История создания портрета Гаджи Зейналабдина Тагиева

В Национальном музее истории Азербайджана прошел вечер, посвященный творчеству Исаака Бродского в рамках проекта Российского информационно-культурного центра в Баку «Беседы об искусстве».

Ведущим вечера был научный сотрудник музея Фуад Агаев, передает Trend Life.

Исаак Израилевич Бродский (1883 — 1939) — советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

Творчество художника исследователями подразделяется на два периода – ранний и зрелый, и переход между ними как раз приходится на период Революции 1917 года.

Обучаясь в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге и после ее он писал в основном пейзажи и портреты друзей и родственников. В 1912 году он посещает Баку по приглашению миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и пишет его портрет.

Революционные события в России повлияли и на характер творчества художника. Зрелый Иосиф Бродский – это исторические события и портреты выдающихся деятелей той эпохи. Вскоре художник вновь обращается к бакинской тематике – в 1925 году он пишет картину «Расстрел 26 Бакинских комиссаров». Сейчас она хранится в Волгоградском областном музее изобразительных искусств.

Теперь о самом портрете. Бродский сумел передать колоритный образ Гаджи Зейналабдина Тагиева (1823 -1924) – «отца нации», человека, пользующегося огромным влиянием, как в самом Азербайджане, так и за его пределами. Он изображен с орденами и медалями Российской империи, Персии, Бухары, которыми был награжден за общественно полезные дела. На портрете мундир Тагиева украшают 14 регалий, орденская лента и шпага.

Просветленное лицо мецената, его строгая властная осанка, взгляд, устремленный в неопределенном направлении, вместе с рядом характерных деталей образуют колоритную и запоминающуюся композицию. Тагиев изображен на фоне красной занавеси — прием, имеющий целью подчеркнуть значимость и незаурядность образа. На столе лежит книга — деталь, ставшая, возможно, наиболее удачным решением художника: она указывает на то, что перед нами поборник просвещения, человек передового образа мыслей.
Картина заняла свое место в интерьере особняка Тагиева, построенного в 1893-1902 годы в Баку по улице Горчакова (ныне ул. З.Тагиева). После смерти Тагиева во времена советской власти картину вынули из рамы, и она годами хранилась в свернутом виде, со временем деформировался, местами краска сошла или осыпалась. И только в 1988 году, благодаря азербайджанскому художнику-реставратору Фархаду Гаджиеву, безвозмездно отреставрировавшего эту картину, она избежала уничтожения и дошла до наших дней.

 

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.