Аревахач, или как присваивается история религии Кавказской Албании

Относительно недавно армянские историки ввели новый термин аревахач, означающий солнечный крест , также, как пишут армянские историки. известный как Армянский знак вечности (символы «֍» и «֎») — древний армянский (армянский ли?) символ в виде круглого, вихревого, винтообразного круга, похожего на солнце.
Очередная ложь в армянской историографии. То, что хайи никогда не были солнцепоклонниками известно всем.
Огнепоклонничество и солнцепоклонничество были главными языческими направлениями в культуре народов Южного Кавказа, задолго до появления хайского народа на Южном Кавказе.
Сразу отметим, что многие народы, этнические группы, которые проживали на Южном Кавказе, сыграли важную роль в формировании азербайджанского народа с последующим увеличением тюркской составляющей, Поэтому и тюркский язык стал определяющим и языком межэтнического общения на большой территории, где в течение многих тысячелетий возникали и угасали различные азербайджанские государства, при этом формировался единый народ, который уже позже назовут азербайджанским.
Так вот, в этом обширном пространстве доминировал зороастризм – одна из древнейших религий. Не будем останавливаться на общих принципах этой религии (можно найти достаточно обширную информацию в различных поисковиках). Отметим следующее.
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.
Поэтому и сегодня в различных уголках Южного Кавказа, где формировался азербайджанский народ, найдете различного рода храмы огнепоклонников и храмы Солнца. Так один из известных храмов Солнца на Южном Кавказе находится в Гарни (современная Армения), которая вошла в состав Армении после передачи 29.05.1918 года под давлением Запада азербайджанцами Эриванского уезда для создания впервые в истории хайского народа своей государственности (Республика Армения). (https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/hram-garni-azerbaidjan-5fa53d6f3a59d85105a4ec4a ).
Многочисленные храмы огнепоклонников можно встретить сегодня на территории Азербайджана.
Кстати, один из древних азербайджанских праздников Новруз байрам непосредственно связан с зороастризмом.
А теперь обратимся к надгробным памятникам, которые армяне называют хачкарами, в Кавказской Албании – хачдашами, азербайджанцы — башдашами. Ранее я уже писал об этимологии слова «хач» (https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/hach-vang-katalikos-proishojdenie-6017c765123cc8767c5cb554?from=editor).
Мемориальные сооружения всегда отображали религиозно-традиционное приверженство народа.
Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, его могут обратить в иную религию, сменятся формы домов и храмов, но неизменными останутся погребальные обряды и сооружения — дохристианские стелы, христианские хачдаши, мусульманские башдаши и др. Конечно, со временем происходят изменения в деталях, но фундаментальная структура остается неизменной. Смерть, душа всегда оставались за пределами обычного восприятия окружающего мира. И переступать этот порог никогда не хотелось даже завоевателям, и даже пришельцы с новой религией. Поэтому, даже в периоды религиозных гонений, редко доходило до попыток изменить погребальные обычаи, формы захоронения или мемориальные сооружения. Даже коммунисты, придя к власти, этот порог не переступали нигде.
Так, например, «в мемориальных стелах Кавказской Албании четко запечатлена трехуровневая модель мира: небесный уровень — райская сфера как обитель сакральных персонажей, средний — земная сфера, мир человека и нижний мир — подземная сфера, т. е. переходный уровень хачдаша или башдаша плюс сама могила. Эти уровни, в свою очередь, могут по-разному члениться, могут меняться персонажи или вместо них выступать их символические заместители и ипостаси. Могут меняться объекты, которые налаживают межуровневые связи, но это будет всего лишь изложение одного и того же сюжета на разных культово-художественных языках.»( Д. А. АХУНДОВ « АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГОАЗЕРБАЙДЖАНА», АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986 )
В этом они существенно отличаются от хачкаров Армении, которые на протяжении очень длительного времени изготовлялись в условиях стабильной религиозной ситуации, что быстро привело к канонизации сюжета, в котором доминирующее место заняло изображение креста, основного символа христианской веры.
Поэтому в Нагорном Карабахе нет ни одного погоста с армянскими хачкарами до 19 века!!! Можно встретить только албанские хачдаши или азербайджанские башдаши.
Так вот, в албанских хачдашах наряду с христианским крестом практически всегда располагали и символы дохристианских языческих символов, в частности, символ Солнца. Так, например, в хачдаше (надгробная плита) основателю Гандзасарского Собора Гасану Джалалу содержится этот символ. Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида , в центре которой находится изображение Колеса Вечности. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях других албанских монастырей, где правили родственные Асан Джалалу династии. Вторая сфера — звезда с шестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности и македонским символом Виргинской Звезды. Третья резная фигура олицетворяет «Солнце» — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачдашей, в честь предшествующей дохристианской языческой религии Кавказской Албании.
Если мусульманские и армянские надгробные памятники носят только символы своей веры, то албанские надгробные памятники отображают историю своей религиозной направленности.
Поэтому попытки армянских горе-историков любыми средствами, методами, технологиями историю албанского народа, албанской истории религии присвоить себе обречена на провал.
Кямран Рустамов
Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий