Председатель Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка Сафаров Азер Муршудович получил официальный ответ на свое обращение к председателю Комитета Государственной Думы по делам национальностей Гильмутдинову Ильдару Ирековичу в связи со сложной ситуацией в отношении преподавания азербайджанского языка в школах Дагестана.
Данное письмо было направлено в Комитет Госдумы по делам национальностей к круглому столу, посвященному теме законодательного обеспечения сохранения, развитие и изучения языков народов Российской Федерации, их состоянию и перспективам.
В своем обращении Азер Сафаров акцентирует внимание комитета Госдумы на законодательную коллизию, которая возникла в Республике Дагестан в отношении изучения азербайджанского языка.
В частности, в письме отмечалось, что в 2002 году в Федеральный закон «О языках народов России» был введён пункт 6, предусматривающий изучение языков, имеющих государственный статус на основе кириллической графики, который не учитывал, что азербайджанский язык, имеющий государственный статус в Республике Дагестан, уже изучается на основе латинской графики. «Еще с советских времен в Дагестане азербайджанский язык изучался с использованием учебников, издаваемых в Азербайджане. При этом вся научно-методическая база преподавания азербайджанского языка и литературы опиралась на Бакинскую школу методики и педагогики. Естественно, когда в Азербайджане был осуществлен переход от кириллической графики на латинскую, то и в Дагестане тоже произошел автоматический переход на латиницу. Далее разнонаправленное и разноскоростное развитие реформы систем образования в АР и РФ привели к сегодняшнему критическому положению: после принятие решения в 2017 году о запрете использования учебников, изданных в Азербайджане, школы Дагестана остались без учебников, а учителя, не имеющие соответствующей научно-методической подготовки, загруженные учебным процессом и множеством других обязательств, получили в 2019 году задание самим написать учебники», — говорится в письме.
Азер Сафаров выступил с предложением выхода из этого положения и предложил в пункт 6 Федерального Закона №274 «О языках народов России» добавить следующую поправку — изучение языков народов России, имеющих государственный статус в России и относящихся исторически к государственному образованию за пределами Российской Федерации, осуществлять по стандартам страны — происхождения языка.
Кроме того, в целях фундаментального решения проблемы с этнокультурным образованием и развития образовательной системы автор письма предложил внедрить полноценный этнокультурный компонент образования, включающий в себя один из языков народов России в качестве родного или общерегионального языка, а также изучение истории и культуры народов России в качестве отдельного предмета или обзорных курсов. Для этого, по мнению Азер Сафарова, необходимо разработать соответствующую концепцию, одобрить её для применения и внести в закон об образовании необходимые дополнения для реализации данной концепции.
Смысл данных предложений заключается в том, что, во-первых, изучение языков народов РФ превращается в полноценную подсистему российского образования, в рамках которой дети – представители малочисленных народов смогут изучать свой родной язык и культуру, а русскоязычные дети смогут изучать язык и культуру одного из народов, который наибольшей степени представлен в регионе. Таким образом, это будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению друг к другу, что станет основой для межэтнического единства и гражданской общности. А, во-вторых, появляется дополнительная возможность углубленного изучения русского языка. Поскольку предметы – «родной язык», и условно, «региональный язык», будут изучаться в сравнении с русским языком и русскими пояснениями, что создаёт возможность как повторения основного учебного материала по русскому языку, так и углублённого изучения грамматических и лексических особенностей государственного языка.
В ответе председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова было отмечено, что обращение председателя Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка Азера Сафарова направлено в Министерство просвещения Российской федерации, о результатах которого его дополнительно проинформируют.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей поблагодарил Азера Сафарова за активную гражданскую позицию в защите языковых прав народов Российской Федерации, за внимание к теме изучения и преподавания языков народов Федерации в системе образования Российской Федерации и отметил, что вопросы государственной языковой политики Российской Федерации традиционно находятся в поле особого внимания Комитета.
Также сообщалось, что с дополнительной информацией о рассматриваемых Комитетом инициативах в сфере языковой политики Российской Федерации каждый желающий может ознакомиться на официальном сайтe комитета Госдумы по адресу: http://www.komitet2-4.kin.duшa.gov.ru.
Пресс-центр НМиПП центра азербайджанской культуры и языка
Количество просмотров: 3 399