Азербайджанский музей ковра в этом году отмечает свое 50-летие. На момент создания он был первым музеем ковра в мире, а сейчас является одним из крупнейших музеев страны, в котором собрана одна из самых богатых в мире коллекций ковров и ковровых изделий.
К юбилейной дате Азербайджанский музей ковра приурочил празднование годовщины со дня рождения художника и исследователя ковра Лятифа Керимова, выставку «Новые жемчужины коллекции» и «круглый стол» «Текстильные коллекции музеев», передает Day.Az.
Выставка «Новые жемчужины коллекции» представит публике наиболее ценные из новых экспонатов, поступивших в его фонды за последние два года — то есть, начиная с того времени, когда здесь была разработана новая стратегия по сбору музейных коллекций.
Открытие выставки состоялось 16 ноября. Она располагается на втором и третьем этажах музея.
В течение последних двух лет Азербайджанский музей ковра приобрел (купил или получил в дар) 44 экспоната, среди которых — ковры, предметы национальной одежды, ювелирные украшения, образцы вышивки, батик, предметы из археологических раскопок. Возраст экспонатов существенно варьируется — от вещей, датируемых далекими историческими эпохами, до произведений современности.
На выставке представлено 7 ценных экспонатов из этого списка. Среди них — ювелирные изделия, отличающиеся тонкостью отделки, редкие предметы национальной одежды и большой ценности ковер «Шамахы», изготовленный в Ширване в конце XVII — начале XVIII века.
Ковер «Шамахы» принадлежит на данный момент к числу наиболее древних экспонатов в коллекции ворсовых ковров музея. Помимо своей исторической и художественной ценности, данный ковер интересен еще и тем, что стал первым экспонатом в истории Азербайджанского музея ковра, приобретенным музеем на зарубежном аукционе. Ковер был приобретен в 2017 году у Австрийской аукционной компании (AUSTRIA AUCTION COMPANY).
По своим техническим особенностям, орнаменту, колориту и другим параметрам этот ковер уникален. Его плотность — 44×46 узлов на квадратный дециметр. Нити утка и основы — шелковые, а ворс — шерстяной. Размеры ковра — 195×430 см. Его композиция построена на основе композиций «Бянди-руми» и «Ханалы», а колорит складывается из таких оттенков, как синий, бежевый, бордовый, зеленый, голубой, коричневый, горчичный и черный.
В композиции ковра, которая состоит из листьев, пальметт и орнамента «ислими», нашли свое отражение и дух дворцовых ковров Сефевидской эпохи, и влияние строгих геометризованных орнаментов Ширванской группы. Ковры такого типа, датируемые XVII веком, дошли до нашего времени, как правило, во фрагментарном состоянии. Их в мире очень мало, и находятся они по большей части в частных коллекциях и крупных музейных собраниях. Так что данный ковер, сохранившийся целиком, представляет собой большую редкость. Он носит следы неоднократной реставрации, что говорит о его ценности для бывших владельцев.
Приобретение этого ковра и возвращение его на Родину — событие огромной важности для азербайджанской культуры и искусства. Много лет пребывавший на чужбине, он наконец-то вернулся домой, став значимой частью музейной коллекции.
Еще одним интересным экспонатом, появившимся в музее в последние годы, являются парные украшения для тыльной стороны кистей рук, применявшиеся в предсвадебной церемонии «хнайяхты» (Карабах, XIX век). Они сшиты из бархата и отделаны золотошвейной вышивкой, бахромой и штампованными золотыми бляшками.
Также в последнее время фонд музея обогатился такими предметами национальной одежды XIX века, как мейзяр (парадный передник для свадебного обряда) и бахари (женская верхняя одежда) из кашмирской шали с вышитым на нем именем владелицы и датой, что является большой редкостью.
И, наконец, существенное пополнение произошло в коллекции ювелирных изделий. Наиболее видными экспонатами из вновь поступивших являются предметы XIX — начала XX века: две пары золотых серег — из Баку и Нахчывана, а также отделанный золотой филигранью сурмадан (палочка для сурьмы) из Южного Азербайджана.
На выставке гостям будут также представлены предметы из личного архива видного ученого-этнографа Гасана Гулиева, переданные в 2017 году его семьей в дар музею. Это брошюры советского времени за его авторством (одна из них была издана к I симпозиуму по ковру, который прошел в Баку в 1983 году), библиографические ценности — книги по этнографии народов Кавказа из его личной библиотеки, а также переснятые им собственноручно в российских музеях дореволюционные фотографии (в основном, Д.И.Ермакова), отражающие костюмы и быт кавказцев. Главной же ценностью архива являются рукописи самого ученого, и прежде всего — его экспедиционные дневники с записями о поездках в регионы Азербайджана.
Кроме этого, в рамках выставки будет показана ретроспектива архивных снимков, отражающая обширную и плодотворную деятельность человека, сыгравшего видную роль в судьбе Азербайджанского музея ковра — его первого директора Азиза Алиева, 100-летие которого отмечается в нынешнем году.
К юбилею Азербайджанского музея ковра также приурочен «круглый стол» «Текстильные коллекции музеев», который собрал специалистов со всей страны. Сегодня на третьем этаже экспозиции музея специалисты обсудили вопросы хранения, экспонирования, консервации и реставрации ковров, ковровых изделий, образцов тканей и национальной одежды.
На мероприятии было обсуждено создание Сети текстильных музеев (Textile Museums Network), назначение которой — установление связей между текстильными музеями мира, их ассоциациями и сообществами, обмен опытом и информацией, проведение научных конференций, выставок, семинаров, мастер-классов, фестивалей и других мероприятий в музеях, хранящих коллекции текстиля.