Ахмед бек Агаоглу — идеолог национального движения Азербайджана

В этом году были организованы и проведены серия научных мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения одного из выдающихся представителей азербайджанской общественной мысли Ахмед бека Агаоглу. 

Доктор философии по теологии, доцент, заведущий отделом «Восток- Запад» Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова НАНА Мамедали Бабашлы в интервью корреспонденту Atalar.ru рассказал о личности патриарха тюркизма.
С чем было связано такое внимание к личности Ахмед бека Агаоглу? 
—  Поводом этого служило  распоряжение, подписанное президентом Иль-хамом Алиевым в связи с проведением 150-летнего юбилея видного азербай-джанского общественного деятеля Ахмед бека Агаоглу. 
 — Что можете сказать о среде, в которой родился и вырос Ахмед бек Агаоглу? И как сложилась его далнейшая судьба в плане получения образования? 
Ахмед бек Агаев (после 1908 года чаще всего упоминался как Ахмед бек Агаоглу) родился в 1869 году в культурном центре Карабаха- городе Шуша в аристократической семье. Его дед и отец прекрасно владели арабским, фарсидским и русским языками. Для своего времени считались образованными людьми, знатоками в области теологии. По традициям того времени, сначала он тоже поступил в религиозную школу муллахана. Это дало ему возможность в совершенстве владеть арабским и персидским языками, а также богословскими знаниями. Затем продолжил учебу в русской школе, которая находилась в армянском квартале города Шуши. Кстати, он был единственным из пяти азербайджанских учеников, который смог окончить данное учебное заведение. Дело в том, что остальные его четыре однокласника не смогли вынести постоянные унижения и издевательства, побои, причиненные многочисленными армянскими учениками. После получения начального образования в русской школе Шуши он продолжил учебу в Тифлисской гимназии. Успешно завершив учебу в гимназии, в 1887 году он едет на учебу в Санкт-Петербург с целью получения образования в политехническом институте. Однако, из-за  шовинизма местных преподавателей не сбывается его мечта и тогда не унывающий Ахмед бек отправляется в Париж. При всем том, в Санкт-Петербурге он знакомится с будущими идеологами азербайджанской и тюркской общественной мысли — Али Мардан беком Топчубашевым и Али-беком Гусейнзаде. И это заложило основу их будущего сотрудничества в борьбе за национальное и этническое сознание азербайджанского народа.
— Каким образом он оказался во Франции и как отразилась Парижская научно-культурная среда в становлении его мировоззрения?
— В 1888 году Ахмед бек поступил в знаменитый университет Сорбонна и специализировался  в области права, политических наук и теологии. Одновременно являлся слушателем Высшей исследовательской школы, в которой сумел совершенствовать свои знания в области истории восточных стран и восточных языков. Таким образом, стал одним из первых азербайджанцев, которые получили образование в европейских странах. В Париже он воспринимает идеи европейского либерализма, также знакомится с известным исламским модернистом шейхом Джамаладдином Афгани (1839–1907), взгляды которого повлияли на формирование его мировоззрения. Вскоре становится автором интересных публикаций в парижских исламоведческих и политических изданиях.Также становится корреспондентом по Персии в знаменитом французском политическом издании «Журналь де Деба». Помимо того, активно сотрудничает с такими изданиями, как «Нювель Ревю» и «Ревью Блю». Главными темами публикаций Ахмед бека являются проблемы истории стран  Востока, восточной философии, культуры, литературы  и исламской религии. В свою очередь опубликовал в известных журналах Великобритании целый ряд своих статей, посвященных общественно-политическим проблемам мусульманского мира. Тогда же началось его тесное сотрудничество с издаваемой в Тифлисе газетой «Кавказ» и это сыграло огромную роль в становлении его как публициста.
В 1892 году Агаев участвует в востоковедческой конференции в Лондоне, где выступает с анализом религиозной жизни в Иране. Данное выступление привлекло внимание востоковедов  и вызвало  огромный  интерес. Также был награжден ценным подарком, врученным ему от имени шаха Ирана. К тому же, по инициативе Кембриджского университета, текст его выступления был переведен на ряд языков Европы. Следует отметить, что в те годы Агаев в своих статьях занимал проиранскую позицию, изначально считал, что Иран должен возглавить мусульманский мир. 
 А когда он вернулся из Парижа и чем занимался на родине?
— Несмотря на настоятельные рекомендации известного философа, историка и литературоведа Жозеф Эрнест Ренана (1823 г -1892) остаться во Франции в 1894 году получив известие о смерти отца, Агаев возвращается на родину. По пути на родину он посещает Стамбул, где знакомится с видными политическими и научными деятелями Оттоманского государства. Вернувшись в родной  Карабах  сначала преподает французский язык в реальном училище города  Шуша. В 1897 году по приглашению великого мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева переехав в Баку, он вместе с Али Мардан беком Топчубашевым издает газету «Каспий». Одновременно он работает преподавателем французского языка в Бакинской торговой школе. С января 1904 года Агаев становится одним из редакторов газеты «Хаят».Также участвует в создании ряда газет, таких как «Иршад» в 1905 году и «Терегги» в 1908 году. Писал он регулярно и ежедневно. По его собственному признанию, «если все написанные мною страницы поставить в ряд друг за другом, сложится дорога протяженностью от Баку до Стамбула». Статьи Агаева охватывали широкий круг вопросов политической и общественной жизни Азербайджана и мусульманского Востока того времени. Но больше всего, его привлекала тема единства мусульманских народов. Его публикации отличались тематическим многообразием и глубоким анализом, за которыми четко вырисовывался облик масштабной личности автора. Выступая за модернизацию мусульман принимает активное участие в джадидистском движении на Кавказе. В своих публикациях также выражал недовольства состоянием национального самосознания своего народа и пассивности интеллигенции.
  — Как оцениваете политическую активность Агаева в период кровавого армяно-азербайджанского противостояния 1905 года и роль  “Дифаи» в отпоре армянской агрессии?
— После начала кровавого противостояния когда стало очевидным, что царская власть занимает проармянскую позицию, особое значение имела защита интересов азербайджанского населения. С этой целью активно используя газету «Каспий» Ахмед бек остро критикует российскую сторону за необъективность в вопросах оценки характера межнациональных столкновений. Но еще большее значение имела его деятельность по мобилизации самой азербайджанской общественности на отпор армянской агрессии. Полностью разочаровавшись в способности царского правительства справиться с армянской террористической организацией «Дашнакцутюн», он приступил к созданию боевой организации, способной оказать организованный отпор врагу. В 1905 году по инициативе Агаева было создано общество «Федаи», а к осенью 1906 года последовало создание подпольной боевой организаций «Дифаи». Эта организация развернула свою деятельность главным образом в уездах Елизаветпольской губернии. Благодаря деятельности А.Агаева и других деятелей партии, «Дифаи» превратилась в мощную организацию, способную защитить азербайджанское население от армянского терроризма и его покровителей. Именно, в результате действий «дифаистов» были казнены многие армянские террористы, покровительствовавшие им царские чиновники. Действия «Дифаи» на время положили конец армянскому «беспределу» на Южном Кавказе и только тогда власти осознали, что с азербайджанцами тоже следует считаться. 
— Как можно оценить роль Ахмед бека Агаева в консолидации мусульман России? 
— Разумеется, что в первую очередь межнациональная резня 1905 года и бездействие центральных властей настораживало передовых представителей общественного движения в Азербайджане. Также сложившиеся благоприятные условия после Первой русской революции 1905–1907 гг. подтолкнули их к мысли необходимости объединения всех мусульман России в рамках единой организации. Именно, в это время общественно-политическая деятельность Ахмед бека приобретает особый размах и он становится одним из лидеров общественного движения мусульман Росcии.  Кроме I Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в августе 1905 года в Нижнем Новгороде, он был участником еще двух последующих съездов российских мусульман. Но самое главное, принимал активное участие в становлении национального самосознания всех мусульманских народов России, азербайджанского народа, в пробуждении  патриотизма и в  выработке чувств обеспечения этнической безопасности и самосохранения.
 — Тогда чем же было связано его переселение в 1909 году в Стамбул?
— После назначения  П.А. Столыпина сначала министром внутренних дел, затем председателем  Совета министров (1906-1911), был взят курс на подавление революции 1905-1907 годов. Началось преследование Ахмет бека,  ужесточилась цензура, был проведен обыск дома и стало известно о решении наместника на Кавказе графа И. И Воронцова-Дашкова добиться ареста и ссылки Ахмет бека. Опасаясь преследований за свою деятельность, Ахмед бек Агаев  в 1909 году принимает решение переехать в Стамбул.
  — Как сложилась его дальнейшая жизнь в Турции?
— Здесь он принимает активное участие и в освободительном движении, успел стать инспектором школ вагфа в Стамбуле, поработать директором библиотеки Сулеймания. Он также печатался в журналах “Халга догру”, “Сиратул-мустаким”, “Турк юрду”, и читал лекции в Стамбульском университете. Он был избран депутатом парламента Османской империи и станет ближайшим соратником одного из виднейших младотурок Ахмеда Риза паши. В 1921 году после возвращения из ссылки на Мальту, становится активным сторонником движения и борьбы под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. В Анкаре Ахмед бек становится главным редактор газеты “Хаки-мияяти-миллиее”, в 1924 году по поручению Ататюрка создает и руководит Анатолийским информационным агентством. Был дважды избран депутатом Великого национального собрания Турции от Карса. Стал одним из ближайших соратников Мустафы Кемаля, много сделал для установления дружественных контактов между Турцией и Россией. Всеми своими знаниями и способностями он стоит на защите независимости и демократии, активно участвует в создании новой государственности Турции в 1920-1930 гг. Выйдя в отставку, Ахмед бек переезжает в Стамбул, где читает лекции по истории тюркского права в университете, работает главным редактором газеты “Ачык соз”.
— Какую роль сыграл  Ахмет бек в образовании Азербайджанской Демократической Республики?
— Летом 1918 года А.Агаев назначается политическим советником командующего Кавказской исламской армией Нури Паши. После вывода турецких войск из Баку в конце 1918 года, он остается в Азербайджане. Здесь он сыграл немаловажную роль в утверждении азербайджанской государственности, создании и укреплении Азербайджанской Демократической Республики.  Четыре месяца издает в Гяндже газету “Тюрк созу”, избирается членом парламента Азербайджанской Демократической Республики от г. Шуши, а затем заместителем председателя Парламента АДР. Он возглавляет делегацию Азербайджана на переговорах с англичанами в Энзели (Иран,1919 г.). В начале 1919 г. Ахмед бек являлся одним из членов азербайджанской делегации Парижской мирной конференции. Однако на пути в Париж, отправленный на Версальскую мирную конференцию в числе азербайджанской делегации  был задержан англичанами в Стамбуле и сослан на остров Мальту, где пишет свою известную книгу “Три культуры”. По инициативе Ататюрка, в числе других ссыльных Ахмед бека обменивают на военно-пленных англичан. 21 мая 1921 г. он возвращается в Стамбул. Из-за прямоты характера и принципиальности в последние годы своей жизни подвергается преследованиям, власти закрывают его газету, потом ликвидируется кафедра в университете, которой он заведовал. Ахмед бек Агаоглу умер 19 мая 1939 год и  похоронен в Стамбуле.
Беседовала Физза ГЕЙДАРОВА, собкор в Баку

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.