Российские миротворцы пропустили еще одно официальное лицо из Армении на территорию Азербайджана без разрешения со стороны Баку. Этим лицом является мэр Еревана Айк Марутян, который, судя по его cобственному сообщению, обсудил в Ханкенди с главарями сепаратистов «вопросы расширения сотрудничества между двумя армянскими столицами».
Таким образом, допуск представителей армянских властей на временно контролируемую миротворческими силами РФ часть территории Карабахского региона Азербайджана становится уже недоброй традицией, пишет Caliber.az. Без разрешения Азербайджана официальные лица Армении периодически посещают те горные районы Карабаха, которые входят в зону ответственности российских миротворцев. Посещают, понятное дело, с позволения последних. И без объяснения ими того, на каком правовом основании министры, другие высокопоставленные чиновники Армении, включая того же мэра Еревана, оказываются на международно-признанной территории Азербайджана и обсуждают с главарями канувшего в Лету незаконного образования те или иные шаги, грубо нарушающие законодательство азербайджанского государства, попирающие его суверенитет.
Более того, российские миротворцы пропускают во временную зону их ответственности на территории Азербайджана даже лиц, уголовно преследуемых азербайджанским правосудием. Достаточно напомнить о пропуске через Лачынский коридор Вовы Вартанова, военного преступника, главаря террористической организации и незаконного добровольческого батальона, который в период 44-дневной войны был переведен в штат ВС Армении.
Азербайджан с самого начала миротворческой миссии РФ в ряде горных районов Карабаха, требует, имея на то полное право, обеспечить доступ иностранных граждан на эти свои территории исключительно с его разрешения. Некоторое время назад в этом направлении был достигнут прогресс: миротворцы перестали пропускать через Лачынский коридор на территорию Азербайджана без разрешения его властей граждан всех стран, за исключением России и Армении. То есть государств, которые, наряду с Азербайджаном, подписали трехстороннее заявление о прекращении военных действий от 10 ноября 2020 года. В качестве подтверждения такого подхода было сообщено о недопуске на территорию Азербайджана, в Карабах, французских журналистов по выданной Ереваном незаконной аккредитации.
Однако по какому праву делаются исключения для граждан России и Армении? Особенно Армении, если учесть, что ее официальные лица посещают горную часть Карабаха — неотъемлемую территорию Азербайджана — вовсе не для того, чтобы подышать чистым воздухом, а скорее наоборот. Чтобы и далее питать его ядом вражды к азербайджанцам, подталкивать местных армян на дальнейшее неповиновение властям Азербайджанской Республики, гражданами которой они являются. Неужели об этих незаконных действиях чиновников из Армении не осведомлено командование миротворческим контингентом РФ? Разумеется, осведомлено. Но как же оно в таком случае объясняет соответствие допуска в Азербайджан представителей Армении, все еще не признающей его территориальную целостность, целям и задачам миротворческой миссии?
Лачынский коридор передан Азербайджаном во временный контроль российского миротворческого контингента только в гуманитарных целях. Любые другие цели для его эксплуатации, тем более носящие характер политических провокаций, неприемлемы и должны быть исключены.
На эту тему неоднократно высказывался и Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Во время состоявшейся в конце февраля пресс-конференции в Баку с участием местных и иностранных СМИ глава государства, в частности, подчеркнул: «Сейчас, когда мы видим, что российские миротворцы тайно пропускают иностранных граждан в Нагорный Карабах, это вызывает у нас удивление. Мы договорились с российской стороной, что иностранцы могут въезжать туда только с нашего согласия. А соглашение нарушается…».
Действительно, воз, как видим, и ныне там. Игнорированием согласия Баку на допуск в нагорную часть Карабаха граждан Армении российские миротворцы, по сути, нарушают суверенитет Азербайджана. Ясно, что эта незаконная практика продолжаться более не может. Судя по всему, требуется разработка специального документа, который, помимо трехстороннего заявления от 10 ноября, будет детально определять параметры деятельности российского миротворческого контингента на территории Азербайджана. Но при любых деталях, эта деятельность должна отвечать главному условию — безусловному соблюдению суверенитета Азербайджана в зоне временной ответственности миротворческих сил РФ. Миротворчеству же, преследующему иные цели, на земле Азербайджана не бывать. Азербайджан, одержавший победу в 44-дневной войне, положивший конец 30-летней оккупации Карабаха, просто не допустит нового попрания своих прав. С чьей бы стороны ни исходили подобные попытки.