Танец глубоко демонстрирует древнюю культуру народа, его чаяния, душу, темперамент, характер и ментальность

Государственный ансамбль танца Азербайджана при Государственной филармонии имени Муслима Магомаева все годы своей деятельности демонстрирует и пропагандирует уникальные хореографические традиции азербайджанского искусства, его неповторимый фольклор, красоту и изящество национального танца.
Основанный в 1970 году, ансамбль сегодня пополняется, обновляется — идет процесс преемственности поколений. Закладывается сценическая культура, ярко преподносятся зрителю особенности азербайджанского танца, его душа, характер и темперамент.

Можно сказать, второе рождение ансамбль пережил около трех лет назад, с приходом в коллектив нового художественного руководителя народного артиста России Дикалу Музакаева. Улучшилась подготовка танцоров, обогатился репертуар. Результатом этой работы стала грандиозная программа «Мой Азербайджан» и первый на Кавказе национальный балет «Кёроглу».
Концертная программа и балет впервые были показаны на торжественной церемонии открытия первого Бакинского шопинг-фестиваля, а затем гостям IV Игр исламской солидарности Баку-2017. Затем данная программа была представлена в Москве в концертном зале имени П.И.Чайковского, после чего ансамбль выступил в Стамбуле.

Данные выступления вызвали настоящий ажиотаж. Техника постановки танца, великолепные костюмы, энергетика танцоров на каждом концерте вызвали восторг у зрителей и гордость у соотечественников.
Как рассказывал тогда после успешных гастролей  Дикалу Музакаев, национальный балет, который поставлен с использованием народно-сценического танца, — это первый подобный балет на Кавказе. «И мне очень приятно, что это произошло в Азербайджане. Это огромное достижение для нас. Честно скажу, и в самом Баку, где мы исполняли его трижды, и в Москве, и в Стамбуле этот балет был принят зрителями и получил очень высокую оценку. Теперь кропотливой работой мы должны поддерживать тот профессиональный уровень, который продемонстрировали, мы должны развиваться дальше», — сказал он.

25 декабря, в преддверии Дня солидарности азербайджанцев всего мира, Азербайджанский государственный ансамбль танца выступит с грандиозной программой «Мой Азербайджан» и одноактным балетом «Кёроглу» во Дворце Гейдара Алиева.
По этому случаю состоялась беседа с народным артистом Азербайджана Руфатом Халилзаде, который рассказал о танцах, вошедших в концертную программу и многом другом.

«В наших танцах показан характер народа, его традиции. Азербайджанские танцы отличаются от других национальных танцев тем, что очень разнообразны, изобилуют хореографическими решениями. Мы единственный народ на Кавказе, в танцевальной музыке которого есть 24 ритма. У нас очень много разновидностей и музыки и ритмов, разноплановый характер танца. Например, танец Бека демонстрирует характер азербайджанского мужчины, в жестах и движениях можно живьем увидеть историю.
Танец это единственный вид искусства, демонстрирующий одновременно национальную одежду, музыку, традиции, характер, где мы можем увидеть и почувствовать его древнюю историю, культуру.

Программа «Мой Азербайджан» начинается с одноименного танца, поставленного  Дикалу Музакаевым. Это своего рода визитная карточка ансамбля, где вы можете увидеть и отвагу мужчин, и нежность женщин, состязания между танцорами. Это некое предисловие к концерту, как бы обзор того, что предстоит увидеть зрителю.
В программе есть танец «Шелегой», который мы почему-то не танцевали долгое время. Грузины, армяне танцевали, но не мы. Это очень древний азербайджанский танец, в свое время Афрасияб Бадалбейли написал две большие статьи, посвященные танцу «Шелегой». В одной из статей он объясняет буквальное значение названия танца — шеле — ноша, гой — оставь. То есть, во время танца один говорит другому: «Оставь ношу и давай состязаться в танце». И стоит отметить, что 80% мужских танцев построены на состязании — каждый из них говорит, что сделает элемент сложнее, а другой пусть повторит, если сможет.

Танец «Гайтагы» очень древний танец огузских тюрков. Одно из 24 тюркских племен называлось Каи или Гаи, что написано в азербайджанских дастанах и эпосе «Деде Горгуд». «Гайтагы» можно назвать танцем воинов, все движения танца построены на особенностях мужского характера.
Некоторые танцы в программе принадлежат нашему народному артисту, легендарному танцору и хореографу Алибабе Абдуллаеву, который в свое время впервые вывел азербайджанский сценический танец. Он буквально создал вид этого искусства в стране, создал школу азербайджанского сценического танца. Он подготовил танцевальные постановки к более 200 отечественным фильмам, например, «Аршин мал алан», «Не та, так эта», «Где Ахмед?» и др.

И мы с нашим руководителем решили, что его творчество будет жить в ансамбле, в нашем творчестве. Поставленные Абдуллаевым танцы «Бек», «Той» («Свадьба»), «Бахар» («Весна») включены в новую программу.
Одноактный национальный балет «Кёроглу», который мы представим во втором отделении концерта, тоже изобилует нашими древними танцами. Отрадно, что именно в Азербайджане появился первый национальный балет на Кавказе.

Постановщик балета Дикалу Музакаев, которому мы очень благодарны за его труд, включил в балет все только национальное — танцы, музыка, традиции и т.д.
Начинается балет с танца «Булаг башында» («У родника»), поставленного Дикалу Музакаевым. Эта постановка отражает буквально всю нашу историю, наши обычаи. Так как родник является для азербайджанского народа многогранным символом, мы решили начать именно с него.

Далее, семья — это основа общества, а по нашим традициям, парень мог увидеть девушку только у родника. И вот перед нами сценка, где у родника танцуют девушки, и появляется юноша и чабан. После этого в селе устраивают праздник.

В этот танец Дикалу Музакаев, которому в этом деле помог наш балетмейстер, известный танцовщик, заслуженный артист Ханлар Баширов, добавил элементы из нашей национальной спортивной игры «зорхана». Это старинная игра, состязание, в котором наши пехливаны и джигиты тренировали свои мышцы. Сюда входили и стрельба из лука, и тренировки с саблями, и многое другое. И вот теперь эта национальная игра вошла в наш балет, где изображается под старинную мелодию «Гоч Кёроглу». Отмечу, что некоторые национальные мелодии, которые мы использовали в балете, ранее никогда не использовались при постановке сценических танцев.

 

В балете мы отразили жизнь нашего народа, его быт, его чаяния. Использованная в танцах символика далеко не случайна. Например, у нас есть сценка, когда воины приносят весть о нападении врагов. Они приходят с факелом в руках. Почему? Потому что огонь был сигналом тревоги, его разжигали на башнях Дербента, Чираггала, Раманы, Мардакяна и на Девичьей башне. Когда в Дербенте зажигали огонь, сигнализируя об опасности, следом за вспыхивал огонь на башне Чираггала, и так далее по цепочке. Так разносилась весть.
После cцены сражения, девушки танцуют под музыку «Лачин». И эта мелодия всегда вызывает слезы на глазах зрителей, так как напоминает об оккупации Нагорного Карабаха. Хочу заметить, что большая часть зрителей на концерте в Москве были не азербайджанцами, но и среди них были те, кто прослезился. А в Стамбуле зрители нам аплодировали стоя и плакали.

В заключение балета исполняется танец яллы — танец единства. В своем первозданном виде он тоже ранее не исполнялся на профессиональной сцене. На самом деле танец этот называется «Галадан галая», («От башни к башне»). Его смысл в том, что мы и в хорошие, и в плохие времена должны быть вместе. Только в единстве наша сила.
Мы в этой программе поменяли и костюмы — вернулись к истокам. Поменять нужно было многое, что рассчитывалось на современного зрителя. Например, у девушек были достаточно открытые костюмы, а у парней блестки на одежде. Теперь мы одеваемся так, как одевались наши прадеды. Мы живем в 21-м веке, и в обычной жизни ты можешь одеваться как хочешь. Но на сцене мы показываем нашу историю, и ее поменять мы не можем и не хотим.

Хочу отметить, что в реализации этого проекта велика роль министра культуры Абульфаса Гараева, который оказал нам огромную помощь, пригласил Дикалу Музакаева к руководству ансамблем. Министр буквально заново возродил наш коллектив. И мы ему очень благодарны.
Может показаться нескромным, но я думаю, что каждый азербайджанец  просмотрев нашу программу, непременно испытает гордость, потому что в танце живет дух нашего народа.
Есть много наших танцев, которые танцуют армяне. Простой пример. Помните танец «Десмал гётюрь» («Подними платок»), который исполняют в фильме «Мимино» армянин и грузин? А  ведь это наша древняя национальная игра.

Мы обязаны познакомить мир с нашими танцами, чтобы о нашей культуре узнали многие. С этой целью мы планируем гастроли в Европу в середине следующего года. Думаем, что наша программа вызовет большой интерес у европейского зрителя.
Танцевальная культура не имеют границ, так как не имеет языкового барьера. Национальный танец не требует перевода, он наиболее глубоко демонстрирует древнюю культуру народа, его чаяния, душу, темперамент, характер и ментальность».

Azərbaycan Dövlət Rəqs Ansamblı
Источник

Добавить комментарий