В Баку установят памятник Ниязи

 В Баку поставят памятник выдающемуся композитору и дирижеру Ниязи. Об этом сообщил министр культуры и туризма Абульфас Гараев на заседании коллегии, посвященном итогам 2016 года, передают Новости-Азербайджан.

Министр отметил, что открытие памятника состоится в первые месяцы нового года, передает АПА. По словам Гараева, во многих зарубежных странах установят памятники выдающимся деятелям культуры Азербайджана.

Ниязи Зульфугар оглы Таги-заде-Гаджибеков, известный также как Ниязи (1912-1984) — азербайджанский дирижёр и композитор. Народный артист СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат двух Сталинских премий II степени (1951 и 1952). Отец и дядя Ниязи Гаджибекова считались ключевыми фигурами азербайджанской музыки; немало для национальной музыки сделал и сам Ниязи — его умение сочетать национальный стиль с популярными заграничными решениями помогли прославить азербайджанскую музыку на весь мир. Азербайджанский дирижер и композитор, более всего известный симфоническим мугамом «Раст».

Родился Ниязи в Тбилиси, в семье музыкантов. Отец его, Зульфугар Гаджибеков, был довольно известным композитором; дядя Ниязи, Узеир Гаджибеков, по праву считался классиком азербайджанской музыки. В 1921-м Ниязи играл на скрипке в турецком военном оркестре. В период с 1925-го по 1926-й он учился в музыкальном училище имени Гнесиных в Москве; в период с 1929-го по 1930-й — в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. Увы, в Ленинграде Ниязи до конца не доучился — помешали проблемы со здоровьем. В 1931-м Гаджибеков вернулся в Баку; в скорейшем времени оттуда его отправили в Дагестан. В Дагестане Ниязи познакомился со своей женой, Хаджар-ханум. Семье Хаджар Ниязи не понравился, и одобрения на брак молодым не дали; это, впрочем, их не остановило — Ниязи и Хаджар бежали ото всех и обвенчались тайно. Жилось им довольно тяжко, однако трудности возлюбленные преодолевали отважно. Именно любовь Хаджар помогла Ниязи создать наиболее выдающиеся его шедевры.

Как композитор, Ниязи аккуратно следовал изобретенным его дядюшкой правилам — не забывая, впрочем, добавлять к классическим приемам и техникам нотку современных стилевых решений. Органическое сочетание классической азербайджанской музыки с классическими симфониями Запада оказалось на удивление сильным и жизнеспособным. Среди многочисленных произведений Ниязи особо следует отметить оперу ‘Хосров и Ширин’, балет ‘Читра’ и симфонический мугам ‘Раст’.

Последнее произведение прославилось на международном уровне; его по сей день нередко исполняют крупнейшие симфонические оркестры мира. Немало известен Ниязи был и как дирижер. Его дирижерской палочке в разное время повиновались крупнейшие симфонические оркестры мира. Ниязи выступал в Праге (Prague) и Берлине (Berlin), Будапеште (Budapest) и Бухаресте (Bucharest), Нью-Йорке (New York) и Париже (Paris), Стамбуле (Istanbul) и Тегеране (Tehran), Лондоне (London) и Пекине (Beijing).

Стараниями его мир узнал и оценил по достоинству азербайджанскую музыку как жанр. За свои труды на музыкальной ниве Ниязи удостоился целого ряда престижных премий; так, в 1959-м он получил звание Народного артиста СССР, в 1951-м и 1952-м — Сталинскую премию, а в 1982-м — звание Героя Социалистического труда.

Добавить комментарий