Бакинский театр успешно выступил на Международном фестивале русских театров в Дагестане

В начале октября в Махачкале (Дагестан) прошел Пятый Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа, стран Черноморско — Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья.

Его организаторы — Правительство Республики Дагестан, министерство культуры Дагестана и Русский театр им. Горького(Махачкала).

Когда-то место, где сейчас расположена столица Дагестана, горцы называли Анжи — Кала, что в переводе на русский означает — мучной, жемчужный град.

Сегодня это вполне современный город с прогулочными аллеями, приморским бульваром и многочисленными кофейнями, где с удовольствием проводят время махачкалинцы и гости Махачкалы. В эти октябрьские дни фестиваля центральная часть города, где расположены почти все театры, выглядела особенно торжественно. Церемония открытия, состоявшаяся 2 октября, являла сбой шествие всех театров Республики. Своеобразный парад театрального искусства был представлен двенадцатью театрами Дагестана — Русским, Кумыкским, Аварским, Лезгинским, Лакским, Кукольным, Даргинским, Азербайджанским, Оперы и балета, Табасаранским, Государственным театром поэзии, Лезгинским Национальным ансамблем танца.

Коллективы театров шествовали в своих национальных костюмах, и, исполнив короткий отрывок из ведущего спектакля предыдущего сезона, выстраивались в композицию яркого разноцветного орнамента. Затем — под торжественные звуки фанфар, они вели собравшихся гостей и зрителей фестиваля по красной дорожке в зрительный зал Русского театра.

В состав жюри вошли известные деятели культуры — Нина Мазур, Николай Жегин, Валерий Подгородинский, Александр Мягченков и Гулизар Султанова. Идейным вдохновителем и непосредственным руководителем фестиваля уже 5-й год подряд является заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Русского драмтеатра им. М.Горького Скандарбек Тулпаров, директор — Тимур Магомедов

Театры фестиваля

В фестивале театрального искусства приняли участие 15 театров из России, Албании, Азербайджана и Грузии. Спектакли шли на малой и Большой сценах Русского драматического театра, на сцене Кумыкского театра, Кукольного и Театра Поэзии. Два спектакля — Тбилисского Русского драматического театра им. А.Грибоедова и Драматического театра из Владимира (Россия) были показаны в Дербенте.

Открыл Пятый Международный фестиваль Московский Государственный театр Российской Армии спектаклем «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого. Этот театр, на правах почетного гостя, открыл фестиваль, дважды сыграв спектакль для махачкалинского зрителя. Кстати, о зрителе. Аудитория, наполнявшая театральные залы в эти дни, состояла в равном процентном соотношении, как по возрастной категории, так и по принадлежности к полу. Приятно удивило, что в зале мужчин столько же, сколько и женщин. Такую картину заполняемости зала сегодня встретишь не везде. Обычно большая часть зрительской аудитории — это женщины бальзаковского возраста и чуть старше.

Затем в фестивальный марафон включился театр Албании (г. Приштин — Дом театра и кино и Центр МИТ), показав моно-спектакль по пьесе Н.Мазур «Сны Гамлета» (режиссер-постановщик и исполнитель роли Гамлета   Ментор Зимберай, сценография — Зени Баллажи).

«Рождественские сны» по пьесе Н.Птушкиной «Пока она умирала» привезли из Нальчика актеры Русского драматического театра Кабардино — Балкарии.

Участниками фестиваля стали  и студенты — выпускники  театрального института им.Б.Щукина, сыгравшие спектакль по первому варианту пьесы М.Горького «Васса». Это — целевой дагестанский курс, получающий профессиональную подготовку в Москве, который по окончании обучения вернется в родной Дагестан, и поэтому первое знакомство с будущим зрителем состоялось уже сейчас, в рамках фестиваля.

Владимирский академический театр драмы привез на фестиваль спектакль по пьесе Э.-Э.Шмитта «Загадочные вариации». Историю любви мужчин к женщине по имени Ева бакинцы видели несколько лет назад в РДТ им. С.Вургуна в спектакле московского театра им.Вахтангова под названием «Все о Еве» с участием Василия Ланового и Князева.

В государственном Театре Поэзии Дагестана питерский актер БДТ Михаил Морозов сыграл моно спектакль по произведениям Расула Гамзатова «Прозы я не писал совсем». Академический театр драмы из Владикавказа (Алания) сыграл спектакль по пьесе А.Островского «Лес». Спектакль по пьесе А.Варсимашвили «А.Л.Ж.И.Р.»  в рамках фестиваля сыграли актрисы Русского академического драматического театра из Тбилиси, придав фестивалю нотку драматизма, граничащего с катарсисным воздействием трагедии. Эту замечательную работу бакинские зрители смогут увидеть в конце октября на сцене Русского драматического театра.

Хозяева фестиваля представили  спектакль по пьесе молодого российского автора А.Коровкиной «Выбирай».

Самым спорным и эпатажным, пожалуй, стал спектакль Московского театра на Перовской «Метель» по одной из повестей А.С.Пушкина, вошедших в книгу «Повести Белкина». Жюри большинством голосов приняли спектакль с отличной характеристикой. Однако повесть, поставленная режиссером Гульнарой Галавинской «с листа» и имеющая прекрасное, с точки зрения визуального восприятия, сценическое оформление, требует все-таки больше романтической атмосферы и восторга от пушкинской строки.

«Куклы Пигмалиона» Хасинто Грау представил на фестиваль Русский театр драмы и комедии из Черкесска (Карачаево-Черкесия).

Приятным событием фестиваля стал спектакль Махачкалинского театра кукол «Алые паруса». Здесь мнения членов жюри и зрителей абсолютно совпали. Трогательная и романтичная история, придуманная Александром Грином, обрела  удивительно красивое и трогательное сценическое воплощение. Театр неоднократно принимал участие в различных театральных фестивалях международного класса и всегда возвращался домой, в Дагестан, с призовыми местами и наградами.

Чем удивили наши

Бакинский ТЮЗ представил на фестиваль моно-спектакль народной артистки АР Ирины Перловой  по пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас» в исполнении заслуженного артиста Азербайджана и Калмыкии Шовги Гусейнова. Он играет этот спектакль в течение ряда лет. Шовги — участник многих международных фестивалей театрального искусства. А его спектакль — реквием  педагогу, наставнику, режиссеру Ирине Александровне Перловой. Спектакль не только об артисте, но и о той тонкой грани, разделяющей реальную жизнь человека и мир его творчества…

В качестве почетного гостя, закрывающего Пятый Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья выступил Азербайджанский государственный русский драматический театр им. Самеда Вургуна, представив на суд зрителей и гостей фестиваля спектакль по пьесе Эльчина «Судьба Артиста».

История жизни и творчества Гусейна Араблинского взволновала  в одинаковой мере и зрителей, и жюри. По окончании спектакля устроители фестиваля пригласили на сцену директора театра, заслуженного работника культуры  Азербайджана Адалета Гаджиева и режиссера-постановщика, народную артистку АР Ирану Таги-заде, чтобы вручить символ фестиваля, Диплом и благодарственное письмо правительства Республики Дагестан. В ответном слове благодарности в адрес устроителей и хозяев фестиваля директор РДТ Адалет Гаджиев сказал, что творческие форумы, направленные на укрепление дружеских, культурных и добрососедских отношений возможны только благодаря мудрой политике президентов Азербайджана и России. Такие связи нужны и важны, потому что благодаря им  люди  лучше понимают друг друга и больше ценят мир и добрососедство. В заключение он пожелал земле Дагестана мира и процветания.

Зал встретил эту речь громкими одобрительными аплодисментами. А потом, под звуки фанфар в зал внесли флаги республик и стран-участниц фестиваля, на сцену поднялись министр культуры Дагестана Зарема Бутаева, руководители всех театров, принявших участие в форуме.

Члены жюри — ведущие театральные критики России — Николай Жегин и Валерий Подгородинский, поднявшись на сцену, обратились к зрителям со словами благодарности в адрес РДТ им. С.Вургуна. Они заострили внимание зрителя на высокой постановочной  культуре спектакля, замечательном русском языке, которым владеют актеры театра, на великолепном музыкальном оформлении, хорошей профессиональной подготовке актеров, а затем поздравили режиссера Ирану Таги-заде с великолепной сценической постановкой, а директора — с наличием высокопрофессиональной труппы. Кроме того, они подчеркнули мысль о важности прозвучавшей под занавес фестиваля темы актерской судьбы, театрального творчества, жертвенности и любви к Театру, полагая, что если у истоков национального театра стояли такие люди, как Араблинский, то настоящее и будущее азербайджанского театра находится  в надежных руках.

Участники фестиваля выражали признательность Правительству  Дагестана  благодаря которому и состоялся этот праздник театрального искусства.

Зрители, покидая зал после закрытия, выражали надежду, что  фестиваль  вновь распахнет свои двери театрам ближнего и дальнего зарубежья через 2 года , а Русский драматический театр из Баку станет не только завсегдатаем этого мероприятия, но уже в недалеком будущем приедет на гастроли в Махачкалу…

Праздник завершился, но желание продолжать дружеские, добрососедские и культурные связи осталось.

Для справки

Впервые фестиваль был проведен в 2007 г. Творческая акция проводится в Махачкале раз в два года с целью укрепления межрегиональных и международных культурных связей, обмена творческим опытом и передачи художественного мастерства молодежи регионов. Программа фестиваля познакомит театральное сообщество с актуальным состоянием современного театра. Свои спектакли покажут коллективы русских театров в том числе труппы из Албании, Грузии, Азербайджана, Москвы, Питера, Владимира и т.д.

Федеральная значимость фестиваля стран Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона в том, что он является яркой заявкой всей республики Дагестан на свою вовлеченность в культурную жизнь страны, это является гарантией того, что Дагестан не отсталый регион, что он заинтересован в своем развитии и в повышении культурного, эстетического и нравственного уровня всего дагестанского населения.

Повышение культурного и эстетического уровня региона становится гарантией безопасности для инвестирования в туристический бизнес, в промышленность и в другие социально-значимые отрасли всего региона.

Добавить комментарий