Марал Рахманзаде — первая азербайджанка, получившая профессиональное художественное образование

  1. 23 июля — день рождения Марал Рахманзаде — первой азербайджанки, получившей профессиональное художественное образование.

Марал Рахманзаде родилась 23 июля 1916 года в Баку. В 1930—1933 годах училась в Азербайджанском государственном художественном техникуме.
В 1934 —1940 годах продолжила образование в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Особенно продуктивно она работала в жанре графики. В годы Великой отечественной войны М. Рахманзаде создала большие станковые серии патриотического содержания. Одна из серий посвящена героизму советских женщин в годы войны — «Народное ополчение», «Женщины в строю», «Дочь партизана», «Связистка». Другая серия, состоящая из 19 листов, — труду людей в тылу — «Работа в колхозе», «Общественницы», «Артисты выступают перед фронтовиками». На листе «Жены заменяют мужей» изображены работающие на заводе у станков женщины. Рисунки выполнены художницей в технике черной акварели с последующей проработкой углем.
В 40-е годы Рахманзаде работала над иллюстрированием художественной литературы. В 1945 году она оформила книги «Дахнаме» Хатаи и «Страна огней» А. Зограббекова. Особенно удачно удались ей поэтичные женские образы в книге «Дахнаме». Также в двух иллюстрациях М. Рахманзаде изобразила автора книги — поэта-правителя Шаха Исмаила Хатаи: на одной его портрет в профиль, на другой поэт изображен с пером в руке в поэтической обстановке ночи. В многочисленных иллюстрациях романа «Страна огней» Рахманзаде изображала обстановку, пейзаж, архитектуру, костюм, точно следуя литературному описанию. На первой иллюстрации изображенные крупным планом всадники, занимающие левую часть листа. В эти годы М. Рахманзаде также выполнила иллюстрации к произведениям «Девичья башня» и «Гюльзар» Дж. Джаббарлы.
В послевоенные годы Рахманзаде интенсивно работала в области станковой графики. В 1947 году на юбилейной выставке впервые была экспонирована серия автолитографий «Нефть», состоящая из 10 листов, в которых показана история нефтяного края. Серия начинается с композиции «Огнепоклонники», изображающей сцену поклонения вечному огню, и завершается морским пейзажем с уходящим нефтетанкером. Другие листы этой серии — автолитографии «Новый промысел», «На буровой», «Качалка», «Фонтан закован в трубу». В 1948 году М. Рахманзаде завершила серию под названием «Баку социалистический», также состоящей из 10 листов.
Плодотворными для художницы были поездки на морские промыслы — «Нефтяные камни». Марал Рахманзаде была первым художником, которая поехала работать на Нефтяные камни. Находясь среди нефтяников, наблюдая их трудовые будни, быт, она рисовала промысловые пейзажи Каспия, строительство эстакад, нефтяные резервуары, вышки, налив нефти. На отчетной выставке она представила рисунки и акварели, изображающие наиболее характерные эпизоды трудовой жизни нефтяников Каспия. Эти работы, кроме бакинцев, увидели и труженики «Нефтяных камней», то есть те, кому они были посвящены. Рахманзаде создала серию автолитографий под названием «У нас на Каспии». В Москве был издан альбом из этой серии, состоящий из 15 цветных литографий. Эти серии литографий принесли Рахманзаде широкую известность и уже тогда были не раз экспонированы на всесоюзных и зарубежных выставках.
В 1950 году Рахманзаде оформила двухтомник сочинений Джафара Джаббарлы. В том же году была издана историческая повесть М. Ф. Ахундзаде «Обманутые звезды» с иллюстрациями М. Рахманзаде. Рахманзаде иллюстрировала и переводные издания — «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. В конце 50-х годов М. Рахманзаде создала серию цветных автолитографий «Баку». На этих листах изображены городские парки и площади, панорамы морских нефтепромыслов. Серия «Баку» была показана впервые в 1959 году на выставке, приуроченной к Декаде литературы и искусства Азербайджана в Москве. В это же время Рахманзаде работала над автолитографиями, посвященными Чехословакии, среди которых выделяются пейзажи «Зимний день Карловых Вар», «Улица в городе Хеб», «Центральная площадь города Хеб», «Санаторий Ричмонд» и другие. Литографии чехословацкой серии были показаны в 1961 году на республиканской выставке «Мир глазами художников Азербайджана», а также в Москве на групповой выставке, посвященной Чехословакии.
В последующие годы М. Рахманзаде работала в технике линогравюры. Первые работы, выполненные в этой технике, она посвятила заводам-гигантам двух молодых городов — Сумгайыта и Рустави. Каждая из двух серий состоит из шести индустриальных и городских пейзажей пейзажей и двух портретов, изображающих передовиков производства. В 60-годах художница побывала в некоторых отдаленных районах Азербайджана. Итогом этой поездки явились новые серии цветных линогравюр: «Моя родина» и «Азербайджан».
В 1956 году в Баку был издан исторический роман М. С. Ордубади «Меч и перо» с иллюстрациями М. Рахманзаде. В 1963 году она исполнила иллюстрации для академического издания «Азербайджанские сказки»
Все полотна Марал Рахманзаде отличает искренность, душевность, энергетика, пропитанные необыкновенно сильной любовью к Родине.
Будучи великолепный графиком, Марал Рахманзаде, словно поэт, воспела в своих работах необыкновенную красоту и разнообразие природы Азербайджана.
Марал Рахманзаде прожила поистине удивительную жизнь, достойную описания в книге и последующей экранизации. Она не только первая женщина — профессиональный художник Азербайджана, она первооткрыватель совершенно новых тем в изобразительном искусстве и дополнившая уже существующие особыми нюансами.
Марал Рахманзаде – лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Шохрат», народный художник Азербайджана.
Cкончалась 16 марта 2008 года.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.