Азербайджанские творцы шушинских святынь: экскурс в историю

Жемчужинам азербайджанского зодчества — шушинским мечетям Юхары Гевхар-ага и Ашагы Гевхар-ага в этом году исполняется 135 и 145 лет.

Строительство святынь было завершено в последней трети XIX века, хотя фундамент был заложен много раньше. Верхняя (Юхары) мечеть Гевхар-ага начала возводиться еще во время правления карабахского хана Ибрагимхалил хана, в 1768-1769 годах, а Нижняя (Ашагы) мечеть Гевхар-ага — в середине XIX века.
Обе мечети являются неотъемлемой частью богатейшего культурного наследия азербайджанского народа. Но в конце ХХ века им, как и тысячам других памятников нашей культуры, располагающихся на оккупированных вооруженными силами Армении территории Азербайджана, была уготована печальная участь. Армянские агрессоры довели их до состояния практически полной разрухи, что не помешало оккупантам в последние годы якобы озаботиться вопросом реставрации памятников.
Справедливое возмущение в Азербайджане вызвало недавнее сообщение оккупационного режима Нагорного Карабаха, так называемой «НКР», о намерении отреставрировать ряд памятников культуры, включая Шушинскую крепость и мечеть Гевхар-ага.
Разумеется, наивно полагать, что оккупантами, изгнавшими с захваченных азербайджанских земель все местное население, осуществившими против него акты жесточайших этнических чисток и геноцида, планомерно стирающими все следы азербайджанской культуры или присваивающими себе ее бесценные образцы, движет благородное чувство сохранения выдающихся памятников азербайджанской архитектуры. Цель ставится как раз-таки противоположная, о чем свидетельствуют откровенные установки армянских оккупантов касательно восстановления «иранских», «персидских» или, в лучшем случае, «мусульманских» памятников, но без какой-либо привязки к Азербайджану. Дескать, в Карабахе и в частности в Шуше нет и не было ничего азербайджанского…
Однако армянским агрессорам не дано уничтожить саму историческую истину, доказать, что памятники культуры в захваченном ими Карабахе не имеют никакого отношения к Азербайджану. Ибо все эти памятники — сохранившиеся и разрушенные — взывают из глубины веков нетленной правдой о своей азербайджанской, тюркской сущности.
Сама история свидетельствует об этих памятниках, в том числе и о Верхней и Нижней мечетях Гевхар-ага, как о выдающихся произведениях культуры азербайджанского народа — подлинного хозяина Карабаха. Достаточно напомнить о личностях, внесших в их создание первостепенный вклад.

 

