Арабо-мусульманская синкретическая культура вобрала в себя древние культурные и художественные традиции различных народов. Немалое влияние на развитие искусства оказал Коран.
Во всех произведениях мусульманского искусства прослеживаются красной нитью цитаты из Корана (коранические аяты), которые составляют её основу. Это можно увидеть и в архитектурных памятниках, и в декоративно-прикладном искусстве, и в книжном искусстве.
КАЛЛИГРАФИЯ
В Средневековой мусульманской культуре Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенства личности. В истоках арабской каллиграфии лежит подчинение написанного слова логике ясного, размеренного, ритмического чтения Корана.
Многие народы, обращавшиеся в ислам, но не принявшие арабский язык в качестве повседневного, заимствовали арабский алфавит для собственных языков. Арабское письмо значительно более широко использовалось в декоративном искусстве и в художественном творчестве. Мусульмане художники, которым было запрещено изображать фигуры людей и животных, в большинстве случаев обращались либо к искусству, ставшему известным с тех времён под именем «арабесок» (композиции, в основе которых были положены строгие геометрические формы или рисунки листьев и цветов) или очень часто к каллиграфии.
Арабская каллиграфия стала, таким образом, применяться не только при создании копии Корана, но также и во многих других художественных целях – на фарфоре и металлоизделиях, коврах и других тканях, монетах и в архитектурном орнаменте (главным образом в мечетях и на могилах, но также, особенно в поздние времена, и на других зданиях и постройках).
Из шести стилей: насхи, сульс, рейхани, мухаккак, тауки, рукаи, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Азербайджана и Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.
В Иране, Азербайджане и Турции XV-XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии – “китаг” – миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков. Развитие искусства каллиграфии привело к созданию различных стилей. Например, в Турции появился стиль дивани, в Иране – та’лиг, шикястя, в Азербайджане – насталиг.
В это время трудились такие известные каллиграфы, как Абдулла Сейрафи Тебризи, Бедраддин Мухаммед Тебризи (Бендгир), которые занимались не только переписыванием художественных произведений, но и оформлением книг и украшением зданий.
Конец XIV – начало XV вв. в Азербайджане знаменуется новой ступенью развития в искусстве каллиграфии. Созданный новый стиль – насталиг получил широкое применение.
Мир Али Тебризи, Джафар Тебризи, Азхар Тебризи, Шах Mахмуд Заррингалам Хафинафис, Ибрагим Тебризи, Аини Тебризи, Ахмед ибн Мухаммед Тебризи (XV в.), Алабей Тебризи, Шах Махмуд Нишапури, Мир Имад Газвини, Низамеддин Али (ардебильсий), Мехраб Тебризи, Али Рза Аббас Тебризи, Мухаммед Рза Тебризи (XVI-XVII вв. ) – были известными каллиграфами своего времени.
В Азербайджане искусство каллиграфии достигло высокого развития в XVI веке. Этим искусстве занимались даже правители (Шах Исмаил I, Шах Тахмасиб I). Всесторонне развитые азербайджанские каллиграфы (они были одновременно и поэтами, и художниками, и резчиками) сами оформляли миниатюры (Садиг бек Афшари, Али Рза Аббаси Тебризи и др.), создавали различные прекрасные работы по металлу, оформляли книги, работали над декоративным каллиграфическим оформлением зданий.
Завоевание Азербайджана в VII веке арабами сыграло большую роль в его последующей истории. Язык завоевателей стал языком законов и указов, феодальной знати, крупного купечества и духовенства. Ислам почти повсеместно вытеснил языческие культы, христианство оставалось лишь на западе, в горных районах страны. Рост старых и возникновение новых городов способствовали развитию караванной торговли и расширению ремесленного производства. Многие города были известны ковроделием, производством художественной керамической посуды, золотых и серебряных изделий.
ЗОДЧЕСТВО
Известный подъём экономики, расширение торговых связей Азербайджана со странами Переднего и Среднего Востока, а также с северо-восточной Европой и Русью наблюдаются лишь со второй половины VIII века.
Географические сочинения и «дорожники» арабских путешественников более позднего времени – Ма’суди, Истахри, Мукаддаси, Ибн Хаукаля, Аль-Гарнати и других – содержат интересные сведения о том, каким ремесленным производством был известен тот или иной город. Шёлковыми тканями, например, славилась Барда, а полотняными – Дербент. Кошениль и марена из Барды и Урмии вывозились в Индию, Иран, Сирию. Барда и Бейлаган были известны своими коврами. В X веке появляются сведения о вывозе бакинской нефти.
Для Азербайджана, как и многих других областей Переднего Востока, период арабского владычества характерен обилием сведений письменных источников о строившихся в городах крупных зданиях, многообразии изделий художественного ремесла. В то же время последующий период представлен немалым количеством архитектурных сооружений и произведений искусства, законченность композиции и совершенство форм которых убедительно говорят, что они являются итогом значительного художественного развития.
Ислам наложил свой отпечаток и на ковровое искусство. Создавались специальные ковры для совершения намаза. Ковровые элементы заключали в себе специальную символику в коврах для намаза.
Находившиеся на главных караванных путях города Барда, Габала, Гянджа, Баку и другие прошли общий для средневекового города процесс развития. Обнесённая стенами цитадель (сооружение крепостного типа внутри старинных городов, замков) феодала постепенно обрастала поселениями, образуя шахристан, где сосредотачивались наиболее крупные административные и общественные сооружения.
В свою очередь его опоясывали – рабаты – ремесленно-торговые предместья, в случае надобности крепостные стены городов служили прикрытием для окрестного населения. Такие укрепления на арабском Востоке называли рибатами. С архитектурной точки зрения рибаты представляли собой хорошо защищенное оборонительное сооружение, оборудованное сторожевыми башнями и внутренне обустроенное для того, чтобы дать приют определённому количеству постоянных жителей, которые совершали там, в частности, совместную молитву, отсюда иногда их последующая трансформация в мечети.
В последствии на иранской, азербайджанской территории рибатами называли простые укреплённые караван-сараи (этапные стоянки для караванов и центры приёма для купцов и их товаров, возводившиеся либо в необни том месте, где они предусмотри тельно укреплялись, либо в городах, где они могли резервироваться для некоторых товаров или некоторых купеческих объединений).
Памятники культового строительства Азербайджана этого времени не сохранились – арабы приспосабливали под мечети сооружения предшествовавших религий, не разрушая их до основания. Здания сохраняли прежний облик, но вместо алтаря создавались михрабы. Первое датируемое строительной надписью сооружена связанное с утвердившимся в стране исламом, относится Сыныг-гала (повреждённая башня) – минарет мечети Мухаммеда в Баку – среди минаретов, свойственного типам северных областей Азербайджана, он наиболее ранний и архаичный. В истории азербайджанского зодчества эти памятники занимают немаловажное место.
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА
Широкое распространение в исламском искусстве получило искусство книжной миниатюры. Слово «миниатюра» происходит от латинского слова «миниум» – «киноварь», «сурик» – краски, которые применялись при написании рукописных книг. Художника-миниатюриста называли миниатором и иллюминатором (от латинского слова «освещаю», «украшаю»).
Под миниатюрой понималось маленькое по форме художественное произведение, которое оформлялось особой художественной техникой. Это живописные графические работы, иногда резьба. Выполнялись миниатюры на том же материале, что и вся рукописная книга – папирусе, пергаменте, бумаге. Рисовали художники с помощью кисти или пера (на Востоке оно называлось каламом) гуашевыми, акварельными и другими красками, а фоны изображений и отдельные детали прописывали золотом и серебром.
Тщательность исполнения, тонкая прорисовка деталей, яркие краски свойственны лучшим работам художников-миниатюристов. Искусство миниатюры получило широкое распространение в Средние века в арабских странах, Иране, Афганистане, Средней Азии, Турции, Индии, Азербайджане, особенно в Ираке. На Востоке широко применялась книжная миниатюра. Книжная миниатюра использовалась в религиозной, художественной, научной литературе.
Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее популярные изображения- сцены царских приёмов, пиров, охот, сражений, портреты правителя на троне или коне – почти без изменений переносились со страниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости.
В XV в. при дворе Тимуридов в Герате работала китабхане – книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада, Шираза и Тебриза. Там сложился утонченный стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые краски.
В Герате работал выдающийся миниатюрист Кемаль Бехзад (1455-1535/6 г.). В своих произведениях он создал многогранный мир поэтических и философских образов. Одним из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XIII в. был тебризский мастер Султан Мухаммед, автор аристократически изысканных «портретов» юных принцев.
При дворе османских султанов в Стамбуле в XV в. работали итальянские мастера, в XVI-XVII вв. – каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ирана и Азербайджана, рядом с ними трудились и местные художники.
В тюркской миниатюре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства. Произведения придворных живописцев как бы наглядно подтверждали описания успешных военных походов, пышных дворцовых приемов, празднеств и торжественных парадов.
Один из наиболее ранних образцов книжной миниатюры народов Ближнего и Среднего Востока создавались в азербайджанских городах – Хое, Мараге и Тебризе. В конце XIII – начале XIV века Марага и Тебриз – резиденция первых ильханов – были наиболее развитыми центрами мусульманского Востока. Можно сказать, что азербайджанская книжная миниатюра соединила в себе технику различных школ-миниатюр.
В мастерских были сосредоточены лучшие каллиграфы, художники и другие мастера книжного искусства из разных стран, которые переписывали и иллюстрировали книги-рукописи, в том числе капитальный труд «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина – известного врача, историка и государственного деятеля, создателя этого научного и художественного центра.
Азербайджанскими художникам созданы многочисленные иллюстрации к бессмертным произведе ниям корифеев классической восточной поэзии. Роскошные рукописи «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе Низами, произведений Саади и Хафиза, Джами и Навои, Хосрова Дехлеви, богато иллюстрированна азербайджанскими художниками, также великолепные миниатюры на отдельных листах, собранные в специальные альбомы – «Муракка» свидетельствующие, что азербайджанская миниатюра прошла длительный и сложный путь развития прежде чем достигла высшего расцвета в 30-х годах XVI века.
Наиболее ранние образцы азербайджанской миниатюры, иллюстрирующие «Варга и Гюльша» (начало XIII в., Музей Топкапы, Стамбул, художник Абдул Момин ибн Мухаммед аль-Хойи), «Манафи аль-Хайван» (1298 г.), «Джами ат-таварих» (1308 и 1314) свидетельствуют о возникновении на Среднем Востоке новой школы.
В силу своего географическо положения Азербайджан был местом скрещивания различных культурных течений Запада, Востока Севера и Юга.
В начале XIV века в окрестностях Тебриза были созданы новые городки – Газнийе и Рашидийе, в которых были учебные и научные учреждения, обширная библиотека и художественные мастерские. В формировании и первоначальном развитии художественного стиля тебризской школы миниатюр переплетались традиции различных школ: Восточного Туркестана – посредством китайско-уйгурсских художников, привезённых в Тебриз монгольскими ильханами и арабо-месопотамской живописи через багдадскую школу.
В истории развития азербайджанской миниатюры выдающееся художественное явление представляет тебризская школа XVI века. В связи с образованием централизованного сефевидского государства столица Азербайджана Тебриз вновь становится центром художественной культуры всего Ближнего и Среднего Востока. Во время правления шаха Исмаила – талантливого поэта и мецената и его сына, Тахмасиба, большого любителя и ценителя искусства, дворцовая библиотека и художественные мастерские становятся средоточием лучших творческих сил Ближнего Востока.
В Тебризе, рядом с местными художниками, плеядой разносторонне одарённых мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом (Мир Мусаввир, Мирза Али, Мир Сеид Али, Музаффар Али) работали такие видные деятели искусства Среднего Востока, как знаменитый Кемаль Бехзад, Шейхзаде Хорасани, Ага Мирек Исфагани и др.
Тебризские художники, возглавляемые этой группой талантливых мастеров, продолжая местные художественные традиции, синтезировали лучшие достижения других школ и выработали особый образный строй, свойственный этой школе. Азербайджанские художники-миниатюристы сыграли важную роль в формировании исламской художественной школы, в частности миниатюры, оказав существенное влияние на формирование этого искусства в Средние века.
Расцвет исламской культуры повлиял и на развитие азербайджанской культуры – в любой интеллектуальной и творческой области – как в литературе, живописи, в частности миниатюре, декоративно-прикладном искусстве, музыке, так и в науке. Такие имена, как Низами, Физули, Султан Мухаммед, Бехзад, Насреддин Туси стали большими величинами исламской средневековой культуры, обладая энциклопедическими и всесторонними знаниями и большим профессионализмом, они повлияли на дальнейшее развитие не только культуры Востока, но и мировой культуры.
Самира Мир-Багирзаде
По материалам журнала «Государство и религия»
Количество просмотров: 2 077