40 лет путешествий азербайджанского ученого-полиглота З.Ширвани (1780-1838)

Народам Востока хорошо знакомо имя известного азербайджанского географа и путешественника конца XVIII и первой половины XIX века Гаджи Зейналабдина Ширвани.

Почти всю свою жизнь — около сорока лет — он провел в путешествиях по различным странам Азии и Африки. Путь его пролегал через хребты Гиндукуша и Каракорума, через выжженные солнцем песчаные пустыни Аравии и Египта, тропические леса Индии.
Многолетние дальние странствия позволили ему собрать огромный материал, который затем лег в основу его знаменитых книг «Риязус-сеяхе» («Цветник путешествия»), «Хадаигус-сеяхе («Сады путешествия»), «Бустанус-сеяхе» («Сад путешествия») и др.
Ширвани был не только географом-землепроходцем. В его трудах содержатся интересные сведения по истории, этнографии, философии народов Востока. Ширвани был также поэтом. В литературе он выступает под псевдонимом Темкин, что значит в переводе «сдержанный», или «терпеливый». Труды Ширвани были высоко оценены учеными России, Индии, Англии, Франции, Ирана, Турции, Афганистана и других стран.
И недаром в Индии и Индонезии его именем назвали музей и библиотеку, в Саудовской Аравии (в Мекке и Джидде) — географическое общество, в Ширазе (Иран) улицу. А в порт Баку заходил теплоход под названием «Ширвани».
В рукописях Ширвани приводится очень много собственных имен и географических названий; при этом многие географические названия имеют разночтения в самих рукописях, многие названия крайне затруднительно, а порой и вовсе невозможно идентифицировать с современными названиями. С другой стороны, тщательное изучение сочинений Ширвани позволяет достаточно точно изложить биографию путешественника.
Гаджи Зейналабдин ахунд Искендероглы Ширвани родился 16 августа 1780 г. в городе Шемахе, бывшем в те времена одним из центров науки и культуры Азербайджана. Дата рождения установлена из работ путешественника.
Надо сказать, что исследователи по-разному определяют эту дату. А.Бакиханов, Ф.Кочарли, Н.В.Ханыков правильно отмечают, что Ширвани родился в середине шабана месяца 1194 года хиджры. Эту же дату называют в своих трудах Н.Д.Миклухо-Маклай, Э.Браун, С.А.Стори, М.А.Тербийят, А. X.Раббани 10 и другие ученые. А по данным Р. Хедаята, Ширвани родился в 1193 году хиджры, то есть на один год раньше. С этим мнением согласиться нельзя.
Следует отметить, что Бакиханов, Кочарли и Тербият в переводе даты рождения Ширвани на европейское летосчисление допускают ошибку на один год, относят дату не к 1780 а к 1779 г. Н.В.Ханыков при переводе с хиджры на григорианское летосчисление указывает только год, не называя месяца. Также не говорят о месяце и некоторые другие исследователи.
Обратимся к рассказам самого Ширвани.
В беседе с правителем Бадахшана султаном Мухамедом Суфи, Ширвани сообщает, что он родом из города Шемаха, страны Ширван. Отец его, ахунд Искендер, был известным ученым и видным представителем местного духовенства. В 1785 г. когда Ширвани исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада). Там отец будущего путешественника занимался преподаванием в медресе. У него и у других духовных лиц Кербелы Ширвани обучается двенадцать лет, приобретая преимущественно духовные знания. Естественно, с его пытливым умом, его такая учеба не устраивает.
Впоследствии он напишет: “Образование не давало никаких результатов, кроме пустого времяпрепровождения, драгоценная жизнь проходила зря и напрасно, ничего не выяснилось ни о начале мира, ни о конце вселенной, и годы мое жизни достигли семнадцати.”
Единственно полезное, что он приобрел – знание основ нескольких языков. Кроме своего родного азербайджанского, Ширвани владел персидским, арабским, турецким, туркменским языками. В дальнейшем он изучил и другие языки, в том числе и хинди, и свободно на них говорил.
В 1796 г. 17-летний Ширвани направляется в Багдад, чтобы продолжить образование. Багдад в то время был одним из крупнейших культурных центров Востока. Там Ширвани встречается с видными  учеными, главным образом из среды духовенства, и они помогают ему пополнить те же духовные знания. Уже тогда у Ширвани зародилось понимание никчемности знаний, которые в него вкладывали эти ученые, понимание переросшее в дальнейшем в убеждение.
Он писал: “Я пошел на службу к ученым с узким мышлением и не имеющим представления о мире, вложил много труда… но безрезультатно.”
И тогда же возникла неприязнь к духовенству, неприязнь, которая прослеживалась во многих его рукописях. И духовенство платило ему тем же. Первопричиной многих горестей, какие ему довелось испытать в своей жизни, была ненависть к нему служителей культа, преследования которым он подвергался со стороны некоторых правителей, инспирировались духовенством.
Но Ширвани в Багдаде изучал не только духовные книги. Знание языков открыло ему доступ как к произведениям классиков, так и к трудам современных ему ученых. Молодой Ширвани общался с людьми науки, литературы, искусства — все, чем был богат духовный мир тогдашнего Багдада, попадает в его поле зрения. Но особенно глубокие впечатления на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям.
После сравнительно недолгого пребывания в Багдаде Ширвани отправляется в путь. Этот путь протянулся более чем на шестьдесят тысяч километров и продолжался около сорока лет. Он пролег через Малую Азию, Иранское нагорье, Среднеазиатские, Аравийские и Североафриканские пустыни, через леса и саванны Судана, тропические леса Индии, острова Индийского океана, он пересек горные хребты — Гиндукуш, Парапамиз, Загрос, Сулеймановы горы, Памир. Путь этот вел и во многие другие области Азии и Африки.
В своих трудах Ширвани не рассматривает путешествия по частям. Для большей ясности, можно выделить три основных его путешествия.
Маршрут первого из них Ширвани указывает в книге «Бустанус-сеяхе». Там перечисляются: Багдад, «Ирак-е аджам» (часть Южного Ирака, населенная мусульманами-шиитами), Гилян, Ширван, Муган, Талыш, Южный Азербайджан, Хорасан, Герат, Забуль, Кабул, далее индийские области — Пенджаб, Декан, Бенгал, Гуджарат, острова Индийского океана, Синд, Мултан, затем по горным дорогам в Кашмир, Музаффарабад и «по Кабульскому пути» в Тахаристан, Оттуда в Туран и через Бадахшанские горы в Хорасан, затем «по Иракскому пути» (имеется в виду путь к Ираку через территорию Ирана) в Фарс.
После непродолжительного отдыха Ширвани начинает второе путешествие. Оно началось из Шираза (Фарс), оттуда в Дараб, потом к морю в Бендер-Аббас, далее «по Ормузскому пути» — в Хадрамаут, Йемен, затем в Эфиопию и Судан, потом снова на Аравийский полуостров — в Джидду, Хиджаз, Медину, Мекку. После этого «по морскому пути в страну Сеидов» (иначе говоря, в эс-Саид — местность вдоль Нила, из Египта через Ближний Восток «в Шам-Рум» (Анатолию) — в Диярбакыр, Караман и Айдын.
Третье путешествие Ширвани — к Атлантическому океану и обратно — проходило по следующему маршруту: «острова Бахр-е Ахзар» (что означает «зеленое море» — так восточные географы называли Атлантический океан) — Рум-Эли (или Румелия, как именовали европейскую часть Османской империи) — Анатолия — Азербайджан — Teгеран — Хамадан — Исфахан — Карман — Шираз — Багдад.
Все эти путешествия были связаны для Ширвани с большими трудностями и сопряжены с немалыми лишениями. Но вместе с тем они дали ему возможность собрать огромный материал, на основе которого он создал свои труды, знакомящие с географией, хозяйством, историей посещенных стран, культурой, бытом и обычаями многих населяющих их народов.
Помимо названных трех основных путешествий Ширвани совершил многочисленные небольшие поездки по Ирану и Азербайджану. Многие из них были вынужденными. Именно они больше всего проливают свет на некоторые стороны биографии Ширвани.
Подробная биография Зейналабдина Ширвани дана в его книге «Риязус-сеяхе». Отдельные отрывочные сведения можно найти у его современников А.Бакиханова, Масумалишаха Ширази, Резакулихана Хедаята, а также в трудах других исследователей. Есть они и в книгах английских, французских, индийских и других зарубежных авторов. Имя Ширвани упоминают многие его современники; среди них Мухаммед Салех Кермани, Мирза Абдул Хамид Ширази, Ага Мухаммед Таги Исфахани, Мирза Абдулбаги Гиляни, Сеид Гусейн Ниязи, Рахматалишах Ширази.
Маршруты путешествий З.Ширвани
Останавливаясь на путешествиях Ширвани, А.Бакиханов приводит описание маршрутов, хотя и не делит их на части. Затем он подчеркивает, что религиозные улемы (богословы) восстали против Ширвани, приписывая ему суждения, противные исламу, и восстановили против него Фатали-шаха (шах Ирана) и правителей почти всех провинций Ирана.
Ф. Кочарли в своем труде пишет: «Местели Ширвани [Зейналабдин Ширвани] во время своего двукратного путешествия, объехав половину земного шара, познакомился более чем с шестьюдесятью народностями и племенами, жизнь, быт, обычаи и религиозные верования которых порой являаш между собой полный контраст. В своей книге под названием «Риязи» [«Риязус-сеяхе»] он дает обширные сведения о быте, обычаях, хозяйстве и религии указанных выше народов, а также описывает географию их территории».
Далее Ф.Кочарли отмечает, что «Местели Ширвани, побоявшись гнева шаха, сначала поехал в Шираз, а затем в Керман… а затем отправляется… в Ширван. Однако он не мог долгое время оставаться в родном краю. После года его пребывания здесь начала свирепствовать холера, от которой погибло много людей. Поэтому местели… уезжает в Иран. Некоторое время он живет в Исфахане, а затем едет в Кум…».
Как видим, оба исследователя останавливают внимание на взаимоотношениях Ширвани с властями, И это не случайно: сквозь призму этих взаимоотношений проявляются черты Ширвани как человека с его взглядами, интересами, симпатиями и антипатиями.
Долголетние путешествия, встречи и беседы с деятелями науки, культуры, с простыми людьми, с правителями народов и стран Востока стали большой школой жизни для Ширвани.
Годы странствий принесли ему славу одного из умнейших и образованнейших людей своего времени. Не удивительно поэтому, что знакомства с ним искали многие видные деятели, включая правителей государств. Не был исключением и шах Ирана.
В 1815 г. Г. 3. Ширвани был в Тегеране. Узнав об этом, Фатали-шах дважды приглашает его к себе. Он сулит Зейналабдину всякие блага, предлагая остаться у него при дворе. Однако тот отказывается от заманчивых предложений, предпочитая вести жизнь вольного странника. В Тегеране Ширвани встречается с виднейшими учеными и писателями, везде его ожидали почет и уважение. В то же время духовенство, считая Ширвани атеистом, всячески чернило его в глазах Фатали-шаха и немало в этом преуспело.
Фатали-шах, поверив духовенству, впал в гнев и приказал изгнать Ширвани из Тегерана. Много мучений выпало после этого на долю путешественника в Иране. Начались скитания, полные тревог и лишений. Это были едва ли не самые тягостные страницы в биографии Ширвани. Он едет в столицу Фарса – город Шираз, а оттуда вместе с семьей в Керман. Правитель этой области Ибрагим-хан также под влиянием духовенства гонит путешественника из города.
Однако далеко Ширвани со своими попутчиками уйти не успел: их настиг новый приказ хана. Скитальцев возвращают и три месяца держат в городе в ужасных условиях. Впоследствии заболевает жена Ширвани, а затем и другие его спутники. Хан смилостивился, и с его разрешения Ширвани отвозит жену в Шираз. Оттуда он едет сначала в Иезд, а потом в Исфахан. По дороге путешественника настигла весть, что в Ширазе вспыхнула эпидемия холеры. Ширвани срочно возвращается туда, забирает семью и отправляется с ней в поселок Гумша, где останавливается в местном караван-сарае.
Здесь Ширвани и его семью ждут новые злоключения. Правитель области Гасым-хан (сын Фатали-шаха) решил покончить со своевольным пришельцем и издает приказ о его казни. Прослышав об этом, влиятельный ученый-теолог Маджзубалишах, в прошлом один из учителей Ширвани, ставший ему близким другом, срочно пишет письмо путешественнику и пересылает его со своим приближенным Рахматалишахом в Гумшу. Ширвани немедленно покидает караван-сарай. Люди Гасым-хана, приехав за ним и не обнаружив его, арестовывают его жену и Рахматалишаха. Узнав об этом, Маджзубалишах отправляется к Гасым-хану и добивается освобождения пленников. А затем помогает семье Ширвани вернуться в Шираз. Туда же, бежав из Гумши, прибыл и сам Ширвани.
На сей раз, пребывая в Ширазе, он оказался свидетелем сильного землетрясения. Это было в 1239 году хиджры (1824 г.). Город был почти полностью разрушен, имелось много человеческих жертв, к тому же снова вспыхнула холера. Но даже при этой ситуации недруги Ширвани не оставляют его в покое. Правитель Шираза изгоняет путешественника из города. Друзья поселяют его за городом. Однако сановники из среды духовенства не успокаиваются и под их нажимом Ширвани выдворяют из провинции Фарс.
Следует отметить, что враждебность по отношению к себе Ширвани встречал главным образом со стороны духовенства. У всех других слоев общества, включая большинство властителей стран, Ширвани пользовался почетом и величайшим уважением.
В Каире Ширвани встречается с Ибрагим-беком — правителем Египта. Ибрагим-бек, плененный глубиной ума и широтой взглядов Ширвани, прилагает все усилия, чтобы оставить его у себя: он даже предложил Ширвани в подарок целый район с семьюдесятью деревнями, лишь бы тот остался служить у него. Но и от такого заманчивого подарка Ширвани отказывается, заявляя, что он предпочитает продолжать путешествовать и познавать мир. Точно так же отнесся Ширвани и к не менее лестным предложениям турецкого султана Махмуда, последовавшим во время бесед в Стамбуле.
Любопытно, что Ширвани отклонил приглашение австрийского консула в Константинополе (Стамбуле) посетить его родину (этот факт сообщил Э. Браун).
Сколько же лет продолжались путешествия Ширвани? Тут мнения исследователей расходятся. По Н. В.Ханыкову и И. Ю.Крачковскому, Ширвани путешествовал двадцать пять лет. В “Истории Азербайджана” указывается 36 лет. А некоторые источники указывают цифру тридцать семь лет.
Интересно, что Аскер Хамед Раббани отводит Ширвани на его путешествия всего восемнадцать лет. В Большой Советской Энциклопедии записано: «К этому периоду относятся исследования азербайджанского географа Гаджи Зейналабдина Ширвани (1780—1838 гг.), в течение 37 лет путешествовавшего по Передней и Южной Азии, Северной Африке и Балканскому п-ву». Эта цифра наиболее близка к истинной.
Сам Ширвани пишет: «Тридцать семь лет я путешествовал по семи континентам (Ширвани имеет ввиду семь климатов Земли), встречая различные препятствия и невероятные трудности, общался с представителями каждой веры, с простыми людьми каждого народа, с учеными различных направлений, с многими мыслителями, с великими деятелями каждой страны и со знающими людьми каждой провинции. Я встречался и беседовал с исследователями каждого направления науки, с людьми, которые глубоко во всех подробностях разбирались в каждой религии… с мудрыми людьми каждого континента, с правителями каждой страны».
Следует отметить, что после двадцатилетнего путешествия Ширвани в 1237 году хиджры (1821—1822 гг.) в городе Кум написал первую часть книги «Риязус-сеяхе», после тридцатилетнего путешествия в 1242 году (1827—1828 гг.) в Ширазе — «Хадаигус-сеяхе», а после тридцатисемилетнего путешествия в 1248 году хиджры (1832 г.) — «Бустанус-сеяхе».
После написания последней книги он путешествовал еще три года, то есть путешествия Ширвани продолжались около сорока лет.
Что касается семьи Ширвани, то на этот вопрос исследователи отвечают по-разному. Сам Ширвани в книге «Риязус-сеяхе» записал: «…я женился в городе Ширазе в 1236 г. хиджры (1821 г.)». Путешественнику тогда шел 41-й год.
В 1248 году хиджры в семье Г.3. Ширвани родился сын Джалаладдин Магаммед. Спустя два года родился второй сын — Хусамеддин Али. К сожалению, им недолго довелось жить в семье Ширвани: когда Ширвани скончался, его старшему сыну было всего пять лет, а младшему — три года. Наиболее точные сведения о детях Ширвани можно найти в книге Масумалишаха Ширази «Пути правды», поскольку после смерти путешественника его семья жила вместе с семьей Ширази, где и воспитывались дети Ширвани.
О Джалаладдине Магаммеде Масумалишах пишет, что он дожил до 1290 года хиджры и детей после себя не оставил. О Хусамеддине Али Масумалишах говорит, что тот стал знаменитым человеком на Востоке и по примеру отца совершил путешествия по Ирану, Ираку и Индии.
Где и когда умер Ширвани? О месте и времени смерти великого путешественника мнения ученых разошлись. По Резакулийшу Хедаяту, Зейналабдин Ширвани последние годы своей жизни провел в Ширазе. Из этого города он предприняв путешествие, оказавшееся последним. Он отправился еще раз в Аравию, на сей раз с женой, и по дороге в Мекку в 1253 году хиджры (1837—1838 гг.) умер.
Наиболее достоверные сведения о последних днях жизни Ширвани можно найти опять-таки в книге Масумалишаха «Пути правды». Масумалишах передает рассказ своего старшего дяди Гаджи Мухаммедтаги; согласно этому рассказу, когда Ширвани в последний раз с женой приехал в Аравию, он тоже был с ними; далее он говорит, что Ширвани заболел и умер по дороге в Мекку вблизи города Джидда; и тогда он, а также другие его спутники и жена путешественника привезли его тело в Джидду и похоронили на городском кладбище Умана-Гава.
По календарю хиджры-гамары год (лунный) начинается с марта. Вероятнее всего, Ширвани умер в 1838 г. На Аравийском полуострове самое удобное для путешествия время года — конец осени, зима, начало весны. Ширвани, дважды до того путешествовавший по Аравии, не мог не учесть это обстоятельство, тем более что отправлялся он туда не один, да и возраст его уже заставлял считаться с трудностями в пути. Так что, скорее всего, он совершил свое путешествие в Мекку зимой; зимние же месяцы падают на 1838 г. Поэтому можно считать, что Ширвани умер в 1838 г.
Н.Керемов
По книге автора «Жизнь в пути»
Источник: Аzerhistory.com

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.