Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, Тюркский совет) в рамках работы VIII саммита стран – членов ССТГ в Стамбуле был переименован в Организацию тюркских государств. В настоящее время в Организацию тюркских государств входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан, в качестве наблюдателя в его деятельности участвует Венгрия. А в ходе работы саммита в качестве страны-наблюдателя в организацию была принята Туркмения.
Саммит проходил в очень неспокойное время. Захват власти в Афганистане талибами значительно увеличил геополитические и военные риски в Центральной Азии. США настаивают на создании военных баз в Узбекистане и Киргизии, однако уже получили отказ. Многое в регионе зависит от позиции России, Турции и Ирана.
Для Узбекистана сейчас, после захвата талибами власти, как никогда важна поддержка в военной сфере. Страна вышла из пророссийского ОДКБ, но очень вероятно, что Узбекистан будет усиливать военное сотрудничество с Россией и Турцией, стараясь выторговать себе наилучшие условия вступления в ЕАЭС.
Экономика и финансы всегда были на первом месте. На саммите в Стамбуле президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил создать Центр по исследованиям торгового сотрудничества тюркских государств, который будет заниматься выработкой предложений по устранению торговых барьеров, внедрению электронной коммерции и увеличению объемов внешней торговли. Он также говорил о развитии транспорта и транзита, создании новых трансконтинентальных коридоров из Китая в Европу, которые должны будут проходить через территории тюркоязычных стран. В средние века транзитная торговля обеспечивала хороший бакшиш, теперь все повторяется на новом историческом этапе. Да и сам союз тюркских государств на фоне разговоров об арабском, славянском и общеевропейском единстве выглядит продолжением общемирового тренда.
Какие перспективы у союза тюркских государств? Какой может быть в этом отношении роль России, в составе которой находятся тюркские Татария, Башкирия, Якутия, да и московское дворянство имеет прежде всего тюркские золотоордынские корни? У Турции с Азербайджаном уже очень тесные военные связи, которые сыграли решающую роль в прошлогодней победе Баку в Карабахе. Экономика Азербайджана намного сильнее экономики Армении, которая сильно «просела» в 2020 году на фоне COVID-19. И для России, особенно учитывая торговый транзит с Ираном и Индией, логичней было бы видеть в ЕАЭС Баку, а не Ереван.
В российских средствах массовой информации активно разыгрывается антитурецкая карта. Обывателя стращают турецкой экспансией в Поволжье. Однако Кремль безучастен к этому. Причина лежит на поверхности. На самом деле наши российские тюрки тесно встроены в российский евразийский мир, в его культурный код и часто они большие патриоты России, чем этнические русские: некоторые из нас, русских, до сих пор хотят в Европу. Со времен Золотой Орды, т. е. почти 800 лет, русские и татары живут вместе, успели подружиться и породниться. После падения царизма и отделения церкви от государства было много смешанных браков. Турция для жителей Татарстана, как и для остальных россиян, это деловой партнер, место, где можно хорошо отдохнуть. Но ни один житель Казани за границей не скажет, что он turk. На вопросы иностранцев отвечают russian или tatar, что полностью соответствует многонациональной парадигме россиянина.
Россия является частью тюркского мира, вторая экономика Европы, вторая армия мира и второй ядерной арсенал. Было бы правильно, чтобы Россия вступила в Организацию тюркских государств, а Азербайджан и Турция – в ЕАЭС. Такой сценарий будет выгоден и Узбекистану, т. к. позволит укрепить военное сотрудничество с Москвой и Анкарой и расширить рынок сбыта за счет Турции и Азербайджана. Русским и тюркам нечего делить. И поодиночке у них вряд ли получится устоять против Запада и Китая.
Александр Разуваев, русский евразиец, Москва.
Источник: uz30.media
Количество просмотров: 614