Ложь и фальсификация от Пашиняна, или введение в заблуждение общественность

Премьер-министр Армении Н.Пашинян неоднократно в своих речах пытается ввести мировую общественность в заблуждение, утверждая о карабахских корнях армянского народа.

1. Нет ни одного археологического артефакта, свидетельствующего о присутствии хайев на территории Карабаха.
2. Все армянские церкви построены в Нагорном Карабахе в 19 веке после переселения хайев из Персии и Турции.
Албанские церкви отличаются от армянских по нескольким признакам. Пашинян говорит о 5, 8, 10, 13 веках!?
Но какой армянский храм в Нагорном Карабахе!?
V век был одним из значительных в истории Кавказской Албании, к власти пришел царь Вачаган III, который стал укреплять царскую власть, чему содействовала Албанская церковь. Это был период значительного подъема во всех областях культурной жизни.
В истории албанского зодчества прослеживается творческая линия его развития. В культовой архитектуре — круглые храмы, в результате длительного генезиса, от ротонд к первому в Закавказье тетраконху, а развитие прямоугольных в плане однозальных и многозальных храмов завершается созданием многонефных базилик. Трехнефный собор в монастыре Цицернаванк на р. Аг-оглан в Лачинском районе был построен в VI веке. Средний неф, перекрытый стрельчатым сводом, завершается глубокой апсидой, а боковые нефы, перекрытые цилиндрическим сводом, заканчиваются двумя встроенными приделами. Апсида перекрыта полукуполом, арка, образующая апсиду, принята подковообразного очертания. Интерьер собора был оформлен фресковой росписью по штукатурке. Архивольты арок и пилоны, на которые они опираются, облицованы крупными, чисто тесанными плитами. В верхних частях сооружения применена декоративная резьба по камню, хорошо освещенная окнами среднего, более высокого нефа.
Внешний облик храма — это характерная базилика с более высоким средним нефом с четко и просто решенными фасадами. Интересна одна планировочная особенность: перед главными входами так же, как в Лекитском храме и Кумской базилике, расположены толстые столбы. Это явно языческий прием по старой жреческой традиции сохраняется в целом ряде христианских храмов на территории Азербайджана, не встречаясь в христианской культовой архитектуре Армении и Грузии, свидетельствуя о глубоких корнях, восходящих к зодчеству древних Каспианы и Албании.
Историческая область Арцах-Хаченское княжество богата множеством произведений древних средневековых зодчих Кавказской Албании. Особенно интересна группа христианских храмов, являющих собой блестящие образцы албанской церковной архитектуры.
Наиболее древним из них был монастырский комплекс Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар’тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской ССР. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.
Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.
С X по XV век Хашаванк становится христианским духовным центром албанского Хаченского княжества.
В период правления албанского князя Гасана, сына Сакар’а Вахтанга (1142 — 1182 гг.), в Хашаванке возвели купольную церковь. Когда пришел к власти сын князя Гасана — Вахтанг, значение монастыря еще больше укрепилось, там действовала гостиница, библиотека и была построена церковь жены Вахтанга Арзу-Хатун. Хорошо сохранившаяся, эта церковь является одним из ценных памятников архитектуры раннесредневековой Албании. Внутри храма имеются фрагменты фресок, авторами которых считают Арзу-Хатун и ее дочерей.
В указанной церкви имеются росписи, изображающие на южной стене крупномасштабную сцену возвращения Николаю Чудотворцу Христом — Митры и Богоматерью — Омофора, а на северной — сцену убиения камнями архидиакона Стефаноса. Культ Николая Чудотворца, не имевший распространения в Армении даже в более поздние века, является чисто албанским. Можно привести очень много примеров, свидетельствующих о несоответствии действительности слова Пашиняна, которого, наверное, свои же лжеисторики ввели в заблуждение.
Еще остановлюсь на одном факте, представляющем исторической интерес.
Мемориальные сооружения всегда отображали религиозно-традиционное приверженство народа.
Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, его могут обратить в иную религию, сменятся формы домов и храмов, но неизменными останутся погребальные обряды и сооружения — дохристианские стелы, христианские хачдаши, мусульманские башдаши и др. Конечно, со временем происходят изменения в деталях, но фундаментальная структура остается неизменной. Смерть, душа всегда оставались за пределами обычного восприятия окружающего мира. И переступать этот порог никогда не хотелось даже завоевателям, и даже пришельцы с новой религией. Поэтому, даже в периоды религиозных гонений, редко доходило до попыток изменить погребальные обычаи, формы захоронения или мемориальные сооружения. Даже коммунисты, придя к власти, этот порог не переступали нигде.
Так, например, « в мемориальных стелах Кавказской Албании четко запечатлена трехуровневая модель мира: небесный уровень — райская сфера как обитель сакральных персонажей, средний — земная сфера, мир человека и нижний мир — подземная сфера, т. е. переходный уровень хачдаша или башдаша плюс сама могила. Эти уровни, в свою очередь, могут по-разному члениться, могут меняться персонажи или вместо них выступать их символические заместители и ипостаси. Могут меняться объекты, которые налаживают межуровневые связи, но это будет всего лишь изложение одного и того же сюжета на разных культово-художественных языках.»
В этом они существенно отличаются от хачкаров Армении, которые на протяжении очень длительного времени изготовлялись в условиях стабильной религиозной ситуации, что быстро привело к канонизации сюжета, в котором доминирующее место заняло изображение креста, основного символа христианской веры, который вытеснил более архаичные мотивы мифо-религиозного моделирования мира.
Поэтому в Нагорном Карабахе нет ни одного погоста с армянскими хачкарами до 19 века!!!
Можно очень много фактов привести, которые свидетельствуют, что армяне никогда не жили на территории Нагорного Карабаха.
И измышления, что армяне жили ранее на этой территории. И что Шах Аббас в 1606 году их переселил в Персию, и Николай I вернул их на «родину», не выдерживает никакой критики (https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/novaia-pesnia-o-starom-ili-ocherednoe-vvedenie-v-zablujdenie-5f528059019fb065e760e7f8).
В статье использованы материалы работ: Д. А. АХУНДОВ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА»,АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986

Добавить комментарий