Гевхар-ага – жемчужина Карабаха
Строительство мечетей Гевхар-аги связано, как и следует из их названия, с именем одной из выдающихся женщин XIX века — Гевхар-ага (полное имя — Гевхарниса бейим). Она была внучкой основателя Карабахского ханства Панахали хана Джаваншира, дочерью его преемника Ибрагимхалил хана и сестрой последнего карабахского хана Мехдигулу хана.
Гевхар-ага родилась в 1790 году — в эпоху, предшествовавшую российскому завоеванию северо-азербайджанских земель. Юной ее выдали замуж за шекинского хана Джафаргулу хана, однако в 1814 году она овдовела. Через некоторое время Гевхар-ага вступила в брак со своим двоюродным братом Ханкиши беком Джаванширом.
Гевхар-ага славилась чарующей красотой. Поговаривали, что к ней сватались даже венценосные особы из соседних государств, а ее согласие выйти замуж за богатого, но недалекого умом Ханкиши бека глубоко опечалило поэтов Карабаха. Те называли Гевхарнису бейим «жемчужиной» и прочили ей куда более ослепительное замужество.
В начале 1830-х, после смерти Ханкиши бека, Гевхар-ага стала владелицей его имущества. Но она и без того обладала немалыми средствами, так как после упразднения ханской власти русское правительство сохранило за Гевхар-ага ее наследственные права. Благодаря этому она осталась владелицей 10 селений и кочевьев. Кроме того, Гевхар-ага получала пенсию почти в тысячу рублей серебром в год. Однако ее жизненные ценности определяли отнюдь не материальные блага…
Гевхар-ага вела активную благотворительную деятельность, прославившую ее как покровительницу поэтов, ученых, деятелей искусства.
Будучи глубоко верующим человеком, она уделяла огромное внимание строительству мусульманских храмов. В этом ракурсе и стоит отметить ее вклад в сооружение мечетей, в названиях которых навеки запечатлелось имя самой Гевхар-ага.
Наследница карабахских ханов в 1866 году взялась за восстановление обветшавшей Соборной (Джума) мечети города Шуша, которая была построена в 1768-1769 годах ее отцом Ибрагимхалил ханом на основе заложенной Панахали ханом мечети из камыша.
Величие Джума-мечети можно узреть на знаменитом полотне русского художника Василия Верещагина. Гевхар-ага добилась практически полного восстановления оригинала, но в еще более внушительном виде. Известный летописец Мирза Джамал Джаваншир (был последним визирем Карабахского ханства) отмечал, что мечеть после восстановления стала «красивее прежнего».
Новое здание было расписано стихами из Корана, а также заветами самой Гевхар-ага.
Еще один примечательный момент: орнамент и надписи на втором этаже мечети и на минаретах были расписаны известным поэтом и художником-графиком Мир Мохсуном Наввабом. Часть мечети была отведена для медресе, в помещении которой еженедельно выдавалась помощь неимущим, а также выплачивалось жалованье чтецам Корана и муэдзинам.
Джума-мечеть вновь предстала перед взорами шушинцев в 1885 году. Расположенная в одном из восьми верхних кварталов города, она стала называться Верхней (Юхары) мечетью Гевхар-ага.
Другим творением наследницы карабахских ханов стала Нижняя (Ашагы) мечеть Гевхар-ага, располагавшаяся в одном из нижних кварталов Шуши. Ее строительство было завершено в 1875 году.
Согласно тексту вакфнаме, высеченному на главном фасаде мечети, Гевхар-ага завещала все свое недвижимое имущество (земли, сады, лавки) построенным ею двум мечетям и двум медресе. До конца своей долгой жизни (98 лет) она оплачивала расходы медресе и обеспечивала их библиотеки книгами по шариату и общественным наукам.
Показателем выдающейся благотворительной деятельности Гевхар-ага было и открытие лечебницы «Дар ул-Шафа» для больных странников.
Кроме того, как свидетельствуют документы 1852-1860 годов, она являлась членом Шамахинского отделения женского благотворительного общества Святой Нины.
Гевхар-ага занималась и литературной деятельностью. Но ее вклад в азербайджанскую поэзию не ограничился лишь написанием стихотворений. Гевхар-ага была тетей крупнейшей азербайджанской поэтессы XIX века — Хуршудбану Натаван, в личностном воспитании которой она сыграла очень важную роль. Именно Гевхар-ага, как пишут исследователи, привила Хуршудбану любовь к музыке, литературе, живописи.
Архитектор Карабахский
Рассказывая о мечетях, построенных Гевхар-ага, нельзя не упомянуть еще об одной уникальной личности — архитекторе Кербалаи Сафихане Карабаги (1817-1910). Именно ему, крупному азербайджанскому зодчему своего времени, Гевхар-ага доверила проектирование своих «храмовых» замыслов.
Здания обеих мечетей Гевхар-ага — и Верхней, и Нижней — содержат надписи по-арабски о том, что их «сделал Кербалаи Сафихан, архитектор Карабахский».
Кербалаи Сафихан Карабаги являлся представителем Карабахской архитектурной школы — одной из самых самобытных и ярких архитектурных школ Азербайджана. Он спроектировал и отреставрировал много зданий, включая мечети не только в Шуше, но и в Барде, Агдаме, Физули, селениях Горадиз и Гочахмедли, а также Татарскую мечеть в Одессе и мечеть Гарабаглылар в Ашхабаде, в строительстве которых им были использованы оригинальные приемы, присущие традиционному азербайджанскому зодчеству.
Мечети Гевхар-ага — достояние Азербайджана и его народа — продолжают пребывать под пятой армянских оккупантов, доведших их до полуразрушенного состояния. Как и огромное множество других свидетельств богатейшего культурного наследия, эти мечети ждут великого часа своего освобождения — полного и безоговорочного возвращения Карабаха в лоно Азербайджана. В этом — единственный шанс на их спасение, когда им уже не будут угрожать никакие вражеские измывательства, попытки окончательного уничтожения или обезличивания под предлогом якобы «реставрационных работ».
Натиг Назимоглу

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.