Азим Азимзаде – великий самоучка

Азим Аслан оглу Азимзаде – человек, кому суждено было стать гордостью своей республики, родился в 1880 г. в селе Новханы в простой семье рабочего-нефтяника.
Так повернулась жизнь, что получить профессионального художественного образования Азиму не удалось, он был самоучкой. Он получил полагающееся в его среде образование – четыре года учился в школе при мечети, в моллахане.
Все обучение состояло в изучении арабского языка и чтении Корана. Однако тяга к знаниям была очень сильной, и в двенадцать лет мальчик поступает в трехклассную русско-татарскую школу – азербайджанцев в Российской империи называли татарами. Еще учась в моллахане, Азим проявил любовь и способности к рисованию, а в русско-татарской школе он обратил на себя внимание своих преподавателей. Но дальше этого дело не пошло: жизнь была настолько тяжелой, что ни о каком образовании – ни художественном, ни каком-либо еще, и речь не шла: нужно было зарабатывать на хлеб.
В автобиографии Азимзаде пишет по этому поводу: “Уже с юных лет я вынужден был заниматься наемным трудом, работал курьером, приказчиком и только в часы досуга рисовал и занимался самообразованием. Я изучил русский, иранский языки и литературу”.
Однако, если есть талант, он обязательно пробьется и обратит на себя внимание. В 1906 г. в Тифлисе группой единомышленников начал издаваться первый на Востоке сатирический журнал – “Молла Насреддин”.
И с этого же года Азимзаде начинает печатать в нем свои острые и смешные карикатуры и рисунки на социальную и политическую тематику.
Когда журнал начинает издаваться в Баку, Азимзаде продолжает публиковать в нем свои творения. Можно смело сказать, что Азимзаде был основоположником азербайджанской сатирической графики. Рисунки этого гениального самоучки поражают своей образностью, выразительностью, четкостью и выверенностью линий. И, конечно, потрясающим чувством юмора. Азимзаде удавалось так блестяще передать характеры своих персонажей, что пояснительные тексты были уже не нужны.
Когда случился Октябрьский переворот и в 1920 г. в Азербайджан пришла советская власть, Азимзаде всей душой принял новые и, как он считал, прогрессивные идеи.
Он принимал активное участие в революционной борьбе, являясь одним из тех редких людей, которые “делали революцию” с чистым сердцем и благородными помыслами. Власть заметила талантливого художника, и Азимзаде становится заведующим отделом культуры наркомата просвещения Азербайджана.
В 1927 г. ему было присвоено почетное звание народного художника АзССР. В дальнейшем ему удалось избежать участи других “детей революции”, которых эта самая революция, как говорится в известной поговорке, пожирала. Возможно, это произошло благодаря личному знакомству с Мирджафаром Багировым. Возможно, просто повезло. Надо сказать, что Азимзаде не ограничивался одной лишь сатирической графикой, его творчество было многогранным. При советской власти он занимался в основном книжной и станковой графикой.
Его творческое наследие включает в себя книжные иллюстрации, сатирические журнальные и газетные рисунки, станковые листы, эскизы костюмов и декораций, политическую карикатуру и плакат…
Плакат, кстати, являлся одной из важных областей творчества художника. Традиции реалистической сатирической графики журнала “Молла Насреддин” и других дореволюционных юмористических журналов, в которых Азимзаде активно печатал свои творения, были удачно использованы им при создании первых произведений плакатного искусства. Будучи противником религиозной косности и тупости, почти половину всех плакатов Азимзаде посвятил антирелигиозной пропаганде.
Образы его плакатов – не придуманные, они постоянно встречались ему в жизни, оставалось только перенести на бумагу свои впечатления. Социальной тематики в плакатном творчестве Азимзаде также касался.
Так, один из его плакатов 1925 г. изображает крестьянина с вилами, выбрасывающего из села расхитителя народного добра. Однако исторической точности ради стоит отметить, что плакаты Азимзаде не только бичевали пережитки прошлого, в них отводилось место и положительным героям. Художника более всего занимают образ человека-героя, его психологическая характеристика.
Первые плакаты Азимзаде экспонировались в 1933 г. на выставке азербайджанских художников в Москве и получили высокую оценку центральной прессы. Еще одно направление творческой деятельности Азимзаде – это работа для театра. В первой половине 20-х гг. художник оформлял спектакли в бакинских театрах: создавал эскизы декораций и костюмов.
Например, в Сатир-агиттеатре (так назывался в те годы будущий театр Русской драмы) Азимзаде оформил спектакли “Колесо Фортуны” Сулеймана Ахундова (Сани) и “Саботажники” Мамеда Саида Ордубади. В Азербайджанском драматическом театре он выполнил эскизы костюмов для пьес “В 1905 году” Джафара Джаббарлы и “Шейх Санан” Гусейна Джавида.
Все искусствоведы едины во мнении: творчество Азимзаде сыграло большую роль в развитии театральной живописи Азербайджана. Однако основное место в творческом наследии Азимзаде занимают все-таки карикатуры. В этом жанре он был поистине непревзойденным мастером.
Издание журнала “Молла Насреддин” возобновилось в 1922 г. Издателем и главным редактором журнала был талантливый писатель и публицист Джалил Мамедкулизаде. И как раз с 20-х гг. начинается наиболее плотное и плодотворное сотрудничество Дж.Мамедкулизаде и Азимзаде, который стал главным художником журнала. Именно его творчество определяло художественное лицо “Моллы Насреддина”, в котором основное место продолжали занимать его рисунки и карикатуры.
В области книжной графики в творчестве Азимзаде особое место занимают 56 цветных литографий для собрания сочинений народного поэта М.А. Сабира “Хоп-хоп наме”. Эти иллюстрации раскрывают саму идейную сущность произведения поэта, его ярый протест против социальной несправедливости и угнетения трудящихся, против религиозного и социального мракобесия.
Кроме иллюстраций к Сабиру, Азимзаде создал также яркие и выразительные серии рисунков к рассказам “Авось, и возвратят” Дж. Мамедкулизаде, “Мои олени” и “Письма из ада” Абдуррагим бека Ахвердиева, “Святилище” Наримана Нариманова и другим литературным произведениям.
Отдельно хочется отметить иллюстрации к замечательной и крайне интересной книге “Старый Баку” Гусейнкули Сарабского. Этот выдающийся оперный певец был еще и талантливым писателем, оставившим нам крайне любопытный труд, который привлечет всех, интересующихся историей Баку.
Детская аудитория также не была забыта, и в 1927 г. Азимзаде создал красочные иллюстрации к детским сказкам в стихах “Буйный вол” Гаджи Керима Санылы. В 1937 г. был издан альбом “Тени прошлого” с 26 рисунками, расположенными на разворотах страниц. В этих рисунках автор раскрыл перед зрителями сцены из жизни провинциального капиталистического города, во многом сохранившего черты феодальных отношений.
В 30-х гг. основное место в творчестве Азимзаде занимают станковые сюжетно-тематические серии. К лучшим жанровым акварелям художника следует отнести листы из серии “Сцены старого быта”. Названия произведений говорят сами за себя: “Свадьба у богатых”, “Свадьба у бедных”, “Рамазан у богатых”, “Рамазан у бедных”, “Покупка жены”, “Старая и новая жены”, “Избиение жены мужем”, “Травля собак”, “Родилась дочь” и другие.
Эти работы невероятно эмоциональны, что создается не только за счет точного рисунка, но в большей степени благодаря очень выразительной цветовой гамме. Цвет в его акварелях, как подмечают многие искусствоведы, создает определенное настроение, облегчает восприятие изображенной сцены.
А сцены эти полны той самой жизни, которая окружала Азимзаде – со своей несправедливостью и нелепостью, косными обычаями и замшелыми представлениями, отсталостью и жаждой наживы. Все эти пороки находят отражение в его произведениях и беспощадно высмеиваются. А потом началась Великая Отечественная война.
Азимзаде, патриот своей страны, безусловно, не смог остаться в стороне. Ему было уже немало лет, и на фронт его бы не взяли, но кто сказал, что нельзя в тылу приносить пользу своей армии? И Азимзаде, как и большинство советских художников, принимает активное участие в создании агитплакатов для “Агитокон”.
Эти плакаты стали таким же оружием, как пушки и винтовки, потому что поднимали боевой дух бойцов и тружеников тыла. Красочные, четкие и лаконичные “Агитокна” были дополнены стихотворными текстами на азербайджанском и русском языках. Тексты для плакатов, чаще всего в стихотворной форме, сочиняли такие прославленные литераторы, как Нигяр Рафибейли, Сабит Рахман, Мир Мехти Сеидзаде, Юрий Фидлер, Георгий Строганов и другие писатели и поэты. За два года войны Азимзаде создает свыше полусотни карикатур. Его антифашистские карикатуры представляют собой новый этап творческого развития художника.
Учитывая особую важность политической сатиры в годы войны, Азимзаде предельно заостряет приемы шаржа, усиливает звучание и значение цвета. Малочисленность персонажей, изображенных обычно крупным планом на фоне белого листа, отличает эти рисунки от работ предвоенных лет на исторические и бытовые темы с их сложными многофигурными композициями. Можно смело сказать, что Азимзаде был одним из выдающихся карикатуристов, творивших в стиле антифашистской карикатуры, причем не только в Азербайджане, но и во всем СССР. И, несомненно, внес своим творчеством весомый вклад в дело поднятия боевого духа.
Особое внимание обращает на себя антифашистская карикатура “На развалинах Рейхстага”, созданная еще в 1942 г. На шпиле разрушенного замка сидит понурый фашистский орел со свастикой на боку и плачет кровавыми слезами. Некоторые шутили, что это не слезы – это орлу “набили морду”. Очень выразительное произведение – и с точки зрения графики, и с точки зрения цвета, который как нельзя лучше передает настроение. Однако во время Великой Отечественной войны Азимзаде не забывает и о книжной графике.
В 1942 г. он создает красочные иллюстрации к народной сказке “Хоруз”, в которой повествуется о жизнелюбивом петухе, побеждающем шаха.
Кроме этого, Азимзаде продолжает преподавательскую деятельность в художественном училище, которое впоследствии было названо его именем, а также трудится на посту председателя Союза художников Азербайджана. К сожалению, Азим Азимзаде не дожил до дня Великой Победы – он скончался в 1943 г. в полном расцвете творческих сил в возрасте 63 лет.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.