Азербайджан во время Великой отечественной! Это надо знать! Это надо помнить!

При общей численности населения в 3,4 млн человек (по состоянию на 1941 год) от Азербайджанской ССР на фронт были призваны 681 тыс. человек, в том числе 10 тыс. женщин. 300 тыс. граждан СССР, призванных из Азербайджана, погибли на полях сражений. Для воинских частей были подготовлены 15 тыс. медсестёр и сандружинниц, 750 связистов, 3 тыс. шофёров. В войне также участвовали азербайджанские женщины, среди которых партизанка Алия Рустамбекова, снайпер Зиба Ганиева, зенитчица Алмаз Ибрагимова, капитан морского парохода Шовкет Салимова и многие другие.
Основными местами сражений солдат из Азербайджанской ССР были бои за Брестскую крепость, оборона Ленинграда, оборона Москвы, битвы за Сталинград,Кавказ, Курская дуга. На Украине в основном на Крымском полуострове, а также в освобождении Прибалтики и Восточной Европы и битва за Берлин.
Национальные воинские подразделения РККА
На территории Азербайджанской ССР было создано:
· 87 батальонов,
· 1123 отряда самообороны.
Сформированы:
· 77-я стрелковая дивизия,
· 223-я стрелковая дивизия,
· 396-я стрелковая дивизия,
· 402-я стрелковая дивизия,
· 416-я стрелковая дивизия.
Части и соединения, в которых присутствовала значительная доля уроженцев Азербайджана.[15]
· 416-я стрелковая Таганрогская Краснознамённая Ордена Суворова дивизия,
· 76-я горнострелковая Краснознамённая дивизия им. К. Е. Ворошилова (позднее 51-я гвардейская стрелковая Таганрогская ордена Ленина Краснознамённая Ордена Суворова дивизия),
· 77-я стрелковая Симферопольская Краснознамённая Ордена Суворова дивизия,
· 223-я стрелковая Белградская Краснознамённая дивизия,
· 227-я стрелковая Краснознамённая Темрюкская дивизия,
· 271-я стрелковая Горловская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия,
· 402-я стрелковая дивизия,
· 396-я стрелковая дивизия.
Каспийский флот Азербайджана
До начала Великой Отечественной войны первое место по грузообороту занимал Каспийский флот. По Каспийскому морю перевозилась примерно одна треть грузов, транспортируемых по всем морям СССР. Это объясняется прежде всего близостью к морю нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, хлопковых баз. Подвоз в районы Кавказа и Средней Азии леса и хлеба, доставляемых на Каспий по Волге и Уралу также обусловливал высокий уровень грузооборота. Основными грузами, определяющими значение Каспийского моря, являлись нефть и нефтепродукты, которые в основном шли из Баку в Астрахань для дальнейшего следования вверх по Волге в различные районы СССР. Азербайджанский участок, особенно Баку-Баладжарский узел, находящийся на стыке железнодорожных и водных путей, являлся важнейшим звеном на Закавказской железной дороге.
По этой железнодорожной магистрали бакинская нефть отправлялась во все концы Советского Союза. Кроме того, по ней осуществлялось снабжение народного хозяйства Азербайджанской ССР из центральных районов СССР. Бакинский порт отличался высокой интенсивностью переработки грузов и большой пропускной способностью. Основным содержанием работы порта являлась отправка нефти на Волгу.
Нефтяная промышленность.
До начала Великой Отечественной войны Азербайджанская ССР была локомотивом отрасли: главным поставщиком нефти и нефтепродуктов, кузницей специалистов в нефтяной отрасли, изготовителем нефтяного оборудования. Несмотря на военные действия, Баку оставался главным поставщиком горюче-смазочных материалов. В годы войны азербайджанские нефтяники производили до 80 % топлива всей страны. В первый год войны отправили 23,5 млн тонн нефти. Всего же 75 млн тонн нефти было отправлено на военные нужды в период Великой Отечественной войны. 94% нефтяной продукции производилось в Азербайджане.(Маршал Советского Союза Георгий Жуков:
Нефтяники Баку давали фронту и стране столько горючего, сколько нужно было для защиты нашего Отечества, для быстрой победы над врагом.
Бывший посол России в Азербайджане Василий Истратов:
Без природных ресурсов Азербайджана не было бы победы в Великой Отечественной войне.
Н. К. Байбаков:
Советская боевая машина на 75—80 % приводилась в движение благодаря доблестному труду бакинцев. От их работы во многом зависела судьба войны. Не являясь прифронтовым городом, азербайджанская столица через нефтяные артерии ежечасно была связана с действующими частями Красной армии, по существу являясь тыловой частью её фронтов.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в своём письме в ЦК Компартии Азербайджанской ССР писал:
В каждом боевом ударе бесстрашных соколов, в каждом рейде советских танкистов, в каждой победе над немецко-фашистскими силами немалая доля успеха принадлежит бакинским нефтяникам.
28 апреля 1945 года маршал Советского Союза Фёдор Толбухин в своей статье под заголовком «Слава азербайджанскому народу» писал:
Красная армия в долгу перед азербайджанским народом и отважными бакинскими нефтяниками за многие победы, за своевременную поставку наступающим частям качественного топлива. Бойцы нашего фронта под Сталинградом, на Дону и в Донбассе, на берегах Днепра и Днестра, в Белграде, под Будапештом и Веной с благодарностью вспоминают азербайджанских нефтяников и приветствуют отважных тружеников нефтяного Баку.
Маршал Советского Союза Семён Будённый, приехавший в Баку после войны, сказал журналистам:
Не будь вашей нефти в войне, вряд ли мы могли пойти далеко с помощью кавалерии.
Первый секретарь посольства Республики Беларусь в Азербайджане Глеб Красневский:
Именно азербайджанская нефть стала одним из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне.
В район «Второго Баку» (Башкортостан, Куйбышевская и Пермская области), для создания там новых промыслов и заводов были вывезено оборудование, специалисты и их семьи. Так, в Стерлитамак был переброшен бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Пермь — завод имени Мясникова, в Сарапул — завод имени Дзержинского, а в Ишимбай — Государственный союзный машиностроительный завод имени Сталина. Осенью в Поволжье был переброшен трест «Азнефтеразведка», организацией его деятельности на новом месте занимался известный нефтяник А. Ф. Рустамбеков
Химическая промышленность
Заводы химической промышленности также были переориентированы на выпуск продукции военного назначения и прочего инвентаря. На данных заводах было налажено производство противопожарного оборудования и инвентаря, освоен процесс пропитки защитной одежды. Производство продукции для нужд фронта было налажено и в подсобных цехах заводов, где было освоено производство, к примеру, пластмассовых и целлулоидных деталей. Заводы по металлообработке в годы войны стали изготовлять армейские котелки, противопожарный инвентарь, подковы военного образца, детали для повозок, окопные печи.
Пищевая промышленность
Предприятия мясо-молочной промышленности Азербайджана сумели освоить выпуск ряда новых видов препаратов, ранее ввозившихся из-за границы. На базе использования местных сырьевых ресурсов был организован завод медицинских препаратов. Мясокомбинаты города Баку в годы Великой Отечественной войны перешли на выпуск стерильной желатины в ампулах, животный активированный уголь, тональбин и другие препараты.
Местная промышленность
Работники местной промышленности и промысловой кооперации также целиком переключились на производство предметов военно-хозяйственного снабжения. В кратчайший срок оборудование этих предприятий было приспособлено для выпуска новой продукции, необходимой фронту (обозно-вещевое и хозяйственное имущество для Красной армии, мебель и бельё для госпиталей, противопожарные средства, инвентарь для оборудования убежищ и т. д.).
За время Великой Отечественной войны предприятия местной промышленности Азербайджана освоили около 200 новых видов различной продукции. По заданию военного ведомства предприятия местной промышленности и промкооперации в короткие сроки освоили массовый выпуск валенок, варежек, шерстяных носков для бойцов Красной армии. Мебельная фабрика, прежде выпускавшая мебель для школ и ширпотреба, в дни войны стала изготовлять повозки. В связи с отсутствием собственной механической базы и рабочих соответствующей квалификации, фабрике пришлось кооперироваться с другими предприятиями Баку.
Военно-промышленный комплекс
Снаряды для «Катюш» производились в Баку, выпуск производился на заводе Металлопластмасс.
В Азербайджанской ССР производилось свыше 130 видов вооружений и боеприпасов.
Из личных запасов жителей Азербайджанской ССР было собрано и было передано в фонд обороны 15 кг золота, 952 кг серебра, 320 млн рублей, 25 тысяч рублей в Фонд создания танковых колонн и авиаэскадрилий внёс композитор Узеир Гаджибеков, 30 тысяч рублей — 90-летняя колхозница из Агдамского района Саадат Наджаф гызы. Также на фронт было отправлено 1,6 млн единиц необходимых товаров, 152 вагона тёплой одежды. К лету 1942 года в Ленинград азербайджанскими предприятиями были отправлены 2 вагона икры, 40 тоннсухофруктов, 12 вагонов томата-пюре, соков и других продуктов питания, а также медикаменты и перевязочные материалы. Значительная помощь медикаментами, продуктами питания и другими материалами была оказана Ставропольскому краю, Ленинграду, Краснодарскому краю.
Як-3 производились в Бакинскомпосёлке Кешля
Бакинские предприятия принимали активное участие в восстановлении ДнепроГЭС, порта Азов и других важных объектов. В годы Великой Отечественной войны в Баку и по всей республике, действовали десятки военных госпиталей. По официальным данным госпитали Азербайджанской ССР вернули в строй полтора миллиона советских солдат, многие из которых после войны остались в Азербайджане. В бакинском посёлке Кешля (Кишлы) функционировали два авиазавода, закодированные под номерами «168» и «458». На этих беспрерывно работавших предприятиях производились самолёты-истребители типа УТИ-4 и Як-3, а также сани для военных аэропланов. В Баку изготавливались и реактивные снаряды для легендарных «Катюш», выпуск реактивных снарядов легендарной «Катюши» производился на заводе «металлопластмасс». В этот период в городе Кировабад действовал крупный авиаремонтный завод. В годы войны здесь было отремонтировано и отправлено на фронт 782 самолёта различных типов, а также свыше 1550 авиадвигателей и других запчастей.
Кямран Рустамов.
Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий