История мавзолея М.П.Вагифа в Шуше: сквозь дни поэзии и оккупацию

С начала 1980-х в городах Советского Азербайджана было воздвигнуто немало монументов, значение которых в архитектурно-планировочной композиции улиц и площадей неоспоримо. Вместе с тем весьма существенна была их роль и в реализации ленинского плана монументальной пропаганды.
Эти памятники, различные по размерам и художественной значимости, являлись важным средством идейного воспитания, активного воздействия на широкие круги населения, прежде всего на подрастающее поколение. Среди таких памятников был и впечатляющий памятный мавзолей Молла Панаху Вагифу (1717-1797) в Шуше.
Планы мавзолея
Макет мавзолея
Как отмечалось в советской печати – “Это не скорбный надмогильный памятник поэту и не пышный мавзолей, подобный тем, которых немало строилось в эпоху мрачного средневековья для всесильных и деспотичных феодальных властелинов.”
Вагиф — историческая личность, чей вклад в литературу народов Востока трудно переоценить. Его яркая жизнь — пример преданности и беззаветного служения родине. Молла Панах Вагиф — великий мастер, который своими бессмертными произведениями обеспечил себе особое место в истории азербайджанской литературы.
Воспетые в стихах Вагифа, «холмы скалистые Шуши» приняли прах поэта и стали местом сооруженного в 1982 году величественного мавзолея.
Открытие мавзолея в Шуше. 1982 г.
Гейдар Алиев в мавзолее
Авторы этого монумента (Р.Саламзаде, Э.И.Кануков, А.З.Мустафаев) по-новому осмыслили и творчески переработали традиционную для исторического зодчества Азербайджана композиционную форму башенных мавзолеев, получивших, как известно, широкое распространение н в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Высокий двадцатиметровый объем квадратной в плане башни, как бы вырастая из скал, гармонично вписался в окружающий ландшафт.
Монументальные стены и пилоны четырехгранной башни были облицованы местными породами красновато-розового мрамора, а внутренняя отделка была выполнена из светло-серого полированного мрамора приятной фактуры и рисунка.
В центре мемориального зала, по оси главного входа, над могилой Вагифа был установлен строгий объем прямоугольного саркофага из темно-зеленого мрамора, а в глубине зала, на противоположной стене была установлена стела с беломраморным скульптурным портретом поэта.
Визуально и саркофаг в центре памятного зала, и барельеф, установленный на пристенной стеле, воспринимались в неразрывной связи, как единое целое. Саркофаг — символ последнего пристанища поэта, барельеф — памятный портрет на века для потомков.
Внутренний вид мавзолея
Саркофаг
Внутренний вид мавзолея
Надгробный бюмт Вагифа
Тонко и вдохновенно проработанный барельеф удачно воссоздал облик человека — великого гражданина, проникнутого мудростью и необыкновенной душевной чистотой.
Творчески переработав каноническую основу композиции башенных мавзолеев Азербайджана, авторы сумели создать впечатляющее архитектурное решение, в котором все — и строгий уравновешенный объем здания, и благородство цвета и фактуры материалов, и броская надпись над входным порталом.
14 января 1982 года в Шуше состоялось торжественное открытие памятника поэту. На открытии памятника присутствовал видный деятель Коммунистической партии в Советского государства Г.Алиев, участвовали многочисленные деятели литературы, искусства и науки. После открытия памятника, в Шуше стали ежегодно проводить Праздник поэзии. 29 июля 1982 года с участием Г.Алиева здесь был проведен первый общенародный Праздник поэзии.
Праздник поэзии Вагифа
Праздник поэзии М.П.Вагифа (около его мавзолея)
Праздник поэзии М.П.Вагифа (около его мавзолея)
Ежегодно около мавзолея проводились дни поэзии Вагифа и встречи поэтов, литераторов. На Празднике поэзии, состоявшемся 29 июля 1984 года, было отмечено, что Нагорно-Карабахский обком и Шушинский райком КП Азербайджана, выполняя решения ЦК КП Азербайджана и Совета Министров республики, заботливо относятся к охране и восстановлению исторических памятников.
Так выглядел мавзолей в свои лучшие годы:
Мавзолей Вагифа. Шуша (1982-1985 гг.)
Мавзолей Вагифа. Шуша (1982-1985 гг.)
Мавзолей Вагифа. Шуша (1982-1985 гг.)
Мавзолей Вагифа. Шуша (1982-1985 гг.)
К сожалению, с развалом СССР и началом карабахской войны между Арменией и Азербайджаном, все планы по “охране и восстановлению исторических памятников” в Нагорном Карабахе рухнули.
В 1992 г. армяне захватили город Шушу, и в период оккупации мавзолей М.П.Вагифа выглядел так:
Фото: Г.Гусейнзаде (архивы 1986 г.), wikimapia.org

Добавить комментарий