Алим Гасымов и Фяргана Гасымова потрясли США интерпретацией «Лейли и Меджнун»

Ведущие американские СМИ, среди которых Washington Post, потрясены новой интерпретацией оперы великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун», которую в рамках гастролей в США представили всемирно известный исполнитель мугама, народный артист Алим Гасымов и его дочь, заслуженная артистка Фяргана Гасымова. 

Американские СМИ в восторженных тонах пишут о новом чуде — синтезе оперного, мугамного, балетного и танцевального искусства. «Лейли и Меджнун» — первая азербайджанская национальная опера, написанная классиком азербайджанской музыкальной культуры Узеиром Гаджибейли в 1907 году. Эта опера является не только первой азербайджанской оперой, но и первой оперой всего мусульманского Востока. Впервые опера была поставлена 12 января 1908 года в Баку в помещении театра азербайджанского нефтепромышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева. Это произведение считается жемчужиной азербайджанской культуры.

Девять выступлений с 8 по 24 марта на сцене Krannert Center for the Performing Arts (Tryon Festival Theatre) города Урбана (штат Иллинойс), Harris Theater for Music and Dance (Harris Theater) города Чикаго (штат Иллинойс) и The John F. Kennedy Center for the Performing Arts (Kennedy Center Opera House) столицы США Вашингтона прошли при аншлаге, каждая сопровождалась яркими и продолжительными овациями зрителей, передает Day.Az.

Выступление артистов прошло в сопровождении всемирно известных коллективов — танцевального Mark Morris Dance Group под управлением хореографа Марка Морриса и музыкального ансамбля Silkroad Ensemble под управлением виолончелиста Йо-Йо Ма. В постановке были использованы мотивы произведений «Лейли и Меджнун» азербайджанских поэтов XII и XVI веков — Низами Гянджеви и Мухаммеда Физули. Произведения были исполнены на азербайджанском языке, к которым были представлены титры на английском. Аранжировка Алима Гасымова с Джонни Гандельсманом и Колин Якобсеном. Алим Гасымов исполнил партию Меджнуна, а Фяргана Гасымова — Лейли. В проекте приняли участие молодые исполнители мугама, лауреаты международных конкурсов Кямиля Набиева и Миралам Мираламов, музыканты — Рауф Исламов (кяманча) и Зеки Велиев (тар).

 Американцы сравнивают это произведение с трагедией Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», но написанное ранее, с восточным колоритом, а «Лейли и Меджнун» источником вдохновения для многих представителей поэтической, литературной, музыкальной, театральной и кинематографической сферы. Подобно трагедии Шекспира, она рассказывает о любви юноши и девушки, которая ведет к безвременной смерти влюбленных. По словам режиссера-постановщика Марка Морриса, история Лейли и Меджнуна о чисто духовных связях, повествующей о бесконечности после смерти. Как известно, Марк Моррис заинтересовался оперой «Лейли и Меджнун» в 2007 году, когда впервые выступил с Алимом и Фярганой Гасымовыми и ансамблем «Шелковый путь» под руководством Йо-Йо Ма в новой сокращенной версии оперы в США, Европе и Азии. В 2016 году по инициативе прибывшего в Баку танцора в оперу были добавлены новые элементы мугама и хореографии.

Большую роль в проекте «Лейли и Меджнун» сыграл британский художник Ховард Ходжкин. Он занимался оформлением сцены, создал костюмы артистов и является одним из создателей новой постановки. Во время спектакля исполнители танцев выступали в красно-синих костюмах, вдохновленных цветами азербайджанского флага.

В проекте «Лейли и Меджнун» также участвовала известный музыковед, профессор Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, ныне педагог Университета Индиана Аида Гусейнова. Она участвовала в проекте как консультант и до представления оперы выступала с докладами на симпозиумах, посвященных произведению «Лейли и Меджнун». По ее инициативе в буклеты также была включена картина «Мугамное трио» известного азербайджанского художника Санана Самедова.

Впервые спектакль был представлен в городах США в 2017 году.

Добавить комментарий