Гасан Зардаби: «Правда в том, что газета — для народа, а не народ для газеты»

22 июля исполнится 144 года азербайджанской национальной прессе, история которой началась с создания Гасаном Зардаби газеты «Экинчи» («Əkinçi»). Азербайджанская пресса переживает не лучшие времена, и ее уровень далек от требований международных стандартов. Отсутствие независимых медиа-структур также отрицательно влияет на качество прессы в Азербайджане.
Известный журналист, медиа-эксперт Зейнал Маммедли в интервью ATAlar.Ru отметил проблемы сегодняшней прессы в Азербайджане и указал пути их решения.
— Азербайджанской прессе исполняется 144 года. Как в начале XXI века можно оценить состояние национальной прессы, созданной в середине XIX века? С приближением дня прессы эта тема становится актуальной, эксперты и в печатной прессе, и на телевидении, в основном, повествуют об истории успеха и развитии прессы. У Вас есть своя история успеха, связанная с современной прессой нашей страны?
— Если речь идет только о сегодняшнем дне, с точки зрения качества не могу припомнить историю успеха. В лучшем случае в количественном смысле считаю положительным шагом создание Real TV. На вопрос «почему» — по возможности кратко отвечу так: с 1998 года медиа Азербайджана или быстрыми темпами «желтеет» или же становится бульварной. Даже если в большей или меньшей степени имеется плюрализм, и все от того, что это является попыткой обратить на себя внимание читателя-зрителя-слушателя. По понятной многим причине показывать реальную действительность становится неприоритетным. На первом плане стоит выход горячих, т.е. скандальных материалов, поэтому так много у нас желтой прессы. Или же если внимание издания обращено к одной теме, имеет место односторонний взгляд, подход. В этом смысле, к словам экспертов, говорящих об историях успеха, мягко говоря, отношусь как к дешевой пропаганде. Есть четкие критерии, если судить по ним, то состояние нашей прессы вызывает серьезные нарекания.
В нынешнем состоянии медиа ресурсы Азербайджана далеки от независимой и профессиональной деятельности, наша пресса похожа на больного, нуждающегося не в лечении, а в серьезной операции, то есть хирургическом вмешательстве. Может даже требуется пересадка сердца или мозга. Социальные сети стремительно заменяют эту больную и обанкротившуюся профессионально неполноценную прессу. В обществе, где пресса подконтрольна правительству и имеет непрозрачные финансовые источники, создалось такое впечатление, что для реального и точного отражения жизни общества достаточно мыслить противоположно тому, что пишут и утверждают официальные СМИ. Новые медиа структуры легко переходят под влияние конкретных политических и экономических кругов со своими интересами, и это дает возможность власти косвенно контролировать СМИ. То есть власть, сосредоточившая в своих руках административный и экономический потенциал, с легкостью лишает возможности медиа придерживаться «противоположного полюса», создавать независимое общественное мнение.
Пресса, которая не имеет общих правил поведения, не живет за счет прибыли со свободного рынка, важной составляющей открытого и демократического общества, не может восприниматься серьезно в обществе, превращается в игрушку в руках власти и экономических группировок, или же на каждом шагу сталкивается с опасностью такого положения.
Вопрос — «какова действительно роль медиа в обществе и какой она должна быть на самом деле?» не превратилась в предмет актуальных обсуждений в азербайджанском обществе.
— На днях один из главных редакторов сказал: «Если Гасан бей Зардаби увидел бы сегодняшнюю прессу, он был бы рад…» Как Вы думаете, через 144 года сегодняшняя пресса на самом деле в силах обрадовать его создателя?
— Мне кажется чувству юмора этого главного редактора можно позавидовать. Скорее всего, он количественные показатели считает важнее качественных. Любой человек, более или менее образованный и логично рассуждающий, который задумывается о будущем Азербайджана, с легкостью может спрогнозировать, чему бы Зардаби радовался, а чему нет. Зардаби, говоря о газете, как о средстве массовой коммуникации, говорит «о простом языке», «о не схожести с дервишем», «о том, как быть зеркалом народной жизни» и прочих тонкостях и отмечает важность вывода, что «правда в том, что газета для народа, а не народ для газеты». Однако более важным моментом является то, что Зардаби, обращаясь к тем, кто не хотел видеть, слышать и понимать, а их было абсолютное большинство, такие суперсовременные события того времени, как «школа-театр», говорит: «если я смогу им дать и газету, то смогу полностью поменять их мировоззрение».
Если Зардаби, сформированный «газетой», знанием, просвещением, продвижением науки (в этом случае граждане, чье мировоззрение изменилось, завладели ценностями современности) стал бы намного счастливее и влиятельнее газеты, созданной самим Зардаби, то я не понимаю, как этот главный редактор не смог предвидеть слезы нашего любимого Гасан бека, которые он проливал бы сейчас.
— Если поставить на весы то, что дали прессе и отняли у нее те структуры, которые обязаны ее развивать – Совет Прессы и Фонд Государственной поддержки СМИ, что, по-вашему, перевесит? Некоторые эксперты считают, что эти структуры стали серьезным препятствием для развития прессы. Так ли это на самом деле?
— Тот, кто захочет ответить на этот вопрос по совести, должен понимать бесспорные недостатки азербайджанской медиа, в данном случае без учета политических факторов. На мой взгляд, любой профессиональный медиа-исследователь может отметить такие недостатки печатной и электронной медиа, особенно телевидения:
1. Не определена целевая аудитория;
2. Отсутствуют собственные этические принципы;
3. Для контролирования уровня профессионализма журналистов не определены стандарты и руководящие правила;
4. Не определены «должностные функции» и разделение обязанностей в редакциях;
5. Почти отсутствуют фоторепортажи;
6. Слабый дизайн, не позволяет создать коммуникативность;
7. Нет четкой границы между новостями, исследованием и анализом вследствие их смещения.
Самые распространенные ошибки азербайджанских телеканалов:
не показывается изображение, как будто идут радиосообщения. Одним словом, изображения не разъясняют события, т.е. если отключить звук, то мы не сможем понять, о чём идёт речь;
очень редко используются прямые видео и телефонные связи (или же спикер новостей не ищет ответы на важные вопросы);
не используются или же неуместно используются региональные сети информации;
не используются реальные изображения, другим словом в недостаточном количестве используются изображения, сообщающие нам о событии, тем самым оно остаётся для нас неразьяснённым;
очень редко используется интершум или же при его использовании замечается несовпадение интершума с изображением;
возникает вопрос при несовпадении слов репортёра или корреспондента с изображением;
нарушается связность, т.е. при наличии точных слов интервьюируемого, его слова не так передаются репортёром;
не указываются различные источники видеоизображений. Ведь, изображение может быть выкуплено у других Тв-каналов или же у государства, государственных учреждений и т.д.
Какие из этих недостатков были устранены с начала деятельности упомянутых структур? Если на этот вопрос нет положительного ответа, стоит ли из государственного бюджета выделять деньги этим структурам?
— 144 года назад газета «Əkinçi» была настолько популярной, что ее можно было встретить – и в столице, и в любой глубинке Азербайджана. Нынешние медиа о такой популярности могут только мечтать. Что необходимо сделать, чтобы уровень азербайджанской прессы дошел до уровня ведущих и популярных медиа структур в мире? Должна ли осуществляться государственная поддержка азербайджанской прессе?
— Ответ на этот вопрос требует серьезного и коллективного исследования. Короткий, может, даже простой ответ у меня такой: в стране необходимы демократические реформы, обществу нужна и очень важна свободная и независимая пресса, монополия должна быть уменьшена хотя бы до минимума, должен быть открыт путь к свободному рынку. Как? Учитывая особенности Азербайджана, надо воспользоваться мировым опытом, даже примером постсоветской Эстонии, которая продвигается демократическим путем. В маленькой стране рекламный рынок в прошлом году перевалил за 100 миллионов евро. Во всех медиа структурах финансовые источники полностью прозрачные.
Беседовала Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.