Джафар Джаббарлы, великий азербайджанский драматург, родился 20 марта 1899 года в городе Хызы.
Родился он в семье крестьянина. После смерти отца в 1902 году, семья трёхлетнего Джафара переехала в Баку.
В 1905 году он поступил в первый класс 7-й мусульманско-русской школы. Первыми преподавателями Джафара были Сулейман Сани Ахундов, Абдулла Шаиг.
Еще в начальной школе под влиянием преподавателей и писателей Джаббарлы проявляет свои писательские таланты. Некоторые исследования показывают, что Джаббарлы уже с 1913 года начинает посещать редакции газет. Свое творчество Дж. Джаббарлы начал стихами, но лучшие произведения были созданы им в жанре драматургии.
“Увядшие цветы” созданы автором в 1916 г. В ней он на примере одной семьи раскрывает тему конфликтов буржуазно-помещичьего общества, в котором он живет. А “Насреддин шах” – первая пьеса Дж .Джаббарлы на историческую тему, в которой автор на фоне шахского деспотизма раскрывает тему тяжелой жизни крестьян, разнузданности ханов, борьбу прогрессивной молодежи Ирана за свободу.
Но лучшими произведениями литературного творчества Дж. Джаббарлы в 1920-1923 гг. являются пьесы “Айдын” и “Октай Эльоглы”, с успехом поставленные на сцене Азербайджанского государственного театра в 1921-1923 гг. и занявшие видное место в репертуаре.
Трагедия “Невеста огня” посвящена историческим событиям, происшедшим в IX веке, и героической борьбе народа во главе с народным полководцем Бабеком, была поставлена в 1928 году режиссером А.Тугановым. А в 1927 г. он создает пьесу “Севиль” на тему раскрепощения женщин Востока.
Драматургическая деятельность писателя начинается в 1930 году пьесой “Алмас”. В 1931 году автор завершает и сдает в театр пьесу “В 1905 году”, посвященную теме дружбы народов. “Яшар” был последним завершенным произведением Джаббарлы.
В своих воспоминаниях, опубликованных в книге “Ону ким унудар” в 1969 году, супруга Джафара Джаббарлы Сона ханым пишет:
“У Джафара была одна характерная черта: прежде чем начать работу над новой пьесой, он сперва обдумывал песню одного из своих героев, иногда обращался к народным песням, а иногда писал сам новую песню – и слова, и музыку. Долгое время напевал себе под нос мелодию, играл на пианино и только потом садился за пьесу. Таким образом и были им написаны песня Солмаз “Мян бир солмаз ярпагам ки” в пьесе “Од гялини”, песня Соны “Азад бир гушдум” в пьесе “В 1905 году”, песня Яхши “Гяряк гюняш даглары ашыб сонмяйяйди” в пьесе “Алмас”, песня Ягут “Сянин дярдиндян” в пьесе “Яшар”.
За несколько месяцев до написания пьесы “Севиль” Джафар напевал песню со словами “Сяня ня олуб, залым яр? Гадан-балан алым яр. Сян ки беля дейилдин, сяни бир ойрядян вар”. Он словно помешался на этой песне, напевал ее во время работы, и в свободное время.
Как-то я спросила у него, что это за песня. Джафар ответил: “Сонасы, я напишу такое произведение, чтобы песни этой пьесы пел весь народ. Тогда ты узнаешь, что такое эта песня…” Но не сказал, что за пьесу собирается писать…”.
Джафар Джаббарлы делал и переводы драматических произведений – “Гамлет” и “Отелло” Шекспира, “Разбойники” Шиллера, “Свадьба Фигаро” Бомарше, “Интервенция” Славина, “Страх” Афиногенова на сцене Азербайджанского драматического театра были поставлены именно в его переводах.
Профессиональный драматург очень интересовался и киноискусством. В 1928 году на Бакинской кинофабрике в связи с 50-летием кончины М. Ф. Ахундова снимается фильм “Сона” по мотивам комедии “Гаджи Гара”. Таким образом Дж. Джаббарлы стал первым азербайджанским киносценаристом.
В 1929 году был снят фильм “Севиль” на основе произведения драматурга. Эта картина стала первым протестом против бесправия женщин и завоевала большой успех. Окрыленный успехом Джаббарлы написал киносценарии по пьесам “Алмаз” и “В 1905 году” и сразу же после фильма “Севиль” приступил к работе над съемками фильма “Алмаз”…
Из-за увлечения творческой деятельностью он не придал значения обострению сердечной недостаточности, что и привело его к сильному истощению. В 4 часа утра 31 декабря 1934 года перестало биться сердце Дж. Джаббарлы…
А.ГАДЖИЕВА
Количество просмотров: 4 052