Лала Байрамова о роли Ислама в становлении азербайджанских устных народных эпосов

В начале июля текущего года в Баку проходил II-й Международный симпозиум «Исламская цивилизация на Кавказе».  Выступившая в рамках форума на панельной сессии с докладом «Роль Исламской религии в становлении азербайджанских устных народных эпосов» заведующий отделом образования Института востоковедения имени З.Буньядова, доктор философии по филологии Лала Байрамова в интервью ATAlar.Ru поделилась своими впечатлениями от симпозиума и рассказала о теме своего выступления.  

— Какие впечатления оставил у Вас II Международный симпозиум «Исламская цивилизация на Кавказе»?  
— Проведение II-го Международного симпозиума «Исламская цивилизация на Кавказе» — знаменательное, важное с исторической точки зрения событие, которое важно не только для Азербайджана, но и всего исламского мира. Проведение симпозиума — наглядный пример того, как Азербайджан относится к Исламу и его ценностям. И поэтому роль данного симпозиума для науки, образования и культурной сферы Азербайджана велика. В симпозиуме участвовали 50 ученых, экспертов из 15 стран мира. За два дня нами были обсуждены темы, посвященные мультикультурализму, толерантности Азербайджана, роли Ислама в жизни кавказских народов. Интересные выступления докладчиков внесли новый вклад в науку, образование и культуру Азербайджана.
Какова роль исламской религии в формировании устных народных дастанов Азербайджана?
 —  Как и у других народов мира у азербайджанского народа есть устные народные дастаны, которые являются летописью его древней истории. Известные азербайджанские дастаны, имеющие древние корни, первоначально создавались в устной форме.
Азербайджан еще до нашей эры был важной частью тюркского мира, и это формировало идеи и содержание дастанов. Образцы древних дастанов, передававшихся в течение столетий в устной форме, в письменном виде сформировались именно после возникновения Ислама. В этом смысле в становлении таких древних и известных народных дастанов, как «Китаби Деде Коркуд», «Короглу», «Ашиг Гериб», «Асли и Керем» (“Kitabi Dədə Qorqud”, “Koroğlu”, “Aşıq Qərib”, “Əsli və Kərəm”) огромную роль сыграла исламская религия.
Какие события из истории Ислама сыграли роль в становлении и развитии азербайджанских народных дастанов?
— Ряд исторических фактов, связанных с Исламом,  оказали влияние на становление азербайджанских народных дастанов. Распространение исламской религии, возникшей в VII веке в Аравийском полуострове,  походы армии арабского халифата за пределы полуострова оказали существенное и непосредственное влияние на развитие дастанов.
Как видно из исторических фактов, азербайджанские народные дастаны, созданные в устном виде еще до Ислама, после принятия новой религии обогатились религиозными сюжетами и дошли до нас уже в письменном виде, описывающем много исторических событий, военных и религиозных деятелей. Религиозные мотивы имели преобладающий характер
— Как народные азербайджанские дастаны доносили до слушателей и читателей идеи единства Всевышнего?
— В азербайджанских народных дастанах в первую очередь говорится о существовании Бога и его единстве. В дастане «Короглу» мы становимся свидетелями таких слов: «Зову Бога  на помощь и выхожу в путь. Здесь Бог нам поможет». Также в дастане отражается сущность Бога  и его единство: «Слава единому Богу, этот голос Эйваза».
 Как утверждают религиозные источники, у Бога тысячи имен. 99 из них считаются самыми красивыми (əsmaül-hüsna). В 180 аяте суры Корана аль-Араф говорится: Самые красивые имена у Бога. Зовите Его этими именами и молитесь…
 До Ислама в азербайджанских дастанах Бога называли такими именами как Мовла (друг, господин), Субхан (совершенный, превосходный), Ездан (создатель). В дастане «Короглу» встречается имя Мовла.
В дастанах часто можно встретить обращение к Богу и Его именам.
— В азербайджанских национальных дастанах воспевается любовь к пророкам. Приведите эти примеры?
— В азербайджанских дастанах к пророкам особое трепетное отношение, это Адам, Ной, Моисей, Мухаммед. В дастане «Китаби Деде Коркуд» чаще всего упоминается пророк Мухаммед, в дастанах «Аббас и Гюлгез», «Гурбани и Пери» — Хызыр. Часто упоминается первый человек, созданный Богом на Земле, первый пророк Адам. Также можно отметить имя сына пророка Давуда Сулеймана, тоже пророка, известного как справедливый царь и мудрый ученый. О нем известно, что он знал язык птиц и зверей.
В вариантах дастана «Короглу» о Сулеймане идет повествование как о пророке, совершающем героизм. Пророк Юсуф был любимым сыном пророка Ягуба. В Коране имеется отдельная сура «Юсуф», посвященная пророку. В дастане «Короглу»  Юсуфу уделено много внимания.
Моисей,  чье имя 136 раз упоминается в Коране, в дастанах предстает в образе «Сахиби-Тур»  (Sahibi-Tur). В азербайджанской литературе приводится его разговор с Богом на горе Тур, также говорит о других чудесах этого пророка.
 Больше всех в азербайджанских дастанах упоминается имя последнего пророка Мухаммеда.
Даже предисловие дастана Деде Коркуд начинается с именем пророка. В вариантах дастана «Короглу»  есть много эпизодов,  где упоминается имя исламского пророка. Также в дастане «Короглу» говорится о пророке Ное, его долголетии.
— В азербайджанских устных народных дастанах особое внимание уделяется пророку Хызыру. Каким он показан в дастанах?
— Хызыр — единственный из пророков, имя которого встречается во всех фольклорных произведениях. В Коране о нем говорится как о пророке и исторической личности. В дастане Короглу говорится о вере в пророка Хызыра. Он является хранителем героев дастана. В предании сообщается, что сын Короглу Гасан, выходя в путь, встретил Хызыра и получил его напутствие. Еще в одном эпизоде Хызыр спасает от смерти Гасана, упавшего с лошади. Этот мотив встречается и в дастане «Китаби Деде Коркуд». В дастанах «Ашиг Гериб», «Асли и Керем» тоже уделено место мотивам о Хызыре. В дастане «Ашиг Гериб» Хызыр приходит на помощь Герибу, который попал в метель, он проводит его до дома. В дастане «Асли и Керем» Хызыр помог Керему и Софи, когда они попали в метель и потеряли дорогу в горах.
Много ли говорится в народных дастанах о поклонении, религиозных ритуалах, предписанных Всевышним?
— В азербайджанских дастанах не раз говорится об обычаях Ислама, его ритуалах. В дастане Деде Коркуд можно встретить мотивы, связанные с жертвоприношением, пожертвованиями, совершением намаза.
— Упоминаются ли в азербайджанских дастанах суры Корана?
— Да, в дастанах ссылаются на суры Корана. Например, в дастане Деде Коркуд в обращениях к Богу часто можно встретить ссылку на суру Ихлас. «Скажи — Он-Аллах-един; Извечен Аллах один; Не рождал Он, и не был рожден, И с Ним никто не сравним». В дастане также не раз повторяются все аяты суры Ихлас.
Какие еще религиозные мотивы можно встретить в устных народных дастанах? 
— В устных народных дастанах также говорится о местонахождении Мекки (Qiblə), Каабы, о паломничестве, о времени смерти, судьбе, можно встретить такие выражения, как «бисмиллах», «ИншАллах», «калимаи шаходат» (kəlmeyi-şəhadət). Например, с героем произведения Басатом произошло чудо, связанное с калимаи шаходатом:  «Сказал он: «La İlahe İllallah, Muhəmmədən Rəsulullah». После этого открылось семь дверей, и он вышел из одной из этих дверей».
— К каким еще религиозным и историческим  деятелям обращаются в национальных дастанах?
— В введении дастана «Китаби Деде Коркуд» одним абзацом от имени Деде Коркуда упоминаются Бог, пророк Мухаммед, Хазрати Абуб Бекир, Хазрати Али и его сыновья, Хазрати Осман,  Мекка и другие религиозные ценности.
В заключение хочу добавить,  что если обратить внимание на все образцы устных народных дастанов, которые являются богатым источником национально-нравственных ценностей, исламской морали, мы наглядно можем увидеть влияние исламской религии. Одним словом, несомненно, что у любого человека, ознакомившегося с азербайджанскими дастанами, возникнет особая симпатия к исламской религии.
Беседовала Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий