В Ереване отметили юбилейную дату — 195-летие взятия Эриваньской крепости. Торжественное мероприятие, организованное «Русским домом в Ереване», прошло у бюста генералу Ивану Паскевичу, внесшему весомый вклад в дело захвата крепости.
Армянские СМИ, продолжая дела своих отцов-фальсификаторов истории, скрывают от своего же народа истину о тогдашних событиях.
Издание пишет, что «на протяжении нескольких веков городом-крепостью Эривань попеременно овладевали то османы, то персы. На момент штурма обороной крепости руководил Гасан-хан, но, следует отметить, что значительную часть населения в этой местности составляли армяне. Понимая это, Гасан-хан выслал в Персию несколько армянских семей, которые могли помочь русским».
На каких идиотов рассчитана мысль, что несколько семей могли решить судьбу Иревана. Так назывался этот город. Армяне в те годы , используемые в качестве трудовых мигрантов, жили за крепостными стенами. Только после открытия крепостных ворот они являлись на работу и до закрытия их должны были покинуть город. Город был только мусульманским. Было на этот период в городе 8 прекрасных мечетей. Христианских храмов, естественно, не было. В 1725 году в Крепости была возведена новая мечеть, названная мечеть Раджаб Паша. Эта мечеть имела форму правильного параллелепипеда и сферический купол, она была украшена геометрическим орнаментом в восточном стиле. После захвата 1 октября 1827 года русскими войсками Иревана, по распоряжению Паскевича с купола мечети «Раджаб паша» на следующий же день были сняты полумесяц со звездой, а на их место был водружен крест. Был также установлен церковный колокол. Таким образом, мечеть «Раджаб паша» превратилась в православную церковь. Впоследствии в ее внешнем виде были произведены изменения: к фасаду были добавлены цилиндрические столбы, кровля была покрыта, и, таким образом, мечеть приобрела вид христианского храма.
Город захватывать помогали армянские коллаборационисты (граждане Персии, которая воевала с Россией). Тифлисский епископ Вазген организовал армянские военные формирования, которые помогали российским захватчикам. Самое интересное, что этой глупости вторит и Руководитель представительства Россотрудничества Вадим Фефилов.
«Взятие Эривани в 1827 году — итог многолетних попыток русской императорской армии освободить крепость, в чертах которых преимущественно жили армяне. Территория находилась то под контролем османской империи, то под контролем персидского шахин- шахства. Во время штурма Эривани генерал Паскевич стоял во главе войска лично. Ни одно ключевое сражение не проходило без его участия», — отметил Фефилов. Не могу понять откуда берутся такие «историки» — не то провокатор, не то очередной необразованный чиновник.
Обратимся к истории.
В «Книге путешествий» турецкого географа Эвлия Челеби написано: «В 910 году хиджры (1504 год христианского летоисчисления) Сефевидский Шах Исмаил поручил своему полководцу Реванкули хану строительство крепости. Она была построена на юго-восточной стороне реки Занги за семь лет из камня и кирпича».
Крепость, названная в честь Реванкули хана Ревангала, или просто Реван (Иреван, в дореволюционной русской традиции – Эривань), дала начало городу.
Напомним, что во многих исследованиях, посвященных древней истории и периоду образования Иревана, отмечается, что топоним «Иреван» происходит от тюркских слов «-ир», то есть «смельчак», «отважный муж», и «аван», что значит «край, земля» — «Земля отважных мужей». В XVI–XIX веках в этих краях существовали десятки крепостей, площадей, базаров, мечетей, караван-сараев, бань и родников, носящих азербайджанские названия.
В силу того, что город был мусульманским, он строился, исходя из исламских традиций, – в нем было много мечетей. Эривань даже называли «городом минаретов». Большинство мечетей Эривани имели выложенные плиткой и украшенные фонтанами внутренние дворы. История не сохранила точного количества мечетей в Эривани до русского завоевания города в 1827 г., но известно, что к началу XX в. их осталось всего восемь.
В 1827 г. Эриванская крепость после 23-летних неудачных попыток была захвачена русскими войсками и сохранялась в прежнем виде до середины XIX в. Разрушение Эриванской крепости произошло в 1864 г. Стены, похожие на стены Бакинской крепости Ичери-Шехер, были разобраны, кладбища полностью уничтожены, названия кварталов изменены, а азербайджанцев начали планомерно из города выселять.
Однако частично постройки внутри Эриванской крепости оставались сохраненными вплоть до начала советизации Армении, когда местные власти приступили к полному сносу крепости, Ханского (Сардарского) дворца, бань и любых построек, напоминающих о мусульманском и тюркском прошлом Эривани. Но прежде всего приступили к сносу мечетей.
В 1936 г., завершив этот варварский процесс, не имеющий аналогов в истории, армяне переименовали древний азербайджанский город Иреван (Эривань) в Ереван, стерев тем самым и само упоминание о том, кем на самом деле был создан город и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры.
В итоге этого акта вандализма были снесены все мечети Эривани, кроме одной – Гёй мечети (Голубой мечети). Гёй мечеть – прекрасное произведение азербайджанского зодчества, включавшее внутренний двор размерами 71×47 м, прекрасный фонтан, помещение для омовений. Здание мечети, купол и минарет были выложены декоративной керамической плиткой, украшены майоликой. https://azerhistory.com/?p=7505
Среди варварски уничтоженных мечетей самая старая построена по приказу Шаха Исмаила в начале XVI в. Мечеть эта была ярким образцом архитектуры азербайджанского сефевидского государства. Во время армяно-азербайджанских столкновений 1918 г. мечеть была сожжена вместе с прятавшимися в ней азербайджанцами.
Пятничная (Джума) мечеть была построена в 1606 г. по приказу Сефевида Шаха Аббаса (1557-1625). По архитектурному стилю и монументальности Эриванская Джума мечеть напоминала Гянджинскую, т.к. была построена тем же архитектором – Шейхом Баха-эд-дином. Она находилась в крепости с восточной стороны дворца Эриванских ханов, известного как Дворец Сардара (правителя).
В архитектурный комплекс мечети входили медресе, библиотека, гостевой дом и широкий внутренний двор. В начале 1918 г. этот архитектурный комплекс, находившийся в запустении, был описан археологом-азербайджанцем Исабеком Азизовым. Вскоре после этого он был полностью разрушен.
Мечеть Сардара (или Аббас-Мирза) была построена примерно в одно время с Сардарским дворцом и перестроена в начале XIX в. наследным принцем Аббас-Мирзой. В начале XX в. в мечети были размещены армянские беженцы из Турции. В период советской Армении мечеть была по частям снесена. До последнего времени оставался лишь остаток стены мечети высотой 2-3 м. Армянское правительство в 2007 г. представило Совету Европы список «охраняемых исторических памятников», в который был включен и этот остаток стены. Однако армянские вандалы в середине ноября 2014 г. полностью разрушили и этот «охраняемый» остаток.
Из других мечетей Эриванской крепости сохранились сведения о мечети Раджаба-паши, построенной в 1725 г. В 1839 г. мечеть Раджаба-паши была полностью перестроена в православную церковь ( в городе НЕ БЫЛО ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ!!!) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, т.к. Эривань русскими войсками была взята именно в этот праздник. По данным 1913 г. богослужение в этом храме уже не совершалось, но он еще был цел. Позднее он был разрушен.
Другие мечети города располагались в квартале Старый город (Шехер), вне крепостных стен. Это мечеть Гусейнали-хана, мечеть Мухаммеда Сертиб-хана. Они были полностью снесены.
Там же располагалась и городская мечеть Зал-хана (Шехерская). По величине была меньше Гёй мечети, но в красоте ей не уступала, имела подобно ей свой двор и тенистый садик. На ее фасаде на азербайджанском языке арабским алфавитом была вырезана дата завершения строительства – 1687 г. Свое название она получила в честь Зал-хана, который, будучи в то время правителем Эриванского беглярбекства, приложил немало усилий для восстановления городских построек. Впоследствии мечеть стала называться Шехерской.
В 1928 г. большой зал Шехерской мечети был снесен и на его месте построен отель «Ереван». Медресе при мечети было перестроено под атеистический клуб «Красный Восток», а затем, после 1945 г., в художественную галерею.
Тепебашинская мечеть располагалась в одноименном квартале. По некоторым сведениям, ее построил член Эриванской городской управы, потомок ханского рода Аббасгулу хан Эриванский. Минарет мечети был уничтожен в 1960 г.
Имелись мечети и в Демирбулагском квартале: мечеть Гаджи Новруз Али-бека, мечеть Гаджи Джафара и Чатирли мечеть (Демирбулагская). Первые две стали жертвами времен репрессий 30-х гг. и генерального плана города. До 1988 г. единственной действующей мечетью в Ереване оставалась построенная Гаджи Музаффар агой Чатирли мечеть. Надпись на фасаде указывала на завершение строительства мечети в 1909 г.
У нее была интересная нестандартная архитектура. Минарет отсутствовал, вместо него на крыше была сооружена квадратная площадка высотой 1,5-2 м, на которой построена открытая беседка, окруженная железными решетками. Крыша беседки была сделана из железного листа и напоминала зонтик, поэтому мечеть и называлась Чатирли (зонтичная).
С архитектурной точки зрения, такие мечети относятся к типам мечетей «Гюльдесте». Впоследствии эта мечеть, в соответствии с месторасположением, в официальных документах стала называться Демирбулагской.
Эту мечеть и азербайджанскую среднюю школу №9 им. М.Ф. Ахундова армяне подожгли 23 февраля 1988 г. В 1990 г. Демирбулагская мечеть была разрушена до основания, а на ее месте было построено высотное жилое здание.
Вот так разрушались мусульманские святыне в построенным азербайджанцами городе Иреван, позже переименованного в Эривань, затем уже в Ереван, в советское время.
Можно вспомнить и французского путешественника.
Армянские фальсификаторы и их приспешники умышленно скрывают или извлекают при переводе на русский язык средневековых книг информацию о Азербайджане. В частности, такая участь постигла и известный трактат французского путешественника Шардена, побывавшего на Кавказе в 17 веке. Если читать «Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.», переведенное и изданное в 1902 году в Тифлисе в скоропечатне (типографии) М.Мартиросянца, то ничего путного о Азербайджане не найдете. Однако во французском оригинале этой книги под названием «Journal du voyage du chevalier Chardin en Perse et aux Indes Orientales par la Mer Noire et par la Colchide» приведены уникальные факты о территориях Азербайджана и его значительной роли в древней истории.
При переводе на русский язык была опущена целая глава об Азербайджане, которую воспроизводит в своем ролике Ф.Экозъянц. А что касается истории Еревана (Иревана) то Шарден называет надуманной версию армянской стороны о древней истории этого города и показывает, что его возникновение связано с мусульманами. Однако современные армянские переводчики не перевели полностью этот отрывок из книги Шардена с целью скрыть правду.
А ведь в оригинале своей книги Шарден называет надуманной версию армянской стороны о древней истории этого города, якобы связанной с допотопным пророком Ноем и показывает, что его возникновение связано с мусульманами. Именно с целью скрыть эту правду, современные армянские переводчики не перевели полностью этот отрывок из книги Шардена. Особо отметим, что Ф.Экозъянц разоблачает, снятый по заказу «Союза армян России» армянский фильм, автором которого является Тигран Манасян. В этом фильме используются сфальсифицированные отрывки из книги Шардена с целью приписать Еревану «древнюю историю».
«Однако каждому известно, что армянский язык — это современный новейший язык и он не был известен 700 лет назад. В истории Персии мы не находим ничего о происхождении Иревана и я не думаю, что он был построен до завоевания арабов в Армении – поскольку ни в городе, ни в его окрестностях нет никаких следов глубокой древности или античности», — пишет Шарден в своем труде. (rizvanhuseynov.com)
Ниже представляем две части из фильма Ф.Экозъянца на эти темы:
О ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛЕ ПОД НАЗВАНИЕМ АЗЕРБАЙДЖАН. ФИЛИПП ЭКОЗЬЯНЦ
Так, в своем очередном расследовании под названием «О древней земле под названием Азербайджан», по словам нашего собеседника, Экозьянц на фактах доказывает, что армянская пропаганда лжет, когда утверждает, что понятие «Азербайджан» появилось лишь сто лет назад с провозглашением АДР, что этот термин относится к Ирану и не имеет отношения к территориям выше реки Араз и так далее. Исследователь показал предвзятость и ошибочность утверждения армянской пропаганды о том, что термин Азербайджан на Кавказе появился в начале 20-го века. На основе античных и средневековых европейских источников Ф.Экозъянц доказывает, что исторический Азербайджан, растянувшийся от Дагестана, Каспийского моря, значительной части Кавказа и до середины Ирана, существует как минимум 3000 лет, а может, и больше.
ЖАН ШАРДЕН: НИКАКИХ СЛЕДОВ ДРЕВНОСТИ В ЕРЕВАНЕ НЕТ. ЧИТАЕМ ОРИГИНАЛ.