Гвен Берчелл: «Все дети обучаемы, задача педагога – найти путь к каждому ребенку»

В Азербайджане запущен образовательный курс по современной методике работы с детьми, внедряющий ориентированный на ребенка подход к обучению.

Курс под названием CHED подходит для специалистов самых разных областей, вовлеченных в работу с детьми – педагогов, психологов, трудотерапевтов, логопедов, реабилитологов и др.
CHED (Childhood Health, Education and Social Development) стал первым в Азербайджане образовательным курсом в сфере обучения и развития детей, выпускники которого получат международно признаваемый сертификат.
Открытие нового курса стало возможным благодаря усилиям благотворительной организации UAFA (United Aid for Azerbaijan).
«Курс объединяет в себе методику работы с детьми по самым разным аспектам развития  – здоровье, образование, социальное благополучие, психология. Он дает более глубокое понимание тематики», — сказала глава UAFA Гвен Берчелл.
Идея создать такой курс стала, по ее словам, попыткой повысить профессиональный уровень людей, занятых в сфере развития и обучения детей.
«Сегодня университеты Азербайджана все еще находятся в процессе модернизации, она не завершена, и как результат – выпускникам не хватает современных навыков, чтобы идти в ногу со временем», — сказала она в интервью 1news.az.
«С целью профессионального развития молодые специалисты вынуждены записываться на различные краткосрочные курсы, тратить на это деньги. Однако желаемого результата нет, поскольку информация не систематизирована», — добавила она.
Программа курса CHED рассчитана на 12 недель (3 месяца) и написана таким образом, чтобы для учеников новые знания вписывались в общую систему заботы о детях. В апреле была запущена тестовая группа из 20 человек. На сегодняшний день они уже завершили теоретическую часть и подходят к концу практического задания.
Работают с группой 7 преподавателей – четверо местных и трое иностранных, среди которых физиотерапевты, трудотерапевты, психологи. Первый курс преподавался на азербайджанском языке. Однако, по словам Гвен Берчелл, все материалы имеются также на английском и русском языках, и при необходимости курс может преподаваться на любом из них.
На фото: церемония открытия курса CHED
Международный сертификат
Результаты выпускников оцениваются со стороны специалистов UAFA и Университета Джорджтаун в США. Сертификат выдается последним, что гарантирует соответствие полученных на курсе знаний международной практике.
«Выдаваемый сертификат не дает академической степени и, соответственно, возможности устроиться на работу в другой стране. Но он может послужить хорошим бонусом, если наш выпускник пожелает в будущем поступить в международный университет по этой сфере», — сказала Гвен Берчелл.
Она с сожалением отметила, что в Азербайджане на сегодня не представлено ни одного академического курса, по окончании которого присваивалась бы степень бакалавра или магистра, признаваемая на международном уровне.
«Мы надеемся, что новый курс CHED станет первым шагом на пути формирования в Азербайджане полноценного академического курса по современной методике работы с детьми. В противном случае страна продолжит терять специалистов, которые уезжают в другие страны в поисках профессионального развития и признаваемого диплома и зачастую не возвращаются на родину», — сказала глава UAFA.
Занятия для первой, тестовой, группы проходили в конференц-холле Landmark. В настоящее время идут переговоры с Бакинским государственным университетом (БГУ) о том, чтобы в дальнейшем проводить занятия в стенах вуза.
Поскольку организация образовательного процесса – дело затратное, UAFA предлагает курс CHED за определенную оплату, чтобы покрывать текущие расходы. Однако, по словам Гвен Берчелл, сумма символическая, учитывая длительность и качество курса. Подробности на сайте CHED.
Стандарт качества
Глава UAFA, инициировавшая открытие курса CHED, полагает, что он будет полезен всем специалистам, в той или форме работающим с детьми – в детском саду, в подготовительной школе, в начальной школе, в реабилитационном центре и т.д.
Также UAFA приветствует подключение к процессу обучения и людей на управляющих позициях в сфере образования и здравоохранения, претворяющих в жизнь различные политики и стратегии в сфере развития и образования детей.
«Мы рассчитываем внести в сферу развития, обучения и реабилитации детей некий стандарт качества. Для нас – это возможность повысить профессиональный уровень всего сектора по работе с детьми», — говорит Гвен Берчелл.
Она привела множество примеров, когда родители детей с проблемами развития становились жертвами непрофессионального подхода. Родителям порой обещают скорое достижение больших целей («уже через три месяца ваш ребенок заговорит» или «совсем скоро он научится ходить»), а на деле дети не достигают и части ожидаемого результата.
«CHED обучает методике достоверной оценки потенциала и возможностей ребенка. На основе этой оценки составляется реальный план по его развитию», — сказала Гвен Берчелл.
Курс включает аспект инклюзивности образования – общего процесса обучения и единых навыков работы как с типичными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы в развитии, либо ту или иную степень инвалидности.
Современный подход к работе с детьми не делает различий между учениками и предусматривает применение универсального дизайна обучения и передовых методик преподавания. Международная практика показывает, что такая ориентированная на ребенка педагогика дает хорошие результаты, повышая качество образования для всех детей без исключения.
Гвен Берчелл отмечает, что для обеспечения инклюзивности процесса обучения нет необходимости менять или адаптировать действующий куррикулум. Нужно лишь модернизировать метод донесения информации до учеников.
«Все дети учатся по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но абсолютно все дети способны к обучению, и задача педагога – найти нужный путь к каждому ребенку», — сказала она.
«К примеру, одному ребенку достаточно один раз показать и назвать цвета, и он их запомнит. Другому ребенку требуется практика в виде игр и упражнений. Кому-то помогут короткая видеопрезентация или мультфильм. Путей много, нужно лишь гибко подходить к процессу», — добавила глава UAFA.
Мотивация и инвестиции
Всем известно, что профессия учителя на постсоветском пространстве, включая Азербайджан, не является высокооплачиваемой. Что же тогда подтолкнет учителя к развитию, приобретению новых знаний и навыков, большей самоотдаче в работе?
Гвен Берчелл считает неверным повсеместное убеждение, что единственной мотивацией является размер заработка.
«Безусловно, финансовая сторона вопроса важна для каждого человека. Но может интересом работника можно заручиться, создав стабильную и творческую рабочую атмосферу, справедливую систему управления, предоставив возможность профессионального развития, шанс быть признанным в своем деле. В таких условиях многие люди будут готовы работать даже за меньшую оплату», — сказала она.
«Если нет возможности платить учителям достойную зарплату, нужно искать другие пути для мотивации людей к работе. Ведь эти люди работают с нашими детьми», — добавила она.
В UAFA надеются, что результативность курса CHED со временем приведет к тому, что он будет взят под государственное финансирование.

Добавить комментарий