15 апреля исполнилось 85 лет Пакту Рериха — первому международному договору по защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время.
Этот документ стал практическим воплощением идей, заложенных в художественном, философском, научном наследии великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля Николая Рериха. Пакт положил начало изменению взглядов человечества на сокровища культуры, сообщает АЗЕРТАДЖ.
В основе этого документа положена важнейшая идея Николая Рериха о Мире через Культуру. «Мир и Культура – священный оплот человечества», – утверждал Н.К.Рерих.
В феврале этого года в Баку была создана Инициативная группа поддержки Международного центра Рерихов и его Музея им. Н.К. Рериха.
В феврале же 2020 года в столице Азербайджана – городе Баку, в Российском информационно-культурном центре состоялось открытие выставки Международного центра Рерихов «Пакт Рериха – мир через культуру». Выставка проходила в рамках международного культурно-просветительского выставочного проекта Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха. История и современность».
Организаторами этого значительного события в Баку – городе древних культурных традиций и стала Инициативная группа поддержки Международного Центра Рерихов и его Музея им. Н.К. Рериха (Баку) при поддержке Международного Центра Рерихов и Российского информационно-культурного Центра.
Представленная в столице Азербайджана выставка начала свой путь в Австрии, где экспонировалась в венском Отделении ООН, затем проходила в Эстонии и Латвии и благодаря дружеской помощи и поддержке Австрийского общества Рерихов и Латвийского отделения Международного центра Рерихов, прибыла в Баку.
На открытии экспозиции присутствовали посол Российской Федерации в Азербайджанской Республике Михаил Бочарников, атташе по культурным вопросам при посольстве Индии Сужеш Чандра Синха, советник Посольства РФ в Азербайджане Игорь Еронин. На открытии также присутствовали директор Президентской библиотеки Маил Ахмедов, директор Музейного центра Министерства культуры Азербайджанской Республики Лиана Везирова, председатель Ассоциации русской молодежи Азербайджана Роман Борискин, известный критик, заслуженный деятель искусств Зиядхан Алиев, представители науки и искусства Азербайджана, представители СМИ. Среди гостей также находился также руководитель редакции «Словник» Научного центра Национальной энциклопедии Азербайджана, художник Гусейн Миртагави – автор портрета Н.К. Рериха, выполненного в уникальной технике – хирургическим скальпелем на покрытой краской фанере.
О деятельности Инициативной группы в Азербайджане рассказывает одна из членов этой группы и кураторов выставок, проведенных недавно, Лала Султанова.
— Идеи Пакта Рериха актуальны и для Азербайджана, на территории которого было повреждено и разрушено много культурных и исторических памятников в результате карабахского конфликта. Некоторые их них восстановить будет уже невозможно. Это большая потеря не только для культуры нашего народа, но и для мировой культуры в целом.
Сегодня существует международное право в сфере охраны культурных ценностей, во всех странах работают специализированные учреждения по вопросам культуры. Словосочетание «защита культуры» вошло в национальные словари. Но научились ли мы сохранять достижения творческого гения? В чем актуальность Пакта Рериха в наши дни?
Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, как создавался Пакт и как он пришел в нашу жизнь.
Первые шаги к Пакту были сделаны Рерихом еще в России. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной совершил большое путешествие по древним русским городам, во время которого написал более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Эта художественная серия стала настоящим открытием: на полотнах Рериха перед взором современников предстала яркая самобытность древней русской архитектуры и иконописи. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – написал художник в одном из своих очерков, указав на непреходящее значение культурного наследия для будущего. Активная общественная деятельность Н.К.Рериха в защиту культуры продолжилась в странах Европы и Америки. Николаю Константиновичу удалось создать мощное международное общественное движение, которое воспринималось в то время прогрессивными деятелями культуры как исключительно важное действие, необходимое для предотвращения ужасов войны.
Идею Пакта поддержали Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Морис Метерлинк, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, ряд других известных деятелей культуры, науки и политики. В бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 года) Н.К.Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры: «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще культуры, искусства, науки». Культуру, воспитывающую в человеке гуманизм, Рерих рассматривал как наиболее действенное средство для прекращения вооруженных конфликтов.
В историческом пространстве XX века, насыщенном разрушительными событиями двух мировых и десятков локальных войн, международный договор о сохранении ценностей культуры прозвучал как призыв к человечеству о спасении Красоты, одной из главных ценностей жизни. Русский писатель-гуманист Ф.М.Достоевский провозгласил в конце XIX столетия: «Красота спасет мир». Н.К.Рерих развил эту мысль, подняв ее на уровень неотложных задач следующего исторического этапа: «Осознание Красоты спасет», – писал он.
Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.
Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…
Говоря о философском наследии Рерихов, особо следует сказать о книгах «Живой этики», труде, созданном Еленой Ивановной, супругой и соратницей Николая Константиновича при его участии и в сотрудничестве с великими учителями Востока, которых в Индии с глубоким почтением называют Махатмами (Махатма – Великая Душа). Живая Этика – это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению Живой этики, смысл эволюции человечества – духовное совершенствование, а Культура – средство спасения планеты от грядущих катаклизмов.
Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля 1935 года.
Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной. Представители 21 страны американского континента выразили поддержку договору, который был призван защищать объекты культуры и персонал культурных и научных учреждений всех стран, как в военное, так и в мирное время.
-Какую роль в этом играет сам Центр Рерихов?
— В последние 30 лет наиболее активным фокусом международного рериховского движения, связанного с популяризацией миротворческих идей Н.К.Рериха, стал Международный центр Рерихов (МЦР). Эта общественная организация была основана в 1991 году в Москве младшим сыном Н.К.Рериха – известным художником и общественным деятелем Индии Святославом Николаевичем Рерихом. Одной из крупнейших общественных инициатив МЦР за последние годы стал международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», посвященный сохранению культурного наследия человечества и мира на планете на основе идей Пакт Рериха. Проект стартовал в 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Его выставочные программы прошли в десятках городов Европы, Азии и Америки, в том числе, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в отделениях Организации объединенных наций в Женеве и Вене, во Дворце Мира в Гааге, в Законодательном собрании Аргентины. В общей сложности выставки и мероприятия проекта посетили более 500 тыс. человек, а с информацией о нем знакомы не менее 80 млн. человек в разных странах.
— Расскажите немного о символике Пакта Мира.
— В качестве специального символа договора Н.К.Рерих предложил Знамя Мира – белое полотно и на нем три соединенных круга в окружности большего диаметра амарантового цвета.
Знак триединства художник впервые увидел на иконе Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица», а затем обнаружил на древних памятниках культуры Европы, Америки и Азии. Универсальный символ Знамени Мира, пришедшей из глубины веков, вновь объединил континенты на новом витке эволюции.
Знамя Мира символизирует единство культурных достижений человечества, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего – «Единство и Вечность», по мысли художника. Н.К.Рерих называл его Красным Крестом культуры, подчеркивая, что «подобно Красному Кресту, Знамя в значительной мере может призывать человеческое сознание к охранению того, что… уже принадлежит не только нации, но всему миру» и вносить «стимул человеколюбия».
Николай Константинович был убежден, что прочный мир без войн, вражды, насилия и конкуренции на нашей планете возможен и его можно достичь именно путем Культуры, представляющей собой высшие духовные накопления каждого народа. Поэтому Н.К.Рерих рассматривал Культуру как основу духовной жизни каждого человека, главный устой для формирования нравственных ценностей и моральных устоев всего человечества. Эта идея была воплощена Николаем Константиновичем Рерихом в Пакте Рериха.
Знамя Мира – это утвержденный Пактом Рериха отличительный флаг для обозначения и защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов и вандализма мирного времени, в том числе во время беспорядков, волнений, революций. Знамя Мира предназначалось для размещения на объектах культуры, взятых под защиту Пакта, указывая на их неприкосновенность от бомбардировок и разрушений. Символика Знамени Мира, отражала идею культурной преемственности духовных накоплений человечества. Это также три составляющих части единого поля культуры: искусство, наука и религия.
Инициативу Н.К.Рериха о международной защите культурного наследия человечества поддержали тысячи представителей культурной общественности в разных странах мира. В их числе, крупнейшие политические, общественные и духовные лидеры того времени: король Бельгии, король Югославии, Папа Римский, физик Альберт Эйнштейн, писатели Герберт Уэллс, Рабиндранат Тагор, Томас Манн.
По инициативе Н.К.Рериха во многих странах стали создаваться комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира, прошли три международные конференции в поддержку Пакта. Основанное Н.К.Рерихом в 30-е годы ХХ века Международное общественное движение в защиту объектов культуры сыграло огромное значение в деле подписания Пакта Рериха и утверждения идей Знамени Мира.
Пакт был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года в присутствии Президента США Франклина Рузвельта представителями 21 страны Северной и Южной Америки. Практически четверть государств того времени. Договор обеспечивал всеобъемлющую защиту объектам культуры не только во время войн, но и в мирное время. Он провозглашал безусловный приоритет сохранения культурных ценностей перед военной необходимостью, тем самым, обеспечивая максимальную степень охранения мирового культурного наследия. В этом плане Пакт до сих пор не имеет себе равных.
— Есть примеры того, как Пакт Рериха помог сохранить культурные ценности?
— Вторая мировая война показала насколько востребованными и актуальными оказались идеи Николая Рериха. СССР и Европа, не подписавшие этот Пакт, понесли огромные потери культурного наследия.
Однако Пакт Рериха не остался только намерением на бумаге. Его реальное действие проявилось в 1945 году, когда в США разрабатывались планы ядерных бомбардировок Японии. Известно, что в первоначальном списке городов, на которые планировалось сбросить атомные бомбы, значилась древняя столица Японии – Киото. Этот город-музей под открытым небом должен был разделить страшную участь Нагасаки, однако в последний момент советник президента Трумэна напомнил об обязательствах США, взятых при подписании Пакта Рериха, и Киото был вычеркнут из списка военных целей.
После катастрофических культурных потерь Второй мировой войны мир снова обратил свое внимание на Пакт Рериха. Этот юридический документ положил начало новой эпохе в отношении человечества к своей культуре. Его принципы и нормы нашли отражение в Конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия. В том числе легли в основу Гаагской конвенции 1954 года, а также послужили для создания основ деятельности ЮНЕСКО по защите мирового культурного наследия человечества.
Основополагающая идея Николая Рериха о Мире через Культуру нашла отражение в Преамбуле Устава ЮНЕСКО.
Николай Рерих был убежден: любые договоры о защите культурных объектов смогут быть эффективными и реально защищать только в том случае, если широкая общественность и, в особенности, молодежь, благодаря культурно-просветительской работе воспитывается в уважении к культурным ценностям не только своего, но и других народов. Поэтому инициатор Пакта придавал огромное просветительское значение этому договору.
— Расскажите о деятельности Инициативной группы в Азербайджане. Для чего она была учреждена и каковы ее задачи?
— Свою основную задачу наша Инициативная группа видит в просветительской деятельности.
Наряду с выставками Международный центр Рерихов провел за последние годы несколько международных конференций, десятки семинаров и Круглых столов, посвященных идеям Пакта Рериха.
В 2016 году за значительный вклад в укрепление мира, его безопасность и налаживание мирного диалога и сотрудничества между народами на основе идеи Николая Рериха «Мир через Культуру» Международный центр Рерихов был выдвинут на Нобелевскую премию мира.
Со времени подписания Пакта Рериха прошло уже 85 лет, но и в XXI веке его и сегодня положения Пакта выглядят очень актуально.
На фоне 85-летнего юбилея Пакта Рериха совсем не праздничной выглядит ситуация с наследием Николая Константиновича Рериха. И прежде всего в России, на Родине этого выдающегося деятеля мировой культуры.
В 2017 году при участии Министерства культуры РФ в Москве был ликвидирован общественный музей его имени, созданный Международным центром Рерихов при участии и на пожертвования широких кругов общественности. Музей был основан в 1989 году в московской усадьбе Лопухиных Святославом Рерихом, который передал для его создания из Индии творческое наследие своих родителей – сотни картин, уникальный семейный архив, ценные коллекции предметов искусства. После закрытия музея более 18 000 предметов из его фондов были вывезены и отданы в Государственный музей Востока без составления описей. Ни условия их хранения, ни дальнейшая судьба их неизвестны. Несмотря на требования широкой общественности, правовая оценка случившемуся до сих пор не дана.
Количество просмотров: 3 007