Медь была известна в Азербайджане уже в эпоху энеолита (VIIV тыс. до н.э).
В энеолитических памятниках Азербайджана – Кюльтепе, Чалаган-тепе, Аликомектепеси, Гаргалартепеси, Гёйтепе были обнаружены медные изделия, большинство которых составляли бусы и другие украшения, а также орудия труда.
Горы Малого Кавказа в пределах Азербайджана – Шахдагский и Зангезурский были богаты месторождениями меди, однако чистой самородной меди для нужд развивавшегося и расширявшегося медного производства оказалось недостаточно. Поэтому уже в конце энеолита появляются горны для плавки руды, ознаменовавшие получение медных сплавов.
Различные медные сплавы использовались в древности главным образом для получения латуни и бронзы. В результате изготовление медной посуды и других бытовых предметов путем ковки утратило значение, уступив место литейному промыслу.
Оружие, орудия труда и предметы быта из более твёрдых по сравнению с медью бронзы и латуни оказались прочнее и долговечнее. Это событие, имевшее место в конце IV тыс. до н.э., ознаменовало начало периода бронзовой металлургии в Азербайджане и сыграло величайшую роль в развитии материальной культуры. Однако упадок бронзовой металлургии в раннем железном веке (конец II нач. I тыс. дo н.э.) возродил спрос на медные изделия.
Сверху: Тайгуб (кружка) и долча (жбан), XIX в. Снизу: Серпуши (крышка для плова), Лагич. XIX в
В античную эпоху развитие городской культуры и усиление социального расслоения стимулировали спрос на медные изделия. В результате изготовление медной посуды в Азербайджане выделилось в особое ремесло «мисгерлик», т.е. медное дело.
В средние века с дальнейшим развитием аристократического быта с его роскошью появились новые типологические разновидности медной посуды, обладавшие высокими художественными достоинствами, что закономерно вызвало совершенствование традиционного медного ремесла.
В позднее средневековье медные мастерские (мисгярхана) в Азербайджане действовали, как правило, в городах – центрах ремесла и торговли. Основными центрами долгое время являлись такие важные города как Тебриз, Ардебиль, Марага, Салмас, Хой, Нахчыван, Джульфа, Барда, Гянджа, Баку, Шамаха, Шеки, Дербенд, несколько позже – Губа и Шуша.
В этот период важным центром традиционного медного ремесла было знаменитое горное селение Лагич, где больше половины мужского населения зарабатывало на жизнь медным и связанными с ним производствами. О широком распространении здесь медного ремесла свидетельствует и то, что некоторые лагичские медники открыли свои мастерские вблизи медных рудников.
Лагичские мастера изготовляли медную посуду широчайшего ассортимента. Лагич как центр медного ремесла задавал тон в медном промысле Азербайджана, определял его стиль и характер. Это небольшое селение в отрогах Большого Кавказа являлось своего рода академией азербайджанского медного ремесла. Согласно источнику начала XIX века, Лагич снабжал медной посудой не только Азербайджан, но также Дагестан и Иран.
Посуда для приготовления еды: газан (котел), меджмеи (поднос), чомче (половник). Шеки, XIX в.
В 1830-е годы здесь действовали 52 медные мастерские, что значительно превышало число таких ремесленных заведений в городах Северного Азербайджана, вместе взятых. Для сравнения укажем, что в этот период в Гяндже и Шамахе действовало по 6 мастерских, а в Баку были два медника. Немногочисленные медные мастерские действовали также в Нухе (Шеки), Губе, Лянкяране и других городах.
К середине XIX века в некоторых городах Азербайджана отмечается рост числа медных мастерских. Причиной этого стали стабильность и спокойствие после аннексии региона Российской империей, рост доли городского населения, относительное оживление экономики, а также увеличение спроса на разнообразные медные изделия местных мастеров. К концу 1850-х годов только в Гяндже было 20 медников, в Шуше – 11.
Азербайджанские медники издавна использовали сырье главным образом из местных рудников, а также покупали медь из России. С вступлением в строй медных рудников Гедабека в 1855-1856 гг. азербайджанские мастера стали приобретать сырье главным образом с медеплавильных заводов Гедабека и Зангезура.
Несмотря на достаточное количество сырья, к концу XIX столетия отечественное медное ремесло стало проявлять признаки упадка. Тем не менее вследствие неповторимого колорита продукции азербайджанских медников, а также малого пока что количества на рынке заводской медной посуды кустарные медные мастерские в Азербайджане, в первую очередь в селе Лагич, действовали ещё довольно долго.
Инструменты лагичских медников
Используя ручной труд, азербайджанские медники тем не менее сумели достичь высокой производственной культуры. В соответствии с требованиями горячей и холодной ковки в традиционных мастерских использовали захватывающие, бьющие, сжимающие, режущие, жмущие, полирующие инструменты. Особо важными среди приспособлений и орудий труда, употребляемых в процессе производства медных изделий, являлись горн, наковальни различной формы, молотки, клещи, ножницы, тиски, пилы, зубила, сверла, точильные станки.
Кусковую или листовую медь в горне мастер медник плавил с участием ученика и подмастерья. Расплавленную медь разливали половником в 5-6 различным глиняных форм, где она затвердевала и принимала форму круглой болванки, называемой «гырс». Затем ее плющили, чтобы получить круглые и тонкие пластинки.
Одним из самых тяжелых и трудоёмких технологических процессов было плющение медного сплава на наковальне. В результате этой операции, которую выполняли одновременно 12-13 человек, круглые и толстые «гырс» сплющивали до “лепёшки”, именовавшейся «гирдебур», а ещё более тонкую пластину называли «лаваша». Заготавливали «лаваша» столько, чтобы хватило на 1-2 месяца работы. Мастер имел обычно 1-2 подмастерьев и учеников. Неглубокие сосуды, изготовлявшиеся прямой ковкой «лаваша», именовали «харе», а более глубокие и сложной формы – казаны, кувшины, жбаны, ведра, подойники, требовавшие ряда дополнительных технологических процессов «изафе».
Как правило, посуду этой последней категории изготовляли путем припаивания друг к другу заранее изготовленных отдельных составных частей (дно, тулово, горловина, носик).
В традиционном медном ремесле применяли два способа припаивания: «гарагайнаг» оловом и свинцом и «мисгайнаг» цинком, латунью и канифолью. После припаивания части медных изделий их обрабатывали на точильном станке – «чарх» для сглаживания следов молота.
Помимо этого, часть сосудов для жидкости и подавляющее большинство столовой посуды украшали узорами, которые наносили мастера-гравёры их именовали «язычы» или «хеккак». Азербайджанские медники изготовляли широкий ассортимент типологических разновидностей медных изделий. Все они имели бытовое назначение.
Кухонная посуда: габлама, хевенг-десте (ступа и пестик),
гюлабдан (кувшинчик), тешт (таз). Шамаха, XIX в.
Кухонная посуда. Среди кухонной и столовой посуды можно упомянуть большие и малые котлы (газан, тиян, тава, тавасер), тазы (тэшт, лэен), круглые блюдца (габлама, бадья), подносы (мэджмеи). Особое значение в быту имела кухонная посуда для приготовления обеда, дошаба, варенья, кипячения молока, топления масла, В зависимости от предназначения, она была различных размеров.
Наиболее распространенный вид кухонной посуды – казан, который бывает малый, средний, дорожный, гостевой. Медные тазы служили также для жарки мяса, приготовления варений и дошаба, для замешивания теста, даже для стирки и купания. Подносы использовали для приготовления и подачи к столу ряда мучных блюд, а также в качестве крышки для котлов. Имелась вспомогательная кухонная посуда – дуршлаги (ашсюзен), половники (чёмчэ), шумовки (кэфкир), черпаки (абгерден). Столовая посуда составляет особую группу медных изделий, она представлена мисками (нимчэ), чашами (джам, каса), супниками (дехмердан, лэнгери), крышками для плова (серпуш), подносами (меджмеи, сини).
Сосуды для жидкостей. Из меди изготовляли кувшины для воды (сэхэнг, куюм, фарш), жбаны (долча), кружки (тайгулп, мэшгафа), рукомойники (афтафа, люлеин), доильники (сернидж), чайники (чайдан), кофейники (гэфэдан), пиалы (шэрбэти, масгура), кувшины для розовой воды (гюлабдан).
Бытовые предметы домашнего обихода также были разнообразными: подсвечники (шамдан), светильники (чираг), сосуды для жирового светильника (пийдан), жаровни (мангал), флакон для сурьмы (сюрмадан) и духов (этир габы), чаши весов (тэрези гёзи). Некоторые виды медной посуды для кухни и обеденного стола покрывали полудой (галай). Богатые семьи в прошлом щеголяли большими наборами медной посуды, отсутствие которой считалось признаком бедности.
С производством медной посуды тесно был связан лудильный промысел (галайчылыг). Он особенно был развит в селе Лагич. Лудильщики – лагичцы расходились по всему Азербайджану, устраивали в городах и больших селах свои лавки (галайчыхана) для лужения медной посуды, в которых работали постоянно. Наряду с ними, были “сезонники”, которые обычно работали с осени до весны.
Высокохудожественные медные изделия азербайджанских мастеров известны были не только в России, но и за ее пределами.
Ариф Мустафаев
Количество просмотров: 2 851