Город Шуша – политический и культурно-исторический центр Карабаха

В.Верещагин Мечеть Говхар-ага. Шуша
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 273-летней годовщине г. Кизляра (2008 г.): «Провинциальный город XVIII-XXI вв. (история, экология, экономика, культура и гостеприимство)».

Данная работа посвящена жемчужине Карабаха – городу Шуша, который со дня своего основания стал одним из крупных политических и культурных центров Кавказа. Шуша расположена в сердце Нагорного Карабаха, в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м над уровнем моря, на автодороге Евлах — Горис — Нахичевань, в 11 км к югу от райцентра города Ханкенди и в 37 км к юго-западу от города Агдам.
В силу своего стратегически важного положения, азербайджанский город Шуша, находясь в географическом центре Кавказского региона на пересечении путей из Ирана, Турции, России, Грузии, Армении и Дагестана, всю историю своего существования являлся яблоком раздора и причиной целой вереницы войн за обладание им. Сохранившаяся с момента своего основания – середины ХVIII-го века, практически без изменений, историческая часть города Шуша, в 1977 году была объявлена ЮНЕСКО международным историко-архитектурным заповедником. Прославившаяся певцами, музыкантами и известными мастерами-исполнителями мугама, Шуша издревле названа «Консерваторией Кавказа».
Основание города
Шушинский Ханский дворец дочери хана
Основатель Карабахского ханства, известный полководец и государственный деятель Панахали бек Сарыджалы Джеваншир, родился в 1693 году в знатной семье рода Джеванширов в Карабахе. Совсем молодым Панах-хан поступает на службу к иранскому шаху Надиру Афшару, который выделялся среди современников ярким полководческим талантом, и молодой Панах-хан проходит у него хорошую школу стратегии и тактики ведения боя. Здесь же Панах-хан учится основам управления государством. Способности и личная отвага Панах-хана были замечены, и Надир-шах делает его одним из своих приближенных. Вскоре, однако, в результате интриг завистников, Панах-хан попадает в немилость и оказывается вынужденным бежать от гнева шаха на родину. Собрав из близких ему людей мобильные отряды, он скрывается в горах Карабаха и Шекинской области.
В 1747 году, после убийства Надир-шаха, в Азербайджане возникают независимые Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Кубинское, Бакинское и другие ханства. В Карабахе Панах-хан в упорной борьбе с местными эмирами и меликами, выступающими против централизации власти, создает Карабахское ханство. Карабахско-Гянджинское Беглярбекство, основанное в 1551 году, распадается на Карабахское и Гянджинское ханства, и власть в Карабахском ханстве переходит от иранских Каджаров к Джеванширам (в Гянджинском ханстве продолжают править Каджары).
Сперва столицей ханства Панах-хан делает отстроенную в короткий срок крепость Баят. В дальнейшем Панах-хан строит новую столичную крепость в местечке Шахбулаг, недалеко от современного Агдама, и продолжает объединять и расширять за счет соседних ханств земли Карабаха. Авторитет Панах-хана растет. Шекинский, Гянджинский, Ереванский, Тебризский и Карадагский ханы ищут с ним союза и дружбы.
У Панах-хана были далеко идущие планы, но для их выполнения надо быть спокойным за семью и казну, и он решает построить для столицы уже третью, на этот раз совершенно неприступную крепость. Один из пяти албанских владетелей Карабаха, меликства Варанды, по имени Мелик-Шахназар, враждовавший с другими меликами, первым признал власть Панах-Али хана и предложил ему место для новой, более надежной крепости, недалеко от села Шушикент. В 1750 году в густом лесу, окруженном скалами, закладывается крепость, первоначально названная Панахабадом в честь Панах-хана, а затем — по имени соседнего села — Шушой. Для строительства крепостных стен и города завозятся зодчие и строители со всего Азербайджана; жители окрестных сел переселяются в новую столицу. Строятся ханский дворец, мечети, бани и, наконец, монетный двор. Здесь чеканятся монеты Карабахского ханства «панахабади». Монеты имеют хождение во всех азербайджанских ханствах и в Иране наравне с другими монетами.
«КАРАБАГ-НАМЕ»
В дальнейшем Панах-Али хан, вслед за владетелем Варанды меликом Шахназаром II, подчинил своей власти других албанских меликов Карабаха и распространил свою власть на значительные территории Южного Кавказа, периодически включавшие Гянджинское, Эриваньское, Нахичеванское и Ардебильское ханства. События того периода детально описаны жившим в ХIХ веке Мирза Адигезаль-беком в «Карабаг-наме» (перевод В. Н. Левиатова, АН Азерб. ССР. 1950), где указывается, что пять Карабахских магалов были известны под общим названием Хамсе (на арабском языке хамсе – значит «пятерка»).
Мирза Адигезаль-бек так описывает административно-политическое деление Карабахского ханства, состоявшего из ряда меликств и магалов:
«Один из этих магалов называется Дизак. Мелики этого магала назывались Мелик-Еганами. Это беженцы из Лори. Титул мелика они получили еще в царствование Надир-шаха и, согласно указу последнего, сели на престол меликства.
Вторым магалом является Варанда. Их меликами являлись Мелик-Шахназарлы, происходившие из более старинной фамилии, чем предыдущие, и пользовались большим доверием. Мелик-Шахназарлы – знатные люди местности Гекджа (Гойче – территория нынешней Армении), откуда они бежали и, прибыв в Карабаг, опьянились властью меликства в Варандинском магале.
Третий магал — Хачин, меликами которого являлись потомки Гасан-Джалаляна (албанский правитель ХIII-го века, построивший знаменитый Гандзасарский монастырь, ставший с 1511 года резиденцией албанских католикосов). Здешний мелик — Мирза-хан, за свою преданность и благорасположение к Панах-хану, получил право чеканить монету меликства из чистого серебра.
Четвертый магал — это Чилабюрд (Джераберд). Правителем магала был мелик — Аллах-Кули, род которого пришел сюда из Магавиза (или Магавуз — селения в Зангезуре на территории нынешней Армении), и сделались они меликами и обосновались на реке Тертер в недоступном, труднопроходимом местечке Джермых. Избрав крепость Джермых своим убежищем, они овладели местностью Чилабюрд (Джераберд) и стали независимыми владетелями его, где и получили известность.
Пятый по счету магал — Талышинский, правителем которого был мелик Усуб. Предки этого мелика были выходцами из Ширвана (область в Азербайджане). Некоторое время они жили в селении Талыш. Многие из этого рода неоднократно были меликами. Впоследствии Мелик-Усуб захватил крепость Гюлистан и поселился там».
Культурно-исторические памятники города Шуша
В планировке и застройке города Шуша в первоначальный период активно участвовал знаменитый поэт, дипломат и великий везир Карабахского ханства Молла Панах Вагиф. Им были определены основные стратегические и оборонительные точки крепости, цитадель, замки, дворец хана и другие постройки для его приближенных.
Планировочная структура крепости создавалась в два этапа: начальный период ее образования – основание крепости, и последующий этап, когда строительство, исчерпав сравнительно спокойную территорию восточной части, было перенесено в западную, более пересеченную местность, сделав Шушу крайне неприступной крепостью.
Выбор основных планировочных и композиционных стержней городской территории, обусловивших характер ее развития, тесно связан с топографическими особенностями. В пределах основных улиц города образовались жилые кварталы различных размеров и абриса, для формирования которых немалое значение имела топография занятой территории. Свободная и живописная трактовка – не только результат хаотичности застройки, но и следствие прямой зависимости расселения жителей от социально-экономических и территориальных признаков; выходцы из разных мест Карабаха организовывают самостоятельные махалла по типу микрорайонов.
В восточной части Шуши было 17 махалла: девять нижних — «ашагы махалла» и восемь верхних — «юхары махалла». Во второй половине XIX века все махалла оформляются в структуре города как цельные планировочные образования со своими развитыми общественными центрами – мечетью, баней, фонтаном-киоском и лавками. Центры махалла служат ведущими планировочными узлами, в совокупности выражающими общую идею генплана – его живописность и согласованность с рельефом, свободное размещение опорных зданий и выделение городского центра. В западной части Шуши образовались 12 кварталов, со своими планировочными центрами. Восточная и западная части города составляли единое целое, как в архитектурном, так и строительном плане.
Выдающимся зодчим Карабаха второй половины XIX века был Кербалаи-Сэфи-хан Карабаги (1817-1910), основатель архитектурной школы, который построил почти все крупные культовые сооружения (мечети, медресе, мечети «Имам-заде»). Он изменил стилистическую направленность архитектуры, творчески использовал особенности традиций, создав новые композиционные и конструктивные приемы. Среди них можно отметить Джума-мечеть Говхар-аги (соборная мечеть), Ашаги-мечеть, мечеть «Саатлы» и другие сооружения, созвучные его эпохе. Их нельзя отнести к архитектуре зданий других регионов или зон Азербайджана. Эти здания более чем индивидуальны: они являются галереей архитектурных образов карабахской школы зодчества. Историческая часть города Шуша, в 1977 году объявлена со стороны ЮНЕСКО историко-архитектурным заповедником.
Шуша на рубеже XVIII-XIX вв.
На рубеже XVIII-XIX вв. кавказские народы переживали очень болезненные процессы, связанные с внутренними распрями и перестановкой силовых центров в регионе. Период могущества азербайджанского государства династии Сефевидов, объединивших под своей властью с XVI-го века территории Кавказа, в Малой Азии и Ближнего Востока площадью около 6 млн. кв. км, сменился в начале XVIII века периодом постепенного политического и экономического упадка. Изнурительные войны между Османской и Сефевидской империями за гегемонию на Ближнем Востоке и Малой Азии, привели к постепенному упадку в обоих государствах. Попытка пришедшего в Азербайджане к власти в первой трети XVIII века военачальника Надир-шаха Афшара вернуть былую мощь государства Сефевидов сначала дала свой положительный эффект, и его империя была расширена вплоть до Северной Индии и Центральной Азии, но после его трагического убийства, начался новый виток распрей, и страны распалась на ханства. Земли Азербайджана, разделенные на отдельные ханства, стали легкой добычей крепнущего иранского государства Каджаритов, Османской Турции и Российской империи, которая приближалась в тот период к зениту своего могущества.
В конце XVIII в. особую опасность для Карабахского ханства представляла Персия, где в 1794 году Ага Мухаммед-хану Каджару тюрко-азербайджанского происхождения, удалось установить свою абсолютную власть и стать шахом. Он также мечтал восстановить былое величие Сефевидской державы, опираясь на идею объединения Кавказских, Малоазиатских и Ближневосточных земель с административно-политическим центром в Южном Азербайджане и Персии. Эта идея  не вдохновляла многих ханов Северного Азербайджана, тяготевших к стремительно растущей Российской империи, и ее рынкам. Каджарская опасность вынуждала азербайджанских правителей задуматься о своей безопасности и начать поиски союзников против надвигавшейся угрозы. В такое ответственное и сложное время инициатором создания антикаджарской коалиции  выступил правитель Карабахского ханства — Ибрагим Халил-хан, правивший после смерти основателя города-крепости Шуша – Панах Али хана.
Готовясь к защите от посягательств Ирана, некоторые азербайджанские ханы установили связь с русским командованием на Северном Кавказе, добиваясь от России помощи против каджарской опасности, а также принятия их под свое покровительство. Иранскому правителю Ага Мухаммед-хану было известно о переговорах азербайджанских ханов с царским командованием, поэтому он пытался через своего личного представителя призвать северо-азербайджанских ханов к повиновению и покорности. Однако миссия иранского посланника не имела успеха. Карабахский Ибрагим Халил-хан, уверенный в собственных силах и неприступности своей столицы – города Шуша, отказался подчиниться. Он не только не принял предложение Ага Мухаммед-хана, но даже не пожелал признать его правителем Ирана.
Ввиду этого персидский шах стал готовиться к походу на север Азербайджана, и в первую очередь выступил против Карабахского ханства, но все его попытки захватить Шушинскую крепость потерпели неудачу. Оказавшись в безвыходном положении, Ага Мухаммед-хан был вынужден начать переговоры с Ибрагим Халил-ханом. В Шушу был направлен иранский представитель, который уговаривал хана прекратить сопротивление. Однако карабахский хан велел  передать Ага Мухаммед-хану, что он не намерен сдавать столицу: «Мне лучше умереть в бою, чем сдать город евнуху».
Стремление Ага Мухаммед-хана Каджара покорить Азербайджан вызвало беспокойство правящих кругов России. Русское правительство не могло допустить успеха Каджара, так как это противоречило планам царизма относительно Кавказа. Весной 1796 г. русская армия под командованием генерала В.А.Зубова начала поход в Азербайджан. В результате были заняты крупные города страны — Дербенд, Баку, Куба, Шамаха, Гянджа. Русские войска оставались в Азербайджане недолго. Неожиданная смерть Екатерины II  и воцарение Павла I резко повлияли на политический климат. По приказу императора, российские воинские части оставили Азербайджан. Уход русских войск позволил шаху Ага Мухаммеду во второй раз испытать судьбу в Азербайджане, где была сложная политическая обстановка и свирепствовали голод и чума. Большинство жителей Карабаха были вынуждены оставить  свои  жилища и  в поисках хлеба переехать в другие ханства.
В такой ситуации Карабахскому хану трудно было организовать оборону своей столицы и  противостоять вторжению Ага Мухаммед-шаха Каджара. Тогда Карабахский хан задумал совершить вылазку с целью уничтожения иранской артиллерии. В результате смелой операции Ибрагим Халил-хану удалось добиться поставленной цели — вражеская артиллерия была подавлена. Однако противник отрезал пути отступления в крепость. Карабахскому хану со своим отрядом с трудом удалось прорвать неприятельское окружение и направиться на север, в сторону Джар и Талы. Два дня иранские войска не решались войти в Шушу. Ага Мухаммед-шах направил ее защитникам письмо с предложением сложить оружие. В ответ на опасения жителей города шах поклялся на Коране никого не тронуть. Только после этого ворота крепости открылись. Таким образом, войска Ага Мухаммед-шаха захватили Шушу. Однако персидский правитель «забыл» о клятве и велел войскам разграбить ненавистный город. В Шуше началась кровавая расправа над непокорным населением. Тысячи людей были казнены или брошены в тюрьмы. Тем не менее, именно Шуше суждено было стать местом гибели жестокого шаха. Он был убит ночью, во время сна, в результате заговора своих же придворных. Персидские сарбазы-военоначальники, оказавшись без предводителя, оставили Карабах и бежали в Персию. Ибрагим Халил-хан смог вернуться на родину только спустя три месяца и восстановить порядок в Карабахе. Таким образом, все попытки Персидских правителей завоевать северные ханства Азербайджана и стратегически важный город-крепость Шуша,  закончились провалом.
Вступление Карабахского ханства в состав Российской империи
Правитель Карабаха — Ибрагим Халил-хан, владения которого вновь оказались ареной боевых действий русско-иранской войны 1804-1813 гг., вынужден был принять предложение Российской короны — 14 мая 1805 г. между представителями русского командования на Кавказе и Ибрагим Халил-ханом Карабахским был подписан Кюрекчайский трактат, который официально оформил принятие Карабахской земли в российское подданство. Полное название документа — «Трактат между Карабахским ханом и Российской империей о переходе ханства под власть России от 14 мая 1805 года» (рукопись хранится в Центральном государственном историческом архиве Азербайджана, а печатный вариант издан в «Актах Кавказской археологической комиссии», Тифлис, 1868 г, т. 2, стр. 705). Последовавшие затем Гюлистанский и Туркменчайский мирные договоры, заключенные между Персией и Российской империей по итогам русско-иранских войн 1804-1813 и 1828-1829 годов, привели к временной ликвидации азербайджанской государственности, существовавшей перед этим в форме 20 независимых ханств. Начиная с указанного времени, Азербайджан оказался разделен на Северный и Южный, и стране было суждено существовать в виде различных административно-территориальных единиц в составе двух империй. А город Шуша с тех пор на весь Кавказ прославился героической обороной от нашествия персидской армии, возглавляемой шахом Ага Мухаммад-хан Каджаром. После полного вступления Карабахского ханства в 1813 году (фактически с 1805) в состав России, Шуша до 1823 года оставалась столицей ханства.
Расцвет Шуши в XIX — начале XX века
После ликвидации Карабахского ханства, Шуша стала столицей созданной Карабахской провинции Каспийской области; с 1840 году Шуша стала уездным городом, а в 1868 году город вошёл в состав Елизаветпольской губернии. После вступления Южного Кавказа в состав Российской империи, здесь стала проводиться масштабная переселенческая политика, целью которой было изменение демографической ситуации в регионе и заселение его благонадежными и лояльными российской короне народами. Еще при Петре I был составлен план, согласно которому Россия начала оказывать всестороннюю поддержку христианским народам Кавказа – албанам, грузинам и армянам, с целью приобрести в их лице надежных союзников и ослабить фактор мусульманских народов, которые, по мнению Кремлевских стратегов, в силу своей религиозной и этнической близости к Персии и Османской империи, могли помещать осуществлению российской колониальной политики на Кавказе.
При этом преимущество было отдано армянам, которые были наиболее сплоченным и организованным народом, имеющим широкие торговые связи и способным осуществить колониальные планы Царской России в регионе. Постепенно Россия сделала основную ставку на армян, которые оказались намного успешнее грузин, албан и других христианских народов, которые должны были стать опорой империи на Кавказе. В первой трети XIX века, в результате масштабной переселенческой политики, проводимой Российской империей, в области Южного Кавказа было переселено свыше полумиллиона армян из Персии и Османской Турции, куда взамен переехало большое количество азербайджанских тюрков, несогласных с тем, что их земли отдавались прибывающим переселенцам. А к концу XIX века цифра армянских переселенцев составила миллион человек, серьезно изменив демографическую ситуацию на Южном Кавказе. Основными местами заселения христианских, в основном армянских, семей стали Эриванская губерния, Нахчыван, Баку и практически вся российско-турецкая и российско-персидская граница, где была создана буферная зона, отделившая мусульманское население кавказских земель, входивших в состав России, от своих соплеменников в Персии и Турции.
Согласно российскому проекту, основной точкой заселения христианских народов должна была стать стратегически важная Карабахская провинция, находящаяся в центре всего региона, особенно ее гористая часть, прозванная позже Нагорным Карабахом, где и расположен город Шуша. Согласно «Описанию Карабахской провинции», составленному в 1823 году по распоряжению генерала Ермолова, в Шуше проживало примерно 1048 мусульманских и 474 армянских семей. Однако население города быстро росло, и переломным стал 1828 год, когда по итогам Туркменчайского договора в город и его окрестности были переселены тысячи армянских семей из Персии. В ознаменование этой даты, в советское время, в 1978 году в селе Марага (Марагшен) Нагорного Карабаха (названном так в честь своей прежней родины) армянами был установлен памятник, в честь 150-летия переселения первых армянских семей из города Мараги (Иран), в Карабахские земли.
В 1847 году Шуша получает статус города; по данным Кавказского календаря, в 1851 году в городе проживало 12724 постоянных жителей, из них армян 6 357. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона дает для 1883 года сходный процент этнического состава населения: 25 656 жит. (13 282 муж. и 12 374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские (3 %) и евреи. Накануне Первой мировой войны численность населения была 43 тысячи (из них 30 тыс. армяне), в 1920 г. 67 тыс. (из них 47 тыс. армяне).
Генеральный план Шушинской крепости и города. XIX в.
Генплан Шуши, составленный в XIX в.
В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX в. армянский район занимал около 65 % территории города и включал в себя 18 кварталов. В армянской части было реальное училище, уездная семинария для девочек, а затем и театр; там же располагались и присутственные места. В мусульманской – русско-татарская школа, ряд музыкальных училищ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева.
Первый театр построили в 1896 году, театральные представления ставились здесь ещё с первой постановки пьесы Мирзы Фатали Ахундова в 1848 году. В 1902 году была построена городская больница, а в 1905 году новое здание реального училища. В 1870-80-х годах в городе открылись первые высшие музыкальные училища — школы фольклорной музыки Кор Халифы. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством. До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты. Первая книга на армянском языке в Шуше была издана в 1828 г.
Советский период
Мавзолей Вагифа в Шуше
После падения Царской России, Кавказский регион оказался втянут в борьбу, начатую странами Антанты и Россией, регион испытывал на себе все тяготы Первой Мировой войны и попеременно переходил в руки англо-французского, турецкого и российского командований.
В мае 1918 года Грузия, Азербайджан и Армения объявили о создании независимых республик. Весной 1919 г. Британские войска, занявшие территорию Карабаха после окончания Первой мировой войны, объявили Карабах находящимся под юрисдикцией Азербайджана до тех пор, пока окончательный статус региона не будет утвержден на Парижской Мирной Конференции. В Шушу был назначен англичанами и азербайджанским правительством генерал-губернатор Карабаха Хосров-бей Султанов. Тогда же и был поднят вопрос о присоединении Нагорного Карабаха к Армении. Вдохновителями этой идеи стали Ереванские власти. Началось кровавое противостояние, которое продолжалось и после свержения независимых кавказских республик и включения региона в состав Советской России. Конфликт закончился только в 1923 году, когда карабахские армяне выступили за то, чтобы остаться в виде автономии в составе Азербайджанской Республики, как отмечалось, «в связи с экономической нецелесообразностью присоединения к Армении и всесторонней связанностью коммуникаций Нагорного Карабаха с Азербайджаном».
Шуша в период распада СССР и Карабахской войны
В период распада СССР начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта, спровоцированного извне, в частности, лидерами армянской диаспоры США и Европы, и поддержанного горбачевским руководством в Кремле. На фоне политической неразберихи в Азербайджане и борьбы различных властных кланов за руководящее место в Баку, в Карабахе была развязана война, унесшая десятки тысяч жизней. Шуша вновь стала центром военных действий. Пришедшие в начале 90-ых годов в Баку к власти национал-идеалисты в лице лидеров Народного фронта не смогли преодолеть внутренние распри, в результате чего Азербайджан оказался на грани гражданской войны. Воспользовавшись этой ситуацией, карабахские армяне при поддержке Армении и российской армии, дислоцированной в регионе, смогли оккупировать Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему азербайджанских районов.
Шуша с конца 1991 г. оказалась в блокаде со стороны восставших армян. К весне того же года, город оставался последней азербайджанской базой на территории Нагорного Карабаха. 8 мая 1992 года Шуша была взята армянами; население и гарнизон отступили в Лачин. Взятие города сопровождалось мародерством и пожарами.
В настоящее время, находящаяся под оккупацией Шуша и ее культурно-исторические и религиозные памятники подвергаются разрушению и надругательству со стороны армянского населения. Поставленные азербайджанскими властями бронзовые бюсты композитору Узеиру Гаджибекову, поэтессе Натаван и певцу Бюль-Бюлю были снесены и проданы на металлолом в Грузию, где затем выкуплены азербайджанцами и в настоящее время выставлены во дворе Музея искусств в Баку. Был снесен также мавзолей везира Карабахского ханства, поэта XVIII века Молла Панах Вагифа, выстроенный в 1970-е годы, и разрушен дом-музей оперного певца Бюль-Бюля (XIX в.).
Есть решение ЮНЕСКО, по которому памятники культуры охраняются и находятся под эгидой ООН, но, к сожалению, это решение сознательно игнорируется, и в данной ситуации нет возможности предотвратить это бесчинство, поскольку миссии международных организаций не допускаются в регион Нагорного Карабаха для мониторинга культурно-исторического наследия города Шуша, и всех оккупированных азербайджанских земель.
Источник: rizvanhuseynov.com

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.