В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге состоялось открытие инклюзивной выставки «Незримое искусство: Расширяя границы возможного», организованная совместно с Азербайджанским национальным музеем ковра, сообщает Trend Life
В мероприятии приняли участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова, Генеральный консул Азербайджана в Санкт-Петербурге Султан Гасимов, представители культуры и науки.
Выставка основана на результатах многолетних исследований в области создания реплик произведений искусства для слабовидящих людей — посетители музея ознакомятся с мировым культурным наследием новым, тактильным образом.
На выставке представлены сотканные в отделе традиционных технологий Азербайджанского национального музея ковра инклюзивные фрагменты Пазырыкского ковра — древнейшего ковра в мире, хранящегося в Государственном Эрмитаже. Слабовидящие люди смогут воссоздать его в своем воображении, прикоснувшись к фрагментам и почувствовав форму орнаментов.
В экспозиции представлены рельефные реплики войлочных изделий, найденных в Пазырыкском кургане, барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие» анимированные сюжеты, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами» и многое другое.
На открытии было отмечено, что реализация инклюзивного проекта Азербайджанского национального музея ковра во всемирно известном музее началась на основе Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанного с Государственным Эрмитажем в 2020 году.
«Эта выставка будет путешествовать и, надеемся, будет интересна другим музеям, а для слабовидящих и незрячих людей будут созданы условия для восприятия шедевров искусства человечества. Для нас сегодня одна из первостепенных задач — сделать музеи доступными всем людям без исключения. Реализация проекта «Музей без границ» началась два года назад, когда в отделе традиционных технологий нашего музея была разработана технология передачи ковровых орнаментов тактильным путем с сохранением фактуры ковра. За основу был взят принцип старинной, почти позабытой в наши дни технологии ковроткачества, где фон ковра выполняется безворсовым способом, а орнамент — ворсовым. В сотрудничестве с Обществом слепых Азербайджана были разработаны оптимальные для слабовидящих и незрячих людей параметры ткачества — такие, как высота ворса, плотность и т.д., после чего были созданы небольшие ковровые образцы, дополнившие собой нашу экспозицию», — отметила Ширин Меликова.
В 2019 году, когда работа над этим проектом была в самом разгаре, музей в Баку посетил заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель, который приехал в столицу Азербайджана для проведения мастер-классов по консервации ювелирных изделий в рамках программы ЮНЕСКО.
«Ему понравился наш проект, о котором рассказал в Эрмитаже — так и стартовало это прекрасное сотрудничество. И сегодня мы с гордостью представляем его результаты — серию образцов ковроткачества, иллюстрирующую орнаменты одного из самых знаменитых ковров мира — Пазырыкского ковра, прославленного экспоната Государственного Эрмитажа. Этот совместный проект является ярким примером не только плодотворного межмузейного сотрудничества, но и востребованности инклюзивного направления в современной музейной деятельности», — добавила Ширин Меликова.
В конце официальной части Михаил Пиатровский подарил Азербайджанскому национальному музею ковра рельефный войлочный коврик, сделанный в лаборатории Эрмитажа, являющийся фрагментом огромного войлочного покрывала для юрты из Пазырыкского кургана.
Выставка продлится до 12 декабря 2021 года.
Количество просмотров: 546