Единицы хранения: азербайджанские экспонаты Музея Востока

Государственный музей Востока – главное место в Москве, где можно увидеть лучшие образцы азербайджанского искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, оружейного… 

В музее более 1200 экспонатов с территории нынешнего Азербайджана, и многие поистине драгоценны.

КЮЛЯНДЖА
Приталенная девичья верхняя выходная одежда (распашной кафтан) конца XIX века, поверх которой на улице надевали чадру. Кюлянджу расшивали золотыми нитями и жемчугом и обычно перепоясывали кожаным или бархатным поясом с эффектной пряжкой, чаще всего серебряной, украшенной камнями и монетами.
Качество бархата, шитья и плетения, а также галунной тесьмы не зависело от семейного достатка – надевали кюлянджу нечасто, по праздникам и торжествам. В некоторых районах Азербайджана кюлянджа служила свадебным нарядом.

СЯРПУШ
Медная крышка для плова второй половины XIX века (ковка, полуда, гравировка) надевалась на чашу, в которой подавалось, пожалуй, самое любимое и популярное национальное блюдо. Относительно недорогая медная посуда была весьма распространена в Азербайджане, ведь этот материал легко поддается ковке, чеканке, гравировке – их исполняли сразу же несколько мастеров. Готовые изделия, оформленные растительным орнаментом бута, покрывали слоем олова, защищающего сярпуш от окисления.

СЯЗАНЬ
«Посольская скатерть» из Нуха (ныне Шеки) середины XIX века издали выглядит сложноорганизованным инкрустированным панно с центрической композицией. На самом деле это вышивка тамбурным швом по сукну шелковыми нитями плюс аппликация, составленная из фрагментов разноцветного сукна без предварительного рисунка: каждый раз вышивальщики (а это были только мужчины, так как считалось, что в женских руках золото начинает темнеть) создавали неповторимый узор с нуля. Особенно ценились посольские скатерти долма, расшитые по всей поверхности.

 

ХАМАМ-ТАСЫ
Ларец конца XIX века (медь, полуда, ковка, гравировка), в котором женщины носили косметические принадлежности и другие мелкие вещи в баню. Эта вещь происходит из города Лагич, где в позапрошлом веке были особенно развиты медные промыслы: язычи (мастера-гравировщики) из двух сотен местных мастерских изготавливали около 100 видов бытовых предметов, украшенных чеканкой и дополнительной гравировкой. Сначала медь покрывали контурами или же снимали фон вокруг орнамента, делая его рельефным.

ХИЛЯ-БУТА
Ковер первой половины XIX века. Его название указывает на место изготовления и «жанр»: Хиля – поселок, известный старинным производством парадных ковров, недалеко от Баку; бута – вид ориентального узора.
С веками именно ковроделие стало эмблемой цветущего разнообразия азербайджанского искусства. Поэтому различали самые разные виды и жанры тканых изделий. Так, постель укладывали в большие ковровые мешки мафраши, для перевозки товаров и утвари использовали хурджуны, зили закрывали домашние ниши, а паласами застилали полы. Зачастую ковры оставались единственным украшением частного интерьера.
Текст: Дмитрий Бавильский
Фото: Государственный музей Востока
Источник: Журнал «Баку» zen.yandex.ru

Добавить комментарий