Этап историзма физуливедения Азербайджана приходится на 40-70-е годы ХХ века и зиждется на фундаментальных монографиях, опубликованных в 1958-1968-х годах.
Исторический опыт и как проблема, и как принцип, является матерью принципа историзма, его генетическим началом. В области гуманитарных наук, в том числе и в литературоведении опора на исторический опыт воспринимается как первичное условие истины и логического утверждения, где история каждой науки определялась в контексте историзма мысли.
Второй этап азербайджанского физуливедения приходится на небольшой временной отрезок – на 1958-1968-й годы, но специфические особенности этого этапа продолжались по инерции вплоть до 80-х годов ХХ века. По своей научно-теоретической значимости этот период физуливедения является самым величественным, грандиозным этапом. Основными исследованиями, сформировавшими этот этап как научная система своеобразных эстетических принципов с исторической и теоретико-методологической точки зрения, являются труды, вышедшие в 1958 году – академика Гамида Араслы «Великий поэт Азербайджана Физули»; сборник научно-исследовательских статей «Мухаммед Физули»; специальный номер «Известий» АН АзерБайджанской ССР «Физули-400», Мамеда Джафара «Физули мыслит» (1959), Мирзааги Гулузаде «Лирика Физули» (1965), Фейзуллы Касумзаде ««Караван скорби» или свет во тьме» (1968). Следуя теоретическим законам методологии исследования, постараемся ответить на ряд вопросов:
— что такое историзм и почему этот этап физуливедения мы называем этапом историзма?
— в чём заключается специфика этого периода и в каких универсальных методологических положениях названных исследований она проявляется?
— в какой степени и с какой теоретической проблемой каждое из названных исследований формирует этот этап?
Отражение в истории исторического процесса, исторических фактов и исторических личностей составляет историческую проблему, а анализ и оценка литературных произведений, творчества классиков на основе исторического опыта рождает принцип историзма. В литературоведении историзм выступает в двух ипостасях – как проблема и как принцип. Проблема историзма более всего носит эстетический характер, а принцип историзма – методологический. В свете этого следует различать две проблемы в физуливедении: исследования, поднимающие проблему историзма в творчестве Физули и исследования, отличающиеся историзмом подхода к наследию Физули. Первая группа работ демонстрирует отношение к Физули, а вторая – к физуливедению. Именно вторая группа исследований формирует этап историзма в физуливедении Азербайджана. Как историческая эпоха, второй этап азербайджанского физуливедения носит социальный характер, но как научная эпоха, она носит исторический характер, ибо как верно отмечает известный учёный Н.И.Пруцков, «историческая эпоха не является разномастным скопищем случайно выбранных исследователем фактов, личностей, событий». Таким образом, в исследовании сама история, её факты, события только тогда становятся важными, когда в них проглядывает диалектика истории.
Основатель этапа историзма в азербайджанском физуливедении Гамид Араслы в монографии «Беюк Азербайджан шаири Физули» /«Великий поэт Азербайджана Физули» привнёс в науку ряд ценных теоретико-исторических моментов. Невзирая на некоторые методологические недостатки, связанные с идеологическим давлением политического режима, исторической природы эпохи, этот фундаментальный труд отражает важные теоретико-исторические проблемы физуливедения ХХ века. Автор скурупулёзно исследует физуливедение Турции, выражает объективное отношение к труду М.Ф.Кёпрюлю, поддерживает учёного в его критическом отношении к тем авторам древних тезкире, которые считали Физули поэтом Осман, но в то же время отвергает его мысль о суфизме и шиизме Физули.
Вторая великая заслуга Г.Араслы перед физуливедением Азербайджана заключается в том, что он исследует творчество Физули в историко-литературном контексте эпохи, в котором жил и творил великий поэт, руководствуясь принципом историзма.
Одним из первых среди ученых, сыгравших большую роль в формировании второго этапа азербайджанского физуливедения был академик Мамед Джафар. Интерес ученого к творческому наследию Физули начинается с 40-х годов ХХ века. Его статья «Физули любит» (1941) по сей день сохранила свою историко-теоретическую и методологическую актуальность. М.Джафар создал формулу отношения к Физули, впоследствии ставшую научно-теоретическим афоризмом: «Физули любит – значит Физули мыслит. Только тогда можно правильно понять влюбленного Физули, когда рассматриваешь и мыслителя, и влюбленного Физули в единстве и гармонии. Иначе невозможно осознать, понять Физули.
Великий идеал может быть выражен резкой, меткой логикой, страшным смехом, беспощадной, разящей сатирой и восторженной, разрывающей душу любовной лирикой.
Мы должны искать великие мысли Физули в его любовной поэзии. Любовная поэзия Физули есть философская поэзия, поэзия мудрости поэта».
Выводы М.Джафара по данной проблеме можно обобщить приблизительно в следующей форме: суфизм – идеологическое течение, широко распространенное в странах Ближнего Востока в Х-ХVI веках. Возникнув в начале IХ века как тенденция аскетизма, распространяясь в странах Арабского Востока, он стал выражением страстного стремления к духовному, нематериальному миру, к божественной любви и божественному вдохновению. По мнению венгерского востоковеда Игнаша Гольдциера? «самовосхваление суфистов стало причиной гнева ортодоксальных теологов».
Алиева Гюлшан Теймуровна, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой Университета Культуры и Искусства Республики Азербайджан
Литература:
Алиев С. Литературно-эстетические взгляды. Физули. АДД. Б., 1990, 25стр.
Араслы Г. Великий мыслитель, гениальный художник Мухаммед Физули. «Азербайджанский медицинский журнал», 1958, № 11, стр.49-56.
Араслы Г. Великий Азербайджанский поэт Мухаммед Физули. «Дружба Народов», 1958, № 12.
Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., «Наука», 1989, 341 стр.
Количество просмотров: 2 886