Азер Сафаров: «О проблемах этнокультурного образования в современной России»

22 мая в Московском педагогическом государственном университете прошла II-я Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и образование».
В 7-й секции «Теологические основания этнокультурного компонента в образовании», организованной Институтом «Высшая школа образования» МПГУ УНЦ Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики при поддержке Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, ученые и практики от образования и руководители общественных организаций обсудили актуальные проблемы современного образования, вопросы применения результатов исследований в области совершенствования системы образования.
Модератором данной секции выступил председатель Комиссии по информационной политике при правительстве Москвы Джамиль Садыхбеков.
Председатель Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка Азер Сафаров выступил на секции с докладом на тему «О некоторых проблемах этнокультурного образования в современной России».
Aзер Сафаров, представляясь участникам секции, сообщил, что многие годы был связан с российской системой образования — преподавал несколько экономических и финансово-банковских дисциплин в различных вузах Москвы, одновременно занимал руководящие должности в различных коммерческих банках, а также был Председателем Управляющего совета школы 157 с этнокультурным азербайджанским компонентом образования, и поэтому он хорошо знаком с проблемами современной российской системы образования.
«В первую очередь, хотел бы горячо поддержать два тезиса, прозвучавших в выступлениях предыдущих ораторов. Это, во-первых, необходимость сохранения богатого наследия русской культуры и русского языка, которые предают забвению и бездумному засорению англиканизмами и афроамериканизмами в невероятных масштабах, и, во-вторых, тезис о вреде так называемого модульного преподавания школьного курса «Основы мировых религий и светской этики», который ведет к разделению родителей и школьников на конфессиональной основе. Тогда как первоначально данный учебный курс создавался для того, чтобы познакомить детей с духовным наследием народов России, для межконфессиональной толерантности, готовности к общению и сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Между тем, отдельные политики, религиозные деятели и под их влиянием некоторые чиновники от образования совершают серьезные ошибки, которые провоцируют вспышки как старых болезней нашего общества, так и способствуют возникновению новых», — отметил докладчик.
Азер Сафаров привёл три характерных примера из последнего времени:
  • Попытка сокращения учебных часов русского языка для увеличения учебных часов татарского языка привела к тому, что депутаты Госдумы РФ выдвинули законопроект об ограничении изучения национальных языков до двух часов в неделю по желанию учащихся и родителей.
  • Ликвидация школ с этнокультурным компонентом образования в Москве в ходе реформы системы управления системой образования в столице, в том числе, СОШ № 157 и 1331.
  • Распоряжением министра образования Республики Дагестан наложен запрет на использование учебников азербайджанского языка, изданных в Азербайджане, для замены которых необходимо и время, и соответствующая подготовка специалистов азербайджанского языка.
Во всех вышеприведенных пунктах имеются явные и грубые нарушения конституционных прав граждан, отрицание фундаментальных принципов государственной национальной политики РФ, направленных на сохранение конфессионального и этнокультурного многообразия, о сохранении которых в своих выступлениях говорит президент России Владимир Путин.
По мнению Азера Сафарова, в ходе тысячелетнего исторического процесса формирования российской государственности было выкристаллизовано понимание необходимости нынешней национальной политики, четко сформулированной в действующей Конституции РФ, в которой зафиксировано положение о значение русского языка как общегосударственного языка, а также право на сохранение и развитие языков всех народов в России.
По мнению Азера Сафарова, вчерашняя карабахская авантюра, приведшая к развалу Советского Союза и продолжающейся до сих пор войне между Арменией и Азербайджаном, нынешний разгул непримиримого национализма и фашизма на Украине, который на глазах раздирает на куски эту страну, множество этноконфессиональных конфликтов в молодых государствах бывшего Советского Союза со всей убедительностью говорит о необходимости сохранения этноконфессионального мира для сохранения и укрепления единства многонациональной России.
Азер Сафаров обратил внимание на то, что изучение исторического опыта системы образования в передовых странах мира, обобщение результатов исследований различных наук, изучающих человеческое познание, а также анализ практики общения представителей более чем 30 народов в рамках одной лишь школы №157 с этнокультурным азербайджанским компонентом образования убедительно доказывает перспективность сохранения и развития этнокультурного образования в России. Поэтому он предложил включить в итоговые материалы конференции следующие тезисы:
  1. -признать необходимым обязательное изучение одного из языков народов России наряду с русским языком и одним иностранным языком;
  2. -подготовить и предложить для принятия в Госдуму РФ проект, соответствующий законодательным инициативам;
  3. -обратиться в Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство образования и науки о принятии и создании необходимой нормативной базы, а также учебно-методических комплексов по развитию этнокультурного образования в России;
  4. -обратиться к действующим политическим партиям и общественным организациям, чтобы они в своей повседневной деятельности обращали внимание на проблемы сохранения и развития этнокультурного образования в Российской Федерации.
С полным текстом доклада Азера Сафарова можно будет ознакомиться в сборнике научных докладов международной конференции «Когнитивистика и образование», который готовится к печати.
Пресс-служба Центра азербайджанской культуры и языка

Добавить комментарий