Состоялся научный семинар «Культура Азербайджана 2-ой половины ХХ века: аккультуральная ситуация и интегративная функциональность фольклора»

В Баку, Центральной научной библиотеке НАНА, состоялся научный семинар доктора философии по филологии Сархана Хавери на тему «Культура Азербайджана второй половины ХХ века: аккультуральная ситуация и интегративная функциональность фольклора».

Мероприятие состоялось при организационной поддержке Института фольклора Национальной Академии наук Азербайджана.

В семинаре приняли участие сотрудники институтов фольклора, философии, археологии и этнографии НАНА, педагогические и студенческие коллективы высших учебных заведений республики, докторанты и диссертанты, передает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на отдел по связям с общественностью Управления по связям с общественностью и популяризации науки аппарата Президиума НАНА.

Директор Института фольклора НАНА, академик Мухтар Иманов рассказал об актуальности и значимости темы семинара.

В своем выступлении Сархан Хавери отметил, что для определения по всем параметрам точной генеалогической, исторической, культурологической, социологической, идеологической, даже теологической модели такой социокультурной системы, как культура Азербайджана, которая прошла сложный путь становления и развития, необходимо изучить ее контакты и взаимоотношения с иными культурными системами. Он отметил, что системная целостность той или иной культуры и обуславливающие эту целостность этнокультурологические особенности более отчетливо проявляются именно во время активного контакта с чужими культурами.

Докладчик рассказал о понятии «аккультурация», которое не очень широко применяется в национальном общественно-гуманитарном научном обороте. Отмечалось, что в современной культурологии аккультурация выражает процесс присвоения чужой культуры в результате непрерывного контакта с ней: «Часто процесс аккультурации происходит между господствующей культурой-донором, оказывающей влияние, и культурой-реципиентом, которая подвергается влиянию, и с этого момента он ставит перед культурой-реципиентом фундаментальную дилемму: сохранить свою культурную идентичность или принять чужую культуру. Эту дилемму можно решить, прибегнув к четырем стратегиям, одну из которых необходимо выбрать: ассимиляция (утрачивание культурной идентичности полностью и обретение новой культурной идентичности), сепарация (полное сохранение культурной идентичности и отрицание чужой культуры), маргинализация (потеря традиционной культурной идентичности и принятие новой культурной идентичности) и интеграция (обогащение новой культурой при условии сохранения традиционной культурной идентичности)».

С. Хавери сообщил, что с научной точки зрения необходимо прослеживать процесс аккультурации на различных этапах развития национальной культуры Азербайджана, особенно в 60-80-х гг. прошлого века, которые сопровождались очень сложными аккультуральными ситуациями. Оратор обосновал свой выбор тем, что период, охватывающий несколько десятилетий ХХ века перед обретением Азербайджаном государственной независимости во второй раз, своей этнокультурологической системной целостностью и новыми качественными показателями составляет отдельный этап современной национальной культуры Азербайджана.

Затем Сархан Хавери сообщил, что в тот период при сложившейся новой аккультуральной ситуации, возникшей в контексте отношений с западной культурой, стратегическим выбором культуры Азербайджана стала интеграция, а основным фактором, обеспечившим реализацию интеграции, стало то, что традиционная культура, фольклорное мышление участвовали в этих процессах в качестве регулирующего параметра. Он отметил, что в тот исторический период быстрая реакция отечественной культуры на различные нравственно-интеллектуальные тенденции Запада, а также достаточно высокий профессиональный уровень этих реакций обуславливались тем, что национальная культура вошла в эти процессы с достаточно точно определившимся фольклорным мышлением. Приняв на этом этапе фольклорное мышление с новым содержанием, национальная культура смешалась с европейскими культурными традициями. Творческие отрасли в национальной культуре, опирающиеся на фольклорную память, поднялись на уровень культурного движения.

Анализируя различные культурные факты, оратор сообщил, что в 60-80-е гг. ХХ века фольклор выполнял в культуре Азербайджана функцию регулирующего параметра. В качестве наглядных примеров всему вышесказанному докладчик привел ряд образцов, относящихся к культуре Азербайджана второй половины ХХ века. Он сообщил, что участие фольклора в различных сферах отечественной культуры второй половины ХХ века – литературе, музыкальном искусстве, живописи, кино – носит целостный, системный характер.

Подводя итог, ученый отметил, что в 60-80-х гг. ХХ века в условиях новой аккультуральной ситуации основным фактором, устранившим во время стратегического выбора ассимиляцию, сепарацию и маргинализацию и обеспечившим реализацию интеграции, было участие в этих процессах традиционной культуры, фольклорного мышления в качестве основного регулирующего параметра.

В заключение Сархан Хавери ответил на интересующие ученых-фольклороведов вопросы, связанные с поднятой научной проблемой. По окончании доклада состоялись дискуссии.

В своих выступлениях заведующий отделом мифологии Института фольклора НАНА, доктор филологических наук, профессор Сейфаддин Рзасойлу, старший научный сотрудник Института философии НАНА, доктор философских наук Физули Гурбанов, культуролог, профессор Фуад Мамедов и другие ученые подчеркнули актуальность темы, ее значимость с точки зрения изучения современной культуры Азербайджана и необходимость продолжения научных изысканий в данной сфере.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.