Фаиг Алекберов: Пока молчит азербайджанская интеллигенция…

Каждый день, каждую минуту думаю о том, наступит ли долгожданное время, когда появится кто-то, чтобы поддержать азербайджанскую интеллигенцию: учителей, ученых?!

Пока у меня нет ответа на эти вопросы. Однако знаю, что до тех пор пока педагогов, ученых…, интеллигенцию, не будут должным образом оценивать в нашей стране, где чиновники, бизнесмены, шоумены смотрят на них свысока, азербайджанское общество всегда будет отставать в своем развитии от других обществ. Лицо любого общества оценивается его отношением к своей интеллигенции. В Азербайджане педагогов и ученых не ценят ни в моральном, ни в материальном отношении. Большинство телеканалов Азербайджана умышленно дискредитируют интеллигенцию. Порой даже не стоит телевидение упрекать в таком злоупотреблении, потому как на государственном уровне труд учителей и ученых не ценится.
Так, азербайджанские телеканалы приглашают на ток-шоу тех, кто как раз таки недостойны того, чтобы их считали учителями или учеными, но, тем не менее, это происходит, и это выглядит унизительным для всех нас. По-моему, это все делается умышленно. До тех пор пока азербайджанская интеллигенция будет молчаливо терпеть такое отношение к себе, улучшений ждать не приходится.
В любом случае, нынешние «герои» дня — это спортсмены, артисты, «шуты». Азербайджанские телеканалы, следуя этой логике, с утра до вечера показывают или ток-шоу, или спортивные программы с их участием, обсуждают их «героизм». В нашей республике в приоритете спорт и различные ток-шоу, а не наука, образование и медицина! Мы не имеем права забывать, что основой любого общества являются не спортсмены,  шоумены,  артисты и шуты, а интеллигенция. Естественно, успехи спортсменов — это тоже наши успехи. Но спортсменов и представителей других профессий учат, воспитывают, вдохновляют опять же наши педагоги, ученые.
Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящее время в Азербайджане отношение к учителям, деятелям науки и культуры, вообще, к интеллигенции на потребительском, унизительном для них уровне.
Чиновников устраивает только та интеллигенция, которая их воспевает и льстит им, а это крайне недопустимо. Деятели науки и культуры, педагоги  должны быть зеркалом общества, а не его жалким подобием.
В последнее время в прессе прошла информация о повышении зарплаты преподавателям в некоторых вузах страны (БГУ, АГЭУ). Если верить этой информации, в названных вузах преподаватели будут получать 650, доценты 850, профессора – по 1000-1100 долларов. Однако трудно поверить в их объективность, так речь идет о государственных вузах. Парадокс ситуации в том, что в некоторых вузах зарплата высокая, а в других низкая, и это никак не регулируется государством! Выходит, что между государственными университетами и их педагогами есть какая-то существенная разница. По непонятной нам причине, в одном университете доцент получает зарплату  450, а в другом такой же специалист — 850 долларов. Нам непонятно, на каком основании в БГУ, АГЭУ зарплаты в разы больше, чем в других вузах. Но зато взамен, сколько хотите лести и лизоблюдства…
Конечно же, ситуация в образовании и науке  в стране нас очень беспокоит. Нет единого регулятора, закон об образовании не исполняется и не реализуется.
Так как большая часть азербайджанских учителей смирилась и проявляет покорность, им остается только в своем кругу выговориться и обсудить свои наболевшие проблемы. Голос азербайджанских учителей не выходят за пределы аудиторий, кафедр, стен университетов и монолитных стен академий.
Одним словом, сами говорят и сами же себя слушают. Да, к тому же еще затыкают рот тем, кто осмеливается  выражать свое недовольство. Говорят: спасибо, что еще так, а ведь могло быть еще хуже. Естественно, это своего рода добровольное рабство.
Поэтому сегодня азербайджанская интеллигенция и морально, и материально занимает недостойную своему статусу нишу.
И во всем этом есть и немалая доля ее вины. Причина: ее покорность, трусость и робость. Вместо того чтобы искать пути выхода из этого положения,  выдвигать справедливые требования, азербайджанские учителя,  ученые и интеллигенция вынуждены приспосабливаться, нарушая нормы морали и закона. Большинство педагогов вынуждены заниматься репетиторством, брать взятки, ученые пишут для кого-то статьи, диссертации, интеллигенция, чтобы выжить, идет на все уловки. Стыдно. Но кому должно быть стыдно? Учителям, ученым, нашей интеллигенции, вынужденной брать взятки, писать для других диссертации, льстить и угождать, или тем чиновникам, вовлекающих, по сути, заставляющих их идти на такое?!
Естественно, в первую очередь, это позор для чиновников, потому что таким образом унижая интеллигенцию, они ставят под удар имидж страны. Однако, это и позор для интеллигенции, которая, вместо того чтобы требовать и отстаивать свои права, быть примером для других слоев общества, выбрала для себя «легкий» путь.
Кто должен ответить за то, как каждый год падает уровень науки и образования в Азербайджане, растет число неспособных «кадров», к тому же все это растет на фоне тотальных взяток. Говоря о том,  кто должен ответить, может быть, мы имеем в виду только министра образования Микаила Джаббарова. Однако мы знаем, что подобная ситуация была и при бывшем министре образования Мисире Марданове. Даже знаем, что незадолго до увольнения Мисир Марданов нашел в себе «смелость» заявить о пересмотре крайне низкой зарплаты учителей средних школ. Однако это не означает, что Мисир Марданов был уволен из-за своего смелого заявления. Когда он вступал в эту должность, а затем  и ушел оттуда, был частью этого дела. То есть, Мисир Марданов тоже причастен к тому, что образовательная сфера в таком неудовлетворительном состоянии, что учителя по-прежнему живут и работают в невыносимых условиях. Отсюда низкий уровень образования в средних школах, растущее число безграмотных студентов в вузах. Ныне эти т.н. «студенты», поступившие на работу в разные структуры, стали головной болью общества. Выходит, М.Марданов зная, что будет отстранен от должности, таким образом застраховал себя от дальнейшего бездействия. Если Мисир Марданов был искренен в своих словах, он мог бы более детально донести свои мысли до общества. Однако взамен этого бывший министр, нынешний директор предпочел молчать.
Исходя из всего сказанного, что мы можем ждать или имеем ли право ждать от нового министра  М.Джаббарова каких-либо улучшений в образовательной сфере?
Большинство учителей и ученых в кредитном залоге. Кто освободит их от этого?! Может, Микаил Джаббаров или Акиф Ализаде?!
Учителей и ученых везде унижают. А они не видят этого? Кто создает условия для такого отношения к ним?
Неужели на самом деле государство не заинтересовано в достойной оплате труда учителей, ученых, работников медицины?!
Все же не могу до сих пор понять, откуда  у нас в обществе такое неуважение к интеллигенции (хоть часть из них лицемеры, льстецы и не профессионалы своего дела). Если честно, не могу спокойно относиться к этому. Не могу согласиться с тем, что каждый выскочка, кто заработал нечистым путем много долларов, смотрит на учителя, ученого, врача, интеллигента с пренебрежением, неуважением, что какие-то чиновники и их дети за счет заработанных нечестным путем денег ведут себя нагло из-за своей безнаказанности и не считаются ни с кем! В любом случае, все это происходит не беспричинно!
Почему!
Зачем!
До каких пор!
Ведь это наша страна.
Учителя, ученого, врача в первую очередь должно поддержать государство, президент Азербайджана Ильхам Алиев. По-моему, государство и его руководство больше нуждается не в двуличных, безликих, продажных низкопоклонниках, а в объективных, мудрых, грамотных надежных интеллигентах.
Глава государства Ильхам Алиев должен поинтересоваться, почему иностранные преподаватели из России, Европы, США получают в Азербайджане 30-50 долларов за один урок, а местные — 3-5 доллара!
Почему ученые или жалкие подобия ученых должны на самом высоком уровне пользоваться моральными и материальными благами, а настоящие азербайджанские ученые лишены этого!
Азербайджанские ученые (речь идет об ученых, а не о их жалких подобиях) из-за материальных затруднений не могут участвовать в конференциях, симпозиумах за границей, а для иностранных ученых в Азербайджане созданы все условия.
Господин президент должен знать, что невозможно содержать семью за 200-300 долларов в месяц. Если учитель средней школы получает за один час 1-2 доллара, преподаватель вуза (доцент, профессор, доктор философии, доктор наук) 3-5 долларов, как на эти деньги можно содержать семью?!
И на самом ли деле руководство министерства образования, НАНА не осведомлены о бедственном положении интеллигенции, а если знают, то почему не информируют об этом главу государства?! Все ли мы вынуждены брать взятку, писать кому-то статьи, диссертации, или с утра до вечера давать частные уроки, бегать по 2-3 университетам, льстить и таким образом содержать семью?! То есть, интеллигенция и впредь должна содержать семью воровством, взятками, бессовестным, нечестным путем?!
Ведь мы не та страна, которая была еще 10-15 лет назад. Мы помогаем бедным странам, строим там школы, дома культуры, в богатых странах выделяем деньги на реставрацию музеев, исторических памятников. Если так, тогда почему азербайджанские учителя и ученые должны стоять по уровню жизни ниже, чем российские, европейские и американские их коллеги?!
Может, интеллект и уровень образования азербайджанской интеллигенции намного ниже уровня их коллег за рубежом!
Может, они люди «первого сорта», а мы … третьего-четвертого сорта?!
Может только наши чиновники одного сорта с европейцами, а мы нет?!
Может…
Может…
Ведущий научный сотрудник Института философии и права НАНА, доцент, доктор Фаиг Алекберов
С азербайджанского на русский язык перевела Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку
Источник: conflict.az

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.