Интересные откровения об известных режиссерах и актерах

Когда мы говорим о кинематографе, то, как правило, на авансцену всегда выходят режиссеры и актеры, при этом забываем о других участниках съемочной группы, которые тоже приносят успех картине, вносят бесценный вклад в развитие индустрии кино.

А почему? Ведь, оставаясь за кадром, и упоминаясь лишь в титрах, они являются самыми непосредственными участниками этого процесса. Таких людей мы называем «бойцы невидимого фронта», и среди них очень важной является роль директора фильма. Человека, который обеспечивает всем необходимым творческий коллектив для успешной деятельности. Выражаясь кулинарным языком, невозможно приготовить блюдо, если повар не будет обеспечен продуктами.

Роль директора фильма огромна — он занимается материально-техническим оснащением, руководит обслуживающим персоналом, выполняет организационные задачи по месту проведения съемок, договаривается с владельцами государственных и частных учреждений, решает финансовые задачи, обеспечивает транспортом при переездах, размещает людей в гостиницах, отвечает за регулярность питания, наблюдает за порядком на съемочной площадке, следит за соблюдением графика и своевременным началом работы, оформляет договора с коллективом, руководит работой по приобретению сценическо-постановочного имущества, участвует в приеме готовых декораций и т.д., то есть создает все условия для плодотворной деятельности. По крайней мере, так было раньше, сегодня часть этих обязанностей перешла к продюсерам.

Вступление к материалу, возможно, получилось громоздким, но это необходимо, чтобы читатели знали, с кем состоится наш разговор, передает Trend.Az.

Надир Алиев около пятидесяти лет своей жизни посвятил кинематографу. Он работал со многими выдающимися режиссерами и актерами в таких культовых отечественных фильмах как «Поет Муслим Магомаев», «Мститель из Гянджабасара», «1001 гастроль», «Яблоко как яблоко», «Не бойся, я с тобой!», «Пора седлать коней», «Украли жениха», «Мерзавец», «Парк», «Тахмина», «Стамбульская история», «Комната в отеле», «Дронго», «Парк советского периода», «Град». И сегодня, встретившись с ним, мы решили, как говорится, прокрутить киноленту его жизни, вспомнить интересные истории…

Камера! Мотор! Кадр 1 — Как Надир Алиев пришел в кинематограф

В конце 50-х годов мы жили на даче в поселке Бузовны пригорода Баку. У одного из жителей был диковинный по тем временам для нас телевизор, и по вечерам мы собирались у него и смотрели фильмы. Однажды я пришел, чтобы посмотреть премьеру фильма «На дальних берегах», но дверь была заперта и меня не впустили. В те годы на Абшеронских дачах не было таких высоких заборов, и можно было запросто перемахнуть, поставив под ноги пару кубиков. Перед каждой верандой над окном вывешивались марли, которые защищали от комаров. Так вот, пришлось мне смотреть фильм через забор, окно и эту марлю, на расстоянии более десяти метров. Мне было всего 6 лет и, приподнимаясь на цыпочки на подложенные под ноги кубики, несколько раз падал на землю. Вернулся домой испачканный, в ссадинах и заплаканный, и на вопрос мамы «Что случилось?», рассказал ей о случившемся. На следующий день вечером отец приехал на машине (до этого он никогда не пользовался автомобилем) и выгрузил большую коробку. И каково было мое удивление и беспредельное счастье, когда из этой коробки появился телевизор! А когда мы устанавливали антенну на крыше с двумя братьями, то представьте себе, что от радости танцевали!

Наверное, моя судьба была предначертана на небесах. У меня была особая любовь к кинематографу, с детства мечтал стать режиссером. Меня так даже в школе называли, потому что наизусть знал историю советского и зарубежного кино. В те годы, из-под полы, переплачивая, покупал журналы «Советский экран», «Спутник кинозрителя», польский «Ekran», французский «Cahiers du сinema» и другие издания. Однажды рядом с нашей дачей шли съемки фильма «Мой добрый папа» киностудии «Ленфильм» с участием известных актеров Людмилы Гурченко и Александра Демьяненко. Представьте счастье 17 летнего юноши, безумно влюбленного в кино, который воочию видел таких великих артистов. Я подошел к постановщику картины Игорю Владимировичу Усову и рассказал о своем желании стать режиссером. Он ответил мне, что я слишком молод для этой профессии. Тогда я подошел с журналом, на развороте которого была крупная фотография Александра Демьяненко, и попросил через окно автобуса у актера автограф. Он как-то странно посмотрел на меня из-под очков, вообщем, мне не понравился его надменный взгляд. И тогда я подумал про себя — ничего, настанет время, и я сам буду раздавать автографы.

Через год в республике набиралась группа для обучения во ВГИКе. Я подал документы на режиссера, но мне опять отказали, сославшись на мою молодость, предложили экономический факультет этого вуза. Пришлось согласиться, так как любой ценой хотел попасть во ВГИК. Приехал в Москву, успешно сдал экзамены, но взяли другого представителя нашей республики, которому было 23 года, он отслужил в армии и был членом коммунистической партии СССР. Хотя он сдал экзамены намного хуже меня, но сами знаете о привилегиях тех советских лет. Я впал в отчаяние, но неожиданно был приглашен комиссией ректората, которая, учитывая высокий экзаменационный бал, выделила дополнительное место для республики (тогда все было по разнарядке), а ректор ВГИКа Александр Николаевич Грошев зачислил меня на заочную форму обучения. Счастливым вернулся в Баку, и меня народный артист СССР, лауреат Госпремии Азербайджана, великий актер и режиссер, директор киностудии «Азербайджанфильм» Адиль Искендеров сразу же взял на работу и…назначил администратором фильма Тофига Исмайлова «Поет Муслим Магомаев» ! Представляете мое состояние — 18 летнего юноши! Так началась моя киножизнь…

Кадр 2 — Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Эмин Сабитоглу

Я считаю себя счастливым человеком, потому что на протяжении своей жизни работал, видел, общался и дружил со многими выдающимися личностями из мира кино. Вот тогда и завязалась наша дружба с Муслимом Магомаевым. Хотя мне было всего 18 лет, а ему 28, и он был известен во всем Союзе, но был потрясающим до глубины души человеком. Надирчик, так он меня называл, впрочем, до сих пор меня все так ласково называют (смеется). В Баку в те годы был очень популярным испанский фильм «Пусть говорят» с участием мировой звезды Рафаэля. И в этом фильме была замечательная песня, которая проходила красной лентой по всей картине. Я тогда еще увлекался игрой на пианино, и после работы играл в свое удовольствие в одной из комнат киностудии. И однажды, когда сел играть эту песню, неожиданно вошел Муслим и спросил: «Кто здесь уродует Рафаэля? А, это ты, Надирчик? Тебе можно». И мы вместе исполнили эту композицию. Почти такая же история произошла с Рашидом Бейбутовым на съемках фильма Огтая Миргасымова «1001 гастроль». Часть съемок проходила в Киеве, мы находились в люксовом номере с потрясающим музыкантом Рафигом Бабаевым, он играл на пианино, а я стоял рядом и слушал. В этот момент зашел Ращид Бейбутов. Я подумал, как сделать так, чтобы он спел, а я саккомпанировал? И когда он спросил меня: «Что делаешь, Надирчик?», ответил: «Хочу сыграть песню «Yalgızam yalgız», но один куплет не получается». Он начал петь акапелла, а я сел за пианино и стал аккомпанировать. Получился своеобразный дуэт с великим Рашидом Бейбутовым. Даже Рафиг Бабаев похвалил.

Кадр3 — Расим Оджагов — не такой, как другие…Сегодня ему исполнилось бы 84 года.

Расима Оджагова я знал давно, мы с ним всегда здоровались в студии. Он был не такой как другие, очень сдержанный, культурный, никогда не повышал голоса. Работать с ним было большой честью, но в то же время — огромной ответственностью и тяжелым трудом. Потому что он был очень требовательным в первую очередь к самому себе, являясь примером для съемочной группы. Не каждый мог выполнять требования Расима Оджагова, для которого приоритетом всегда была дисциплина и высокий профессионализм. Когда он снимал фильм «Парк», произошла смена директора картины, и был назначен Давуд Зохрабов, который был известен по работе в таких фильмах как «Кура неукротимая», «Допрос», «Семеро сыновей моих» и т.д. Они уехали на съемки, а мне было поручено подготовить место, где жил герой фильма. Со своей задачей я справился, что видимо, предопределило его дальнейший выбор. В начале 90-х, после развала Союза, в стране был хаос, в том числе и в кинематографе. И в этот момент Расим Оджагов создает студию «Оджаг», чтобы продолжить деятельность, и приглашает меня в качестве директора. Это было предложение, от которого нельзя было отказаться, тем более работать с таким мэтром. Это был особенно трудный период в нашем кинематографе. Задача перед нами стояла одна и главная — по мере сил и возможностей сохранить азербайджанское кино. И в таких тяжелейших условиях мы сняли фильмы «Тахмина», «Стамбульская история» и «Комната в отеле», которые очень популярны и по сей день.

Я был моложе его на 19 лет, и он всегда относился ко мне с отеческой заботой, да и не только ко мне. Расим Оджагов был не только потрясающим режиссером, но и при всем его жестком характере, очень внимательным, справедливым и добрым человеком, всегда оказывал материальную помощь своим сотрудникам в те тяжелые годы.

По своему характеру он был еще очень точным человеком. Однажды попросил меня (я жил в поселке Новые Гюнешли, а он около метро Эльмлер Академиясы) по пути в студию, забрать его на работу. Я приехал на 20 минут раньше, и в этот момент Расим Оджагов выглянул из окна и почему-то рассердился. Когда он сел в машину, спросил: «Почему ты так рано приехал? Мне же неудобно заставлять тебя ждать. Приезжай всегда вовремя». В следующий раз я опять приехал раньше, но остановил автомобиль в соседнем дворе, чтобы Расим муаллим не увидел меня. И ровно секунда в секунду заехал во двор. Он сел в машину и с удивлением спросил: «Как получилось, что ты так точно рассчитал время? Это же трудно сделать, учитывая расстояние в 20 км?». Я и рассказал, как мне это удалось.. (смеется)

Было время, когда ему было уже тяжело снимать, и он долго не мог находиться на съемочной площадке. Но это время он так рассчитывал, что все успевал сделать! Он в хорошем смысле, был как компьютер, все должно было быть четко и точно. Я сейчас сравниваю работу молодых режиссеров и наших классиков — это небо и земля. Сегодня ему исполнилось бы 84 года… Светлая память великому режиссеру и человеку!

Кадр 4 — Какими были известные режиссеры?

Каждая личность запоминается не только своей профессиональной деятельностью, но человеческими качествами.

Шамиль Махмудбеков был очень талантливым человеком, внутренне богатым с огромным неизведанным миром, который был воплощен в таких фильмах как «Дервиш взрывает Париж», «Ромео мой сосед», «Чернушка», «Хлеб поровну», и другие, в том числе «Жизнь испытывает нас», который стал моим вторым фильмом в кинематографе. Он был очень спокойным на съемочной площадке, никогда не использовал свою режиссерскую власть, чтобы унизить человека.

Гусейн Сеидзаде — клондайк национальных традиций, фольклора и обычаев в нашем кинематографе. Об этом свидетельствуют его картины «Не та, так эта», «Кёроглу», «Свекровь», «Кура неукротимая» и другие. Он был учеником великого Эйзенштейна, настоящим патриотом страны, который все свои знания направил во имя пропаганды национальной культуры.

Огтай Миргасымов — очень умный, интеллектуально развитый человек, всесторонне одаренная личность, прекрасно разбирающийся не только в кино, но музыке и литературе. С ним вместе мы работали над фильмами «1001 гастроль», «Чертик под лобовым стеклом» и «Добрый день, мой ангел».

Ариф Бабаев — был настоящим бакинцем, очень простым в общении, мог с тобой спокойно посидеть и поговорить о жизни, пошутить, выпить чашечку чая. С ним мы работали в фильме «Яблоко как яблоко». Замечательный был человек!

Эльдар Гулиев — я всегда восхищался его гордой походкой, статный, уверенный в себе, одевается классически и с шиком, как британский аристократ. На съемочной площадке не кричит, говорит вполголоса, но с чувством. До каждого актера старается донести именно ту трактовку роли, которую он видит по сценарию. С ним работал в фильме «Сердце…сердце».

 Юлий Гусман — о нем в двух-трех словах не расскажешь, но при встрече или по телефону всегда спрашивает: «Как твое здоровье? Ничего не болит?». Видимо, дает о себе знать его медицинское образование (смеется). С ним я познакомился в 1975 году на съемках киноальманаха «В один прекрасный день», и с тех пор мы дружим. Недавно был юбилей Юлия Гусмана в Москве, и из Азербайджана только я там принял участие. Во всех фильмах я работал вместе с ним. Среди них «Не бойся, я с тобой!», «Не бойся, я с тобой! 1919», «Парк советского периода», «Дачный домик для одной семьи». Он мой талисман!

Магсуд Ибрагимбеков — величина, мудрый человек, его советы очень помогали мне в жизни, всегда с большим уважением вспоминаю этого человека. С ним мы работали в фильме «Скажи, что любишь меня».

Гасанага Турабов — актерская глыба, много снимался и не вмещался в рамки Азербайджана. Если бы играл в Голливуде, то был бы всемирно известным актером. С ним мы работали в картине «Пора седлать коней» ( Гочаг Наби) и во многих фильмах, где он был актером.

Джейхун Мирзоев — очень жаль, что так рано ушел из жизни. Джека был моим любимчиком, а я — его. У нас будто были родственные души. Могли в шесть утра встретиться, пойти вместе позавтракать, он был компанейский парень, любил анекдоты, шутить, причем, никого не унижая, по-доброму, очень позитивный человек. «Похищение жениха» — это была также наша совместная работа.

Вагиф Мустафаев — очень целеустремленный человек, который четко знает, что и как надо делать. В первую очередь уважаю за талант, потому что смог создать свое направление в национальном кино — кино Вагифа Мустафаева, как говорится, государство в государстве. Мы с ним работали в фильме «Мерзавец».

В качестве директора картины моим первым фильмом стала курсовая работа выпускника ВГИКа Джахангира Мехтиева «Дурак» в 1978 году. Эта же картина, к сожалению, стала последней ролью потрясающего артиста Фазиля Салаева. Великий был актер, который так и не реализовал полноценно свой талант.

Первой полнометражной картиной в качестве директора стал фильм Гюльбениз Азимзаде «Только остров не возьмёшь с собой…» в 1980 году. А еще раньше, в 1977 году, сбылась моя мечта. Помните, мою историю с Александром Демьяненко? Тогда Юлий Гусман снимал фильм «Дачный домик для одной семьи». В качестве замдиректора я поехал в Москву, чтобы подписаться под документом для сдачи фильма. Под документом также подписались известные актеры этого фильма Игорь Кваша и Сергей Юрский, и принимавшие в озвучке, Леонид Куравлев и Ольга Остроумова. Это было своеобразное воплощение моей юношеской мечты! Подписывался я и известные актеры!

Кадр 5 — Интересные эпизоды со съемочной площадки

Съемки фильма «Украли жениха» режиссеров Джейхуна Мирзоева и Вагифа Мустафаева проходили в Шамахы. В одном из эпизодов снимали дом невесты с участием Яшара Нури. Затем поехали снимать свадебную церемонию в доме жениха. А когда вернулись на досъемки эпизода, хозяйка дома, у которой мы его арендовали, запретила нам это делать. «Почему? Мы же вам заплатили и ничего плохого не сделали», — мы были ошарашены. Она ответила: «Вы меня опозорили на всю деревню. Свадебную церемонию в доме жениха сняли, а в моем доме — нет!» (смеется). Вот так появилась замечательная сцена фильма — во дворе невесты мы сняли свадебную церемонию с участием Мухтара Маниева, Алескера Мамедоглу, Гасанаги Турабова, Насибы Зейналовой, Сиявуша Аслана, Мирзы Бабаева и других.

В этом фильме был еще интересный случай. Яшар Нури не умел водить машину, а по сюжету он ездил на «Жигули». Наняли ему инструктора, взяли на прокат автомобиль, он сказал, что научился водить, но при первом же дубле разбил машину. Пришлось из бюджета фильма выплачивать компенсацию владельцу автомобиля.

Вспоминаю 1982 год, я хотел поступить в аспирантуру во ВГИКе. Аждар Ибрагимов снимал фильм «Чудак» и надо было поехать в Москву на озвучку. Я попросил его взять меня в качестве замдиректора, чтобы помочь ему в Москве и заодно решить дела с учебой. В этом фильме главную роль играл молдавский актер Эмиль Лотяну, и мне предстояла задача уговорить мэтра советского кино Вячеслава Тихонова на озвучивание. Я позвонил, договорился о встрече, поехал к нему домой, и у меня получилось. Вот так судьба свела меня еще с одним великим актером.

Смешной случай произошел и во время съемок фильма Гусейна Сеидзаде «Мститель из Гянджабасара». Это был 1973 год, я только вернулся из армии, и меня назначили администратором. Как известно, вначале фильм снимал Гусейн Сеидзаде, а потом его поручили Расиму Оджагову. Так вот, в фильме был эпизод с участием двух волов. После съемок их надо было вернуть в близлежащее село Шеки, но они заупрямились и никак не хотели залезать в кузов грузового автомобиля. И тогда директор картины Талят Рахманов, который был еще и замечательным артистом, попросил меня доставить этих волов хозяину…пешком (смеется). Вообщем, как пастух я взял в руку ветку дерева и, проклиная все на свете, побрел с этими волами в село. По пути попал под ливень, промок до нитки, и когда по грязи дошел до дома, хозяин волов был шокирован. Администратор фильма стал пастухом — весь грязный, мокрый, ужасный на вид (смеется). А на дворе уже стояла ночь, и возвращаться было не на чем. Хозяин приютил меня, и я остался до утра. А когда вернулся, Талят Рахманов возмущался: «Где ты был? Мы тебя везде искали?»,- и долго смеялся, когда узнал, что со мной приключилось.

Вспоминаю, как работали с режиссером, лауреатом Ленинской премии Джаванширом Мамедовым над картиной «Путь, освещенный октябрем» в 1977 году, посвящен фильм был 60-летию Великой Октябрьской революции. В 1905 году Владимир Ильич Ленин в книге «Развитие капитализма в России» упомянул об азербайджанском пролетариате. Это и стало главной линией фильма. Для съемок мы поехали в Сибирь в село Шушинское, где был в ссылке Ленин. Из Москвы прилетели в Красноярск, где было минус 35 градусов мороза, везде лежал снег. На «кукурузнике» надо было преодолеть расстояние в 600 км и, наконец, из Абакана добрались до села Шушинское. И каково было удивление, когда на месте не оказалось снега! Было три часа ночи, режиссер был в ярости, легли спать. И каковы были опять удивление и радость, когда все Шушинское покрыло метровым снегом. Кстати, многие думали, что Ленин страдал в ссылке, отнюдь, он жил в самой богатой избе села, был всем обеспечен, единственное, ему надо было регистрироваться ежедневно в 12.00 в жандармерии. По сюжету, к Ленину в ссылку приехала Надежда Константиновна Крупская, причем, со своей мамой. Но они были женихом и невестой, им нельзя было вместе жить. Тогда они обвенчались в церквушке Шушинского. И режиссеру надо было показать, что они вместе живут. Но как это сделать? Вначале поставили вторую кровать — получилось пошловато. И, наконец, убрали вторую кровать, и просто повесили женскую шаль. Такой выход из положения нашел режиссер. Причем, кровать стояла очень низко, и мы подложили под ножки кровати книги из дома-музея Ленина (смеется).

Оттуда мы поехали в Тюмень, чтобы снять прославленного геолога Фармана Салманова. 30-40 градусов мороза на дворе, очень холодно. Мы поехали в место расположения его экспедиции, которая находилась в 100 км от Тюмени. Для съемок оператор поднялся на нефтяную вышку, чтобы получился лучший кадр, я отдал ему свою заячью шапку, а сам мерз внизу. Наконец, пришел Фарман Салманов, мы взяли у него интервью, но из-за ошибки звукорежиссера запись не получилась. А когда мы попросили Фармана Салманова вновь повторить сказанное, он отказался, сел в машину и уехал. Вернулись в гостиницу, позже пригласили его в ресторан, и я с трудом уговорил его вновь дать интервью. И опять запись не получилась! Пришлось вновь уговаривать Фармана Салманова на интервью. Он очень рассердился, но в третий раз, наконец, все сработало (смеется).

Кадр 6 — Работа с зарубежными режиссерами

Я работал с такими режиссерами как Филипп Байон (Польша), Штефан Толс (Германия), Зиновий Розман (Россия), Александр Черняев (Россия), Виктор Сериков (Россия). Многие думают, что зарубежные режиссеры чем-то отличаются в лучшую сторону, но наши кинематографисты ни в чем не уступают, говорю это с полной ответственностью. И здесь на авансцену выходит качественная продукция, которая всецело зависит от созданных условий, предоставленной современной техники. Вначале они думают, что мы «провинция», но потом видят наш профессионализм, и даже братаются с нами, а в аэропорту стоят слезы. Главное отличие — они не жалеют деньги на технику. Кинематограф — это не только творчество, но и техническое обеспечение. В любом виде искусства — когда вместе работают представители разных национальностей и культур, это всегда приводит к положительному результату.

Снято!

Что касается моей детской мечты — стать режиссером, то у меня всегда была такая возможность. Но по истечении времени понял, что каждый должен заниматься тем делом, которое хорошо умеет. Хотя у меня богатый опыт, и все еще впереди. Но моя мечта частично воплощена в сыне Бахрузе, который режиссер, оператор и продюсер на телеканале ATV.

И если все-таки как режиссер сниму картину, то хочу, чтобы она была посвящена любви. Потому что весь мир построен на любви, в любой картине отражено это чувство к мужчине или женщине, матери или отцу, брату или другу. На мой взгляд, мужчина тогда становится мужчиной, когда начинает любить, именно тогда проявляются все его истинные качества, он преображается, перевоплощается. Именно этот момент я бы хотел воплотить на экране. Поэтому, да здравствует любовь! Любовь — тема вечная, и у нее множество граней. И чем больше этого чувства будет у людей, тем добрее и лучше будет все человечество, мир будет без войн и катаклизмов.

В фильме «Человек-амфибия» есть такой эпизод — Ихтиандра ловят, сажают в бочку и держат некоторое время, а когда профессор узнает об этом, он говорит: «Они же погубили вас. Теперь вам придется все время жить в воде». Иногда я чувствую себя как этот человек-амфибия, потому что принадлежу к плеяде кинематографистов прошлого. Мы жили, воспитывались, учились на других идеалах, когда творчество и профессионализм — вот, что было главным, а не материальные ценности.

Разница между прошлым и настоящим — это извечный спор поколений. В целом, я считаю себя счастливым человеком и судьба свела меня со многим выдающимися деятелями кино, надеюсь и дальше приносить пользу отечественному кинематографу. Каждый новый фильм — это новая жизнь и новое отношение к жизни. Слава Богу, все еще востребован. Недавно, например, закончили работу над фильмом режиссера Руфата Гасанова «Нет такого разговора».

В следующем году исполнится 120 лет национальному кино, и лично я 47 лет посвятил этой сфере. И за эти годы накопилось столько всего… Иногда сравниваю это со смартфоном, когда флеш-карта забита, приходится что-то стирать, чтобы освободить память для последующих файлов. Я ничего не хочу удалять из памяти, у меня все перегружено, но я счастлив, что все это живет во мне!

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.