Гасан Гасанов: Предки современных азербайджанцев не были зороастрийцами!

ATAlar представляет масштабное интервью с видным ученым, дипломатом, послом Азербайджана в Польше Гасаном Гасановым, опубликованное в Day.Az в 2-х частях.

— Уважаемый Гасан Азиз-оглу! Среди азербайджанцев широко распространено мнение, что наши предки были зороастрийцами. Что Вы можете сказать об этом?   
— Вы правы! Если обратиться с вопросом: были ли предки современных азербайджанцев в доисламский период зороастрийцами, почитали ли они Зороастра, то, наверное, значительное число опрошенных ответит: да! Пусть меня извинят эти люди, но так могут считать только те, которые не осведомлены о принципах религии, чаще всего называемой Зороастрийской, и не знают содержание их священной книги Авеста. Подобные лица не располагают также достаточной информацией о наших тюркских предках и тех ценностях, которые чтились ими в доисламский период.
— Вы сказали: «религия чаще всего называемая зороастрийской…». Что означает «чаще всего…»? Почему Вы так высказались?   
— Сами почитатели этой религии, известной вам как зороастрийская, называют свою религию «mazda-yasna», себя мазда-яснами (Ясна 12, Денкарт, IV, 22-23), т. е. «почитающие Мазду», а еще точнее Ахура-Мазду, а Зороастр был всего лишь распространителем этой религии, пророком Ахура-Мазды.
— Как изволите, в таком случае, называть нам эту религию?   
— Чтобы не создавать для читателя дополнительных затруднений, вполне можно продолжать называть эту религию зороастрийской. Это допустимо, так как даже монотеистические религии порой называются не по их самоназванию, а по имени их пророков.
— Но ведь часто зороастрийцев называют огнепоклонниками. Каково Ваше отношение к этому названию?  
— Маздаяснийцы, которых действительно часто называют огнепоклонниками, категорически отрицают, что они являются огнепоклонниками. Почему? Потому, что, как я уже отметил, они утверждают, что для них высшей силой, создавшей мир, был Ахура-Мазда и они поклоняются ему. Поэтому называют себя по его имени маздаяснами. Что касается огня, то огонь для маздаяснийцев/зороастрийцев не является высшей силой. Они не поклоняются ему, а всего лишь используют его как средство для общения со своим божеством.  По всей вероятности, заблуждение связано с наличием традиционных для зороастрийцев храмов огня. Зороастрийцы в эти храмы идут не для поклонения огню, а лишь для того, чтобы посредством огня передать молитвы своему божеству. Повторяю, огонь в Зороастризме, всего лишь, средство общения с богом, но не почитания. Еще в 1903 году в С.-Петербурге З.А. Рагозина (член английского «Общества изучения Азии» Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland); Американского общества востоковедения (American Oriental Society); парижского «Société Ethnologique», член-корреспондент парижского Athénée Oriental и др.) издала книгу «История Мидии», в которой главной исследовательской темой являются проблемы зороастризма. Там отмечается: «Чрезмерное почитание огня, выразившееся в такой строгой обрядности, что последователи Зороастра, от поверхностных наблюдателей получили столь противное им название «огнепоклонники», по-видимому, можно приписать более позднему развитию». Хотя мысль выражена ясно и однозначно, в силу распространённости названия «религия огнепоклонников» вынужден подчеркнуть, что самое противное для зороастрийцев — это получение ими названия «огнепоклонники». Еще Геродот, в V в. до н.э. говорил, что «персы не воздвигают алтарей и не возжигают огня. (Геродот, I, 132).  Как утверждает М.Бойс, «нет никаких данных, что во времена, ахеменидов уже существовали специальные священные здания — храмы огня», а в Авесте вовсе отсутствует понятие «храм огня». Мэри Бойс, со ссылкой на О. Брауна, приводит заявление зороастрийского священника: «Мы никоим образом не считаем огонь богом, мы только молимся богу посредством огня». Знаменитый ученый средневековья аш-Шахрастани в своем произведении «Китаб ал-милал ва-н-ни-хал Книга о религиях и религиозно-философских учениях (1127 г.) пишет: «Огонь для зороастрийцев — направление молитвы (кибла)», но не почитания.
— Если раньше в зороастризме не существовали храмы огня, то в связи с чем они появились?  
— Отвечая на этот вопрос, З.А.Рагозина обращает внимание, что почитание огня больше соответствует туранскому мировоззрению, нежели зороастрийскому: «Почитание стихий, как известно, составляет видную черту туранского миросозерцания; что же касается особенно огня, то весьма вероятно, что иранцы застали поклонение ему уже в полной силе в западных прикаспийских землях». Из этого сообщения исходит, что еще до появления в регионе иранцев и зороастрийской религии, этнос, проживавший в западных прикаспийских землях, т.е. территории современного Азербайджана, уже исповедовал огонь. Этим этносом были создавшие страну под названием «Атропатена/Адорбайган» тюркские этносы сако-скифы, исповедующие языческое восьмибожье, верховной богиней которых была Дэва-Табити, символизирующая Огонь. На Апшероне, в черте Баку, известны святилища Огня, которые не имели отношения к зороастризму и к тому же носили сугубо тюркские названия: Йанар-даг, Йанан-тава (находится в Каспийском море. Тава/Таба — это фонетическая версия имени Табити). Упоминания о естественных выходах огня в Азербайджане встречаются у Приска Панийского (Vв.), ал-Истахри (IX-X в.), Масуди (Xв.) и другими. Так что имеются все основания огнепоклонниками, признать не зороастрийцев, а наших древних предков сако-скифов, туранцев/тюрков. Что касается зороастрийцев они заимствовали у туранцев лишь внешнюю форму храма, но не мировоззренческий статус огня.
— Как зародилась зороастрийская религия, как она распространялась?    
— Зороастр получил пророческое откровение от верховного бога Ахура-Мазды. Первое задание, которое дал ему Ахура-Мазда,заключалось в распространении этой религии.  Зороастр обратился к предводителям туранских племен, Аждахаку и Франграсйану, но они отказались от этой религии. (Согласно Махмуду Кашкарлы Афрасиаб, которого упоминает Фирдоуси — это знаменитый тюркский полководец, Алп Ар Тонга. Он и есть тот, которого в Авесте называют Франграсйан). Тогда Зороастр обратился к персидскому царю Виштаспе, который также в течение двух лет отказывался принять веру Ахура-Мазда. Когда об этом стало известно Ахура-Мазде, он посоветовал «подмешать в вино зелье и дать Виштаспе испить его. Едва царь Виштаспа пригубил волшебный напиток, сладостный дурман окутал его, он забылся. Бессмертные святые перенесли душу Кави Виштаспы в Гаронману и показали ей всё величие ахуровской веры. Очнувшись ото сна, Виштаспа немедленно принял новую веру! И Заратуштра, услышав этот крик, и пришёл [на зов], и Виштаспа принял веру».  (Обращение Виштаспы, по: Ривайат, 47.16-20)
— В чем суть зороастрийской религии?   
— Суть зороастрийской религии заключается в том, что в мире существуют две верховные силы: Ахура-Мазда/Ормазд и Ангро-Манью/Ахриман. Все, что создает Ахура-Мазда/Ормазд, оценивается как Добро, а все что создает Ангро-Манью/Ахриман оценивается как Зло. Эти силы существуют независимо друг от друга и создают свои жизненные системы, которые всегда противостоят друг другу.
— В чем проблема? Ведь борьба Добра со Злом — извечные моральные ценности человека.   
— Проблема в том, что понятия Добро и Зло в зороастрийской религии не носят общегуманистический характер, они персонифицированы. А именно, Добром оценивается все, что соответствует принципам зороастрийцев, а Злом оценивается все, что не соответствует зороастрийским принципам. Если резюмировать, то получается, что все зороастрийское, во главе с Ахура-Маздой, — это добро, а все противостоящее зороастризму во главе с Ангро-Манью,- это зло. Все, что бы не делал Ахура-Мазда. — это добро, и все что бы не делал Ангро-Манью — это зло. Даже животный мир разделен на две части: на созданных Ахура-Маздой и созданных Ангро-Магнью. Таким образом, суть борьбы Добра со Злом в зороастризме — это не борьба за общечеловеческие моральные ценности, а конкретно борьба Ахура-Мазды и его сторонников с Ангро-Манью и его сторонниками. (Видэвдад, Фрагард 1, Географическая поэма)
— Разве подобное противостояние не характеризует все религии, в том числе современные?  
— И языческие (многобожие), и современные религии также делят людей на тех, кто признает их ценности и на тех, кто не признает. Но в отличие от подобного подхода, Авеста подчеркивает, что покровителем исключительно зороастрийцев-иранцев был Ахура-Мазда, а возглавлял противников зороастризма, т.е. туранцев, дух Зла Ангро-Манью.
— Кто был Ангро-Манью/Ахриман?   
— Видевдат (раздел Авесты) о происхождении Ахримана сообщает следующим образом: «Из северных земель, из области тьмы, примчался Ангра Манью, смертоносный Дэв дэвов». (Видевдат, Авеста, Фрагард 19).Привлекаю внимание читателя к тому, что Ахриман «примчался..из северных земель, из области тьмы». В ассирийских клинописных текстах, которые, по большой вероятности, были современниками первых зороастрийских текстов, а также в библейских текстах, часто говорится о народах Умман-манда, пришедших с северных земель. Вначале под этим эпитетом имелись в виду киммерийцы, затем скифы, позднее мидяне. А М. Кагангкайтукский, говоря о происхождении албан, упоминает, что они прибыли из северных земель.Наряду с тем, что эти народы имели собственное этническое имя, их всех обобщенно называли «умман-манда».В исследованиях последних лет убедительно доказывается, что все названые народы были тюрками по происхождению.
— Кому покровительствовал Ангро-Манью, кто были его сторонники?   
— Ангро-Манью/Ахриман не был одинок. Его окружали созданные им духи и его сторонники — люди. При первой же встрече с Ангро-Манью/Ахриманом Заратуштра возвещает, что уничтожит все порождения Ангро-Манью. В ответ на агрессивные заявления представителя бога Добра, Зороастра, Ангро-Манью/Ахриман отвечает миролюбиво: «Не истребляй моих созданий, праведный Заратуштра! Из этого текста ясно просматривается агрессивное поведение Заратуштры как пророка бога Добра и миролюбивое поведение т.н. бога Зла, Ангро-Манью/Ахримана. Создателями Ангро-Манью считаются многочисленные Дэвы, которые являются скорее всего духами, нежели реальными людьми. (Видевдат, 19, Испытание Заратуштры). Сторонниками Ахримана были племена туров, хьяонов и их предводители. Многие исследователи считают, что под турами имелись в виду туранцы, а под хьяонами — тюркский народ, известный в средние века под названием «хиониты». Правитель хийонов Арджасп, когда узнал, что царь Виштасп, вместе со своим окружением, принял зороастрийскую веру, это вызвало у него глубокое огорчение.  Арджасп отправил письмо Виштаспу с предложением отказаться от принятия зороастризма. Виштасп сообщает, что от непреклонен. Начинается война, которую зороастрийцы называют священной. Арджасп погибает, зороастрийцы побеждают. И начинается длительная война зороастрийцев с туранцами и хьяонами, что подробно описывается в зороастрийских текстах. (Предание о сыне Зарера).
— Бытует мнение, что упоминаемые в Авесте туры, такие же иранцы, как и все остальные племена.  
— Вы правы такое мнение бытует. Якобы авестийские туры и хьяоны тоже иранцы, но лишь с той разницей, что они кочевники, в отличии от принявших зороастризм иранцев земледельцев. Подобная позиция не аргументируется. В Авесте ничего не говорится о социальном устройстве туров и хьяонов, которые борются с зороастрийцами и неизвестно были ли они кочевниками или нет. На самом деле это, традиционная, и безуспешная попытка исключить древность тюркских народов. Омар Хаййам в своей работе Науруз-наме приводит фразу Афрасиаба/Франграсйана: «Конь для царя, как месяц для неба» записанную в Авесте. С точки зрения Б.Розенфельда и А.Юшкевича Афрасиаб произнес слова «ат ирга ким кукга ай» на тюркском языке близком к современному узбекскому, что никоим образом не свидетельствует о родстве туров с зороастрийцами, язык, которых признается иранским.
Насколько известно, в Авесте упоминаются некие территории. Были ли попытки одну из этих территорий идентифицировать с Азербайджаном?
В разделе Авесты Видэвдад имеется специальный раздел названный учеными «Географическая поэма». В этой поэме упоминаются 16 территорий, которые создал Ахура-Мазда. В официальных научных изданиях я не встречал идентификацию какой-либо из них с Азербайджаном. Хотя И. С. Брагинский отмечает, что Ариана-Вэджа, идентифицируется с несколькими регионами, как Хорезм, либо это область в междуречье Аму-Дарьи и Сырдарьи, либо южнорусские степи и др. В этом перечне он упоминает и местность на берегу реки Аракс. В этой же географической поэме Ариана-Вэджа характеризуется следующим образом: «Десять месяцев там зимние, два — летние и в эти [зимние месяцы] воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима [когда] идёт к концу, там большое половодье». Читатель сам может оценить ситуацию, насколько можно признать, что местность на берегу Аракса имеет «десять месяцев зимы». В поздней литературе (на среднеперсидском языке) Ариана-Вэджа именуется Эранвеж, т.е. Иран в современном понимании.
Но ведь говорят, что Азербайджан упоминается в зороастрийских текстах!
Азербайджан/Адурбадаган, действительно упоминается в зороастрийских текстах и особенно в Бундахишне. Но эти упоминания имеют особенность, заключающуюсяся в том, они связаны с турами/туранцами. Например, упоминаются горы Албурс и Аснаванд и озеро Чичаст, где размещены антизороастрийские капища дэвопоклонников/ идолопоклонников, над которыми покровительствует Франграсйан. Сообщается о реке Спед, у которой находился Аждахак в ожидании от Ангро-Манью/Ахримана, «власть над миром на тысячу лет». Авестийские сюжеты пересказываются и средневековыми авторами, которые деятельность Афрасиаба/Франграсйана связывают с Азербайджаном. В частности Бакуви и Садиг Исфагани отмечают, что Афрасиаб скрывал в городе Шабран, персидского военнопленного. Мухаммад ан-Насави сообщает, что Афрасиаб проживал в крепости в Аране. Эвлия Челеби отмечает, что город Нахчыван основан Афрасиабом, а в Сасанидской книге «Города Ирана» сообщается, что Афрасиабом был построен горд Ганзак (Столица древнего Азербайджана, у озера Урмия).
И еще говорят, что Зороастр родился в Азербайджане?
Относительно родины Зороастра среди историков нет единого мнения. Называются город Хорезм в долине Аму-Дарьи в Узбекистане, область Ариана-Вэджа который предполагается на территории современного Туркменистана, разные районы Средней Азии (Древняя Бактрия или Маргиана) и в том числе Азербайджан. Согласно Бируни Зороастр родился в Азербайджане. Даже в одном месте Бируни его называет Азербайджанец. Но это ничего не значит. Иисус Христос родился в иудейской семье и даже исповедовал эту религию, но за созданной им религией пошли совершенно иные народы, а не иудеи. Даже такой сторонник зороастризма в Азербайджане, как Играр Алиев, отрицает какую-либо возможность азербайджанского происхождения Зороастра. Да и мировая наука не принимает эту версию.
Насколько известно, Азербайджан временами входил в состав Ахеменидской и Сасанидской империй, которые исповедовали зороастризм. Неужели не было попыток внедрить эту религию в среду азербайджанского населения?
М. Каганкайтукский в Истории Албании сообщает, что во времена персидского царя Иездегирда пришло в Албанию «строжайшее повеление повиноваться учению могов». При этом поступил указ «отцам жениться на дочерях, братьям на сестрах, сыновьям на родных матерях, внукам на праматерях». Албаны начали сопротивляться, но так как подобное повеление поступило и в Армению, они, объединившись, подняли восстание и добились успеха.
Встречались ли первым арабам, вторгнувшимся в Азербайджан зороастрийцы?
Арабский историк Табари (839-923) использует слова и маджусы/маги и зороастрийцы. В одном случае он имеет в виду предсказателей, ясновидцев (которые вполне могли быть в числе священнослужителей разных религий), а в другом лиц исповедующих зороастрийскую религию. Табари говорит, что Зороастр был мастером/учителем магов» (Табари, т.4). Из сказанного Табари можно сделать вывод, что к тому времени у зороастрийцев была каста магов — ясновидцев и предсказателей. Табари отмечает, что Зороастр свою пророческую миссию начал в Азербайджане, но затем, перебрался в Балх к персидскому царю Виштаспу (Табари, т.4). Если учесть, что первым принявшим зороастризм был Виштаспа, то Зороастр ушел из Азербайджана, не добившись кого-либо склонить к своей религии. Некоторые современные исследователи, не вникая в суть считают, что под словом «маджусы/маги» арабских источников, имеются ввиду зороастрийцы.
Зия Буниятов слово «маджус» переводит, как многобожники. Но таковыми были тюрки-тенгрианцы, а не зороастрийцы. Известный ученый арабист, Нариман Гасымзаде по моей просьбе исследовал слово «маджус» в арабских источниках. Согласно его сообщению, слово «маджус/маг» используется и в Коране, но категорически не в значении зороастриец. В арабской традиции слово «маг» используется в значении «волшебник, предсказатель, ясновидец».
Следует отметить, что одним из первых в античной литературе слово маг использовал Геродот, имея в виду не религию вообще, а мидийских «ясновидцев, предсказателей». Эта мидийская традиция ясновидцев и предсказателей, впоследствии распространилась среди других религий. Да и ныне широко распространенное в европейских языках слово «маг, магия» имеет мидийское происхождение и такое же значение. О том, что термин «магиа» не означает зороастриец, подтверждает Табари сообщая, что «Беварасп практиковал магию» (Табари, т.1). Учитывая, что Беварасп/Аждахак был одним из ведущих антизороастрийцев, можно сделать однозначный вывод, что слово магия не могла означать зороастриец.
Неужели даже в индивидуальном плане никто из тюркского населения Азербайджана не принимал зороастризм?
По всей вероятности, попытки были. Поэтому нельзя исключать, что в индивидуальном аспекте кто-то может и принимал зороастризм. В пример хотел бы напомнить знаменитую легенду о Девичьей башне. В легенде говорится, что некий Хан хотел жениться на своей дочери, и якобы она поставила условие, что исполнит его волю, если он построит для нее башню. По завершению строительства она поднялась на верхнюю площадку башни и бросилась оттуда в море, не исполнив волю своего отца.
Я всесторонне исследовал Девичью башню, и в связи с тем, что башню часто связывают с зороастризмом, провел сопоставительные исследования всего, что связано с ней. В конечном итоге пришел к выводу, что Девичья башня была построена еще до зороастризма, в VIII в. до н.э. (впервые об этом сказал Давуд Ахундов) и была она святилищем скифской языческой богини Дэвы. Богиня Дэва была одновременно богиней Огня. Служители этого святилища, как и сама богиня, должны были быть девственницами. Возможно, отец одной из служительниц этого святилища принял зороастризм и, согласно закону, этой религии должен был жениться на своей дочери. Она же, сохраняя верность своей незороастрийской религии, предпочла погибнуть, нежели выйти замуж за отца. Эту легенду до недавнего времени наши экскурсоводы без каких-либо комментариев усиленно рассказывали иностранцам, которые уезжали из Азербайджана со странными чувствами. Мы не должны бояться этой легенды, а, наоборот, упоминая ее, подчеркивать ценности нашего народа языческого, доисламского периода, противоречащих зороастризму. Эта легенда сообщает не о странных обычаях наших предков, а, наоборот, подтверждает, что в своей массе тюрки Азербайджана придерживались своих языческих традиций и не принимали зороастризм, даже ценой жизни.
Только ли этническое отличие разделяло зороастрийцев и незороастрийцев?
Нет! Их разделяла и система ценностей.
Расскажите, пожалуйста, хотя бы кратко, какие ценности разделяли наших доисламских тюркских предков от зороастрийцев?
В Авесте одним из самых агрессивных врагов зороастризма является туранец Франграсйан. Авестийского Франграсйана Фирдоуси называет Афрасиабом. Великие ученые средневековья Махмуд Кашкарлы и Юсиф Баласагунлу, в свою очередь отмечают, что Афрасиаб/Франграсйан это великий тюркский полководец Алп Ар Тонга. Согласно Авесты, Франграсйан/Афрасиаб для зороастрийцев, «захватчик», «враг зороастрийцев», «негодяй», «злодей туранец» и т.д. (Авеста). Отношение к умершему у зороастрийцев диаметрально расходилось с подобными тюркскими традициями. Авеста обвиняет, что: «Ангро-Манью/Ахриман многопагубный мерзкий, неискупаемый состряпал грех погребения трупов, грех предания трупов огню (так написано в оригинале)». Зороастрийцы считали, что ни землю, ни огонь нельзя было осквернять соприкосновением с трупом. Поэтому, тот, кто закопает человека в землю, согласно зороастрийской традиции должен быть подвергнут 500 ударам «лошадиной плети». Лица, занимающиеся зороастрийским похоронным обрядом, «до конца своих дней считались нечистыми». (Авеста, Видэвдад, Похоронный обряд). У доисламских тюрков, было наоборот. Они и хоронили в земле и обугливали труп. Этот символический ритуал означал вручение умершего под покровительство Верховной богини скифов Табити. Напоминаю, что обугливание на тюркских языках означает «тапитма», а имя верховной скифской богини огня Табити.
В одном из своих интервью вы говорили о кровно-родственных браках среди зороастрийцев, не раскрыв их сути. Расскажите, пожалуйста, об этом обычае зороастрийцев.
В зороастризме узаконен кровно-родственный брак, называемый ими хваэтвадата…В Авесте написано: «Я — Присягаю Вере маздаяснийской…поощряющей хваэтвадату! Это — присяга Вере маздаяснийской!» (Ясна, 12, Символ веры 7-9) Таким образом, человек, присягающий зороастрийской религии, должен подтвердить свою верность хваэтвадате! Что такое хваэтвадата? Это «брак между своими», «брачно-родственный», брак, ближайших родственников: отца с дочерью, матери с сыном, брата с родной сестрой и т.д. В одном из зороастрийских книг написано: Спросил мудрец у Духа разума: «Какое доброе деяние больше и лучше?», Дух разума перечисляет 7 добрых дел, в числе которых вторым упоминает «брак кровнородственный». (Суждения Духа разума). В зороастрийской книге «О праведном Виразе», написано: «А у Вираза было семь сестер, и каждая из семи была Виразу женой».
По сообщению Геродота Ахеменидский царь Камбиз женился вначале на одной своей сестре, а затем на другой (Геродот III, 31). Современник Геродота, Ксанф Лидийский сообщает: «Мужчины- зороастрийцы сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерями и сестрами». Автор первого века Иосиф Флавий сообщает, что парфянский царевич Фраатак умертвил своего отца Фраата V, вступив в преступный сговор со своей матерью, с которой поддерживал интимные отношения. Шапур I (239-272) женился на своей собственной дочери и др. Царица Великой Армении Эрато, последняя из рода Арташесидов была замужем за своего единокровного брата Тиграна IV. Это, по всей вероятности, связано с тем, что как говорит М.Хоренский династия Арташесидов имела парфянское происхождение, которые были зороастрийцами. Таких примеров было достаточно много в зороастрийской практике.
Что касается тюрков, у них все было наоборот. Они придерживались строгих экзогамных норм. У них не допускались даже браки между представителями одного племени. Как отмечает, азербайджанский историк Фазлуллах Рашидаддин, нарушение указанных родовых норм грозило изгнанием или даже смертью.
Продолжение следует

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.