им высоких воинских званий, а потом, к примеру, отправка их в Нагорный Карабах для управления тюркским мусульманским населением поддерживалась на уровне высших сановников Российской империи.
А для получения светского образования тюркско-мусульманскими женщинами азербайджанская интеллигенция в течение 30 лет неоднократно безуспешно обращалась к российскому императору. В конце концов, это вопрос разрешился, в том числе, благодаря усилиям азербайджанского мецената и нефтепромышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева, подарившего императрице за решение проблемы украшение с бриллиантами.
Российская империя в тот период не была заинтересована в том, чтобы мусульманские женщины могли получать светское образование. Считалось достаточным то, что они могли обучаться у муллы. Агаоглу знал причину такой дискриминационной политики, был осведомлен о процессах в мире, регионе, видел корни такого отношения, гнета, общественных процессов и вел борьбу с этими процессами. А Мирза Джалил воевал с ее последствиями. У каждого было свое место и предназначение в решении и освещении актуальных вопросов образования азербайджанцев.
Шла целенаправленная работа по отрицанию нашей истории, традиций, образа мышления и т.д. При этом использовалось имя Мирзы Джалила, чтобы вычеркнуть из учебников истории некоторых азербайджанских мыслителей.
В чем здесь вина Мирзы Джалила Мамедкулузаде?
Он в своих произведениях наделил героев теми общими чертами, которые были присущи большим группам людей и социальным слоям. Среди его героев есть и Новрузали, чье имя стало нарицательным для той части населения, которая была самой отсталой, темной и невежественной и не поддавалась влиянию передовых идей, которая всегда готова мириться с социальным злом и несправедливостью в обществе. И таких людей в обществе теперь называют «Новрузали».
Он всегда боролся с невежеством и несправедливостью. А многие попытки возвеличить или принизить роль Мирзы Джалила продиктованы не любовью к писателю-сатирику, а желанием унизить народ. Наше общество надо знакомить с великими мыслителями, в том числе с Мирзой Джалилом, его творчество надо заново изучать, правда должна найти свое место в обществе.
И тогда любая кампания против Мирзы Джалила будет бессмысленной и никогда не найдет поддержки и у прогрессивно мыслящих людей.