Государственный ансамбль танца Азербайджана при Государственной филармонии имени Муслима Магомаева все годы своей деятельности демонстрирует и пропагандирует уникальные хореографические традиции азербайджанского искусства, его неповторимый фольклор, красоту и изящество национального танца.
Основанный в 1970 году, ансамбль сегодня пополняется, обновляется — идет процесс преемственности поколений. Закладывается сценическая культура, ярко преподносятся зрителю особенности азербайджанского танца, его душа, характер и темперамент.
Можно сказать, второе рождение ансамбль пережил около трех лет назад, с приходом в коллектив нового художественного руководителя народного артиста России Дикалу Музакаева. Улучшилась подготовка танцоров, обогатился репертуар. Результатом этой работы стала грандиозная программа «Мой Азербайджан» и первый на Кавказе национальный балет «Кёроглу».
Концертная программа и балет впервые были показаны на торжественной церемонии открытия первого Бакинского шопинг-фестиваля, а затем гостям IV Игр исламской солидарности Баку-2017. Затем данная программа была представлена в Москве в концертном зале имени П.И.Чайковского, после чего ансамбль выступил в Стамбуле.
Данные выступления вызвали настоящий ажиотаж. Техника постановки танца, великолепные костюмы, энергетика танцоров на каждом концерте вызвали восторг у зрителей и гордость у соотечественников.
Как рассказывал тогда после успешных гастролей Дикалу Музакаев, национальный балет, который поставлен с использованием народно-сценического танца, — это первый подобный балет на Кавказе. «И мне очень приятно, что это произошло в Азербайджане. Это огромное достижение для нас. Честно скажу, и в самом Баку, где мы исполняли его трижды, и в Москве, и в Стамбуле этот балет был принят зрителями и получил очень высокую оценку. Теперь кропотливой работой мы должны поддерживать тот профессиональный уровень, который продемонстрировали, мы должны развиваться дальше», — сказал он.
25 декабря, в преддверии Дня солидарности азербайджанцев всего мира, Азербайджанский государственный ансамбль танца выступит с грандиозной программой «Мой Азербайджан» и одноактным балетом «Кёроглу» во Дворце Гейдара Алиева.
По этому случаю состоялась беседа с народным артистом Азербайджана Руфатом Халилзаде, который рассказал о танцах, вошедших в концертную программу и многом другом.
«В наших танцах показан характер народа, его традиции. Азербайджанские танцы отличаются от других национальных танцев тем, что очень разнообразны, изобилуют хореографическими решениями. Мы единственный народ на Кавказе, в танцевальной музыке которого есть 24 ритма. У нас очень много разновидностей и музыки и ритмов, разноплановый характер танца. Например, танец Бека демонстрирует характер азербайджанского мужчины, в жестах и движениях можно живьем увидеть историю.
Танец это единственный вид искусства, демонстрирующий одновременно национальную одежду, музыку, традиции, характер, где мы можем увидеть и почувствовать его древнюю историю, культуру.
Программа «Мой Азербайджан» начинается с одноименного танца, поставленного Дикалу Музакаевым. Это своего рода визитная карточка ансамбля, где вы можете увидеть и отвагу мужчин, и нежность женщин, состязания между танцорами. Это некое предисловие к концерту, как бы обзор того, что предстоит увидеть зрителю.
В программе есть танец «Шелегой», который мы почему-то не танцевали долгое время. Грузины, армяне танцевали, но не мы. Это очень древний азербайджанский танец, в свое время Афрасияб Бадалбейли написал две большие статьи, посвященные танцу «Шелегой». В одной из статей он объясняет буквальное значение названия танца — шеле — ноша, гой — оставь. То есть, во время танца один говорит другому: «Оставь ношу и давай состязаться в танце». И стоит отметить, что 80% мужских танцев построены на состязании — каждый из них говорит, что сделает элемент сложнее, а другой пусть повторит, если сможет.
Танец «Гайтагы» очень древний танец огузских тюрков. Одно из 24 тюркских племен называлось Каи или Гаи, что написано в азербайджанских дастанах и эпосе «Деде Горгуд». «Гайтагы» можно назвать танцем воинов, все движения танца построены на особенностях мужского характера.
Некоторые танцы в программе принадлежат нашему народному артисту, легендарному танцору и хореографу Алибабе Абдуллаеву, который в свое время впервые вывел азербайджанский сценический танец. Он буквально создал вид этого искусства в стране, создал школу азербайджанского сценического танца. Он подготовил танцевальные постановки к более 200 отечественным фильмам, например, «Аршин мал алан», «Не та, так эта», «Где Ахмед?» и др.
И мы с нашим руководителем решили, что его творчество будет жить в ансамбле, в нашем творчестве. Поставленные Абдуллаевым танцы «Бек», «Той» («Свадьба»), «Бахар» («Весна») включены в новую программу.
Одноактный национальный балет «Кёроглу», который мы представим во втором отделении концерта, тоже изобилует нашими древними танцами. Отрадно, что именно в Азербайджане появился первый национальный балет на Кавказе.
Постановщик балета Дикалу Музакаев, которому мы очень благодарны за его труд, включил в балет все только национальное — танцы, музыка, традиции и т.д.
Начинается балет с танца «Булаг башында» («У родника»), поставленного Дикалу Музакаевым. Эта постановка отражает буквально всю нашу историю, наши обычаи. Так как родник является для азербайджанского народа многогранным символом, мы решили начать именно с него.
Далее, семья — это основа общества, а по нашим традициям, парень мог увидеть девушку только у родника. И вот перед нами сценка, где у родника танцуют девушки, и появляется юноша и чабан. После этого в селе устраивают праздник.
В этот танец Дикалу Музакаев, которому в этом деле помог наш балетмейстер, известный танцовщик, заслуженный артист Ханлар Баширов, добавил элементы из нашей национальной спортивной игры «зорхана». Это старинная игра, состязание, в котором наши пехливаны и джигиты тренировали свои мышцы. Сюда входили и стрельба из лука, и тренировки с саблями, и многое другое. И вот теперь эта национальная игра вошла в наш балет, где изображается под старинную мелодию «Гоч Кёроглу». Отмечу, что некоторые национальные мелодии, которые мы использовали в балете, ранее никогда не использовались при постановке сценических танцев